Агломерация как локомотив краевой экономики | Красноярская агломерация. Красноярск-2020

Тема Красноярской агломерации не выходит из фокуса внимания профессионального сообщества. В числе прочих вопросов она была затронута и освещена на июльском совещании по территориальному планированию Красноярского края. Кроме заместителей губернатора и других чиновников из краевой администрации в совещании принимали участие специалисты из Санкт Петербурга.

Социально экономический реализм

Повестка дня была посвящена проектам и схемам территориального планирования Красноярского края. Широта охвата объясняется универсальностью подхода к развитию экономики — как всего региона, так и городской агломерации. Принципиально важно смотреть на вещи реалистично, здраво оценивая возможности и конкурентные способности края в сравнении с соседями. Министерство регионального экономического развития рассматривает край в качестве локомотива и инновационной площадки пространственного освоения регионов с сохранением роли добывающего региона. Очевидно, что для успешного развития экономики ограничиваться лишь сырьевым и энергодобывающим направлениями мало, а потому предстоит найти и занять перспективные позиции в общей экономической картине.

Агломерация как локомотив краевой экономики Агломерация как локомотив краевой экономики

Несмотря на огромные запасы полезных ископаемых и леса, край проигрывает по ряду позиций соседям по макрорегиону, географически более выгодно расположенным к транспортным путям и потенциальным покупателям и переработчикам. Прогнозируемые ресурсы Томской области перекрывают потребности макрорегиона по добыче железных руд, по части угледобычи сильную конкуренцию нам составляют соседи с обеих сторон — Кемеровская и Иркутская области. Последняя опережает край и в плане перспективной лесосеки, что вкупе с развитой целлюлозно бумажной индустрией делает его номером первым в регионе. Кроме того, предприятия Братска и Усть Илимска уже успешно ведут лесозаготовки в Кежемском районе.

Позиции края очень сильны в цветной металлургии и энергетике, основанной на углесжигающей и гидрогенерации. В отношении нефти и газа дело обстоит сложнее — их запасы уступают на порядок Ямало Ненецкому и Ханты Мансийским полям.

Ландшафтно рекреационные ресурсы Красноярского края ("Столбы", Ергаки, озёра Шарыповского района) уникальны, но также конкурируют с соседями — горами Алтая и озером Байкал. С научно образовательной точки зрения по ряду параметров Красноярск уступает Новосибирску и Томску, хотя создание такого крупного вуза, как СФУ, делает перспективы постиндустриального Красноярска многообещающими. В расселенческом аспекте край также тесним соседями — с их пятью миллионами, вместе взятых, против неполных трех наших.

В географическом и транспортном аспекте край выступает преимущественно транзитным регионом — в историческом направлении Транссибирской магистрали. Меридианальная транспортная схема на сегодня развивается тоже не очень активно, что осложнено отсутствием прочной связки Северного морского пути и имеющейся дорожной сети. Предусматривается развитие транспортной схемы в части Северосибирской магистрали. Кроме того, планы создания транспортного коридора Салехард—Игарка—Норильск тоже может осложнить усиление связей север юг.

Шалахина Джамиля Халиловна

Шалахина Джамиля Халиловна, Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистики(г. Санкт-Петербург)

В силу этих доводов наиболее перспективным выглядит развитие такого важного транспортного узла создаваемой Красноярской агломерации — крупного грузового авиахаба, и возможного создания крупного логистически транспортного комплекса на базе железно , автодорожных и речных перевозок.

По большей части все экономические "гроздья" (кластеры) будут привязаны к Красноярску с пригородами и городами спутниками, где сосредоточена большая часть людских и кадровых ресурсов. Иными словами, Красноярская агломерация в стратегии освоения региона выходит на первый план.

Красноярская агломерация глазами петербуржцев

Приглашённые специалисты из санкт—петербургского института "РосНИИУрбанистики" Красноярской агломерации предлагают следующие меры по оптимизации транспортных, инфраструктурных и социально демографических связей. Динамическое развитие Красноярска и его окружения позволяет сделать выводы о перспективности создания на их базе крупнейшего транспортно логистического и культурно образовательного центра всего макрорегиона. Схемы создания агломерации и градостроительные решения предусматривают диверсификацию и модернизацию промышленности, размещённой на её территории, одновременно со строительством новых селитебных районов, обеспечивающих более равномерное и логичное расселение, а также усиление транспортных и инфраструктурных связей районов занятости со спальными и рекреационными.

Структура агломерации многослойна, и в ней можно выделить несколько оболочек: деловую, спальную и агропромышленную зоны. Их можно охарактеризовать и по критерию транспортной доступности. В зону получасовой доступности попадает деловой центр и смежные с ним районы города; в пояс часовой доступности попадают удалённые селитебные районы и коттеджные посёлки; ещё более удалены дачные массивы и объекты пояса продовольственной безопасности агломерации.

В качестве площадки для размещения делового центра предлагается район "Аэропорт", в границах трассы М 53 и долины реки Кача. В составе делового центра предлагается создание Сибирской биржи цветных и драгоценных металлов как одного из имиджевых, брендовых объектов агломерации. Здесь же предлагается развитие отельно офисной инфраструктуры мирового уровня (проекты сетевых операторов Hilton и Mariott), развитие современных видов связи. Особенности рельефа Красноярска требуют особой проработки инженерных и технических решений в развитии транспортной системы города и всей агломерации. В транспортной схеме особенно важной становится увязка строящегося метрополитена с размещением новых селитебных (селительных) зон агломерации, а также строительство четвёртого и пятого мостов через Енисей, создание центра транспортной логистики в районе 3 го моста, интермодального транспортного узла в районе Терентьево—Бархатово с таможенным терминалом и логистическим комплексом. Такой внутригородской объект, как многоуровневая развязка на Предмостной площади, имеет огромное значение и в транспортной схеме всей агломерации. Современные виды скоростного транспорта должны связать деловые зоны, новые зоны расселения, центры отдыха и рекреации. Инновационное развитие агломерации задаётся формированием современной образовательной системы, развитием и созданием локальных и глобальных научных центров на базе СФУ и КНЦ СО РАН. Продовольственная безопасность агломерации может быть обеспечена потенциалом прилегающих сельскохозяйственных территорий — проектом схемы выделены два продовольственных кольца со своей специализацией. Обязательным элементом агломерации должен стать современный рекреационный комплекс, охватывающий такие местные бренды, как "Столбы", Красноярская ГЭС, Дивногорск, "Бобровый Лог", "Роев ручей", река Мана и другие известные природные и рукотворные объекты.

Внутреннее кольцо Красноярской агломерации Развитие транспортно-логистического комплекса агломерации

Таковы предложения урбанистов из Санкт Петербурга, выполненные на основе выкладок и данных, представленных местными проектными градостроительными организациями, структурными подразделениями администраций города и края. Таково видение глазами петербургских специалистов стратегии развития Красноярской агломерации в общем пакете проектов территориального планирования края и макрорегиона. Надо отметить, что они отличаются большей глубиной проработки и конкретизации в сравнении с аналитическими выкладками и предложениями московской "MULTIGROUP". Выработка стратегии — задача сложная, которая может быть решена с учётом многих мнений и предложений. Решением совещания стали принятие и дальнейшая разработка планов территориального развития питерскими разработчиками и соответствующими департаментами краевой администрации. На эти цели отведены довольно короткие сроки — к осени планируется представить доработанный комплект проектов.

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирское строительство»