Важный эпизод «зодчества»

Городам, как и людям, присущ узнаваемый облик, подчёркиваемый или нивелируемый стараниями его зодчих. Их узнаваемый творческий почерк, словно красочные мазки, лессировки и штрихи, формирует портрет, архитектурное обличье. Как и в живописи, в красноярской архитектуре сложились свои школы, основывающиеся на преемственности, развитии традиций и профессионального мастерства.

Талант и мастерство наших зодчих получает все более широкое признание. Например, с фестиваля "Зодчество Восточной Сибири - 2007" делегация красноярских архитекторов увезла значительную часть наград. Профессиональная архитектурная деятельность подразумевает тесное общение и обмен опытом. Запереться в "башне из слоновой кости" - удел угрюмого романтика или мизантропа, а архитектор творит для людей. Себя показать и других посмотреть - это и есть основное назначение форума, фестиваля, конференции. Пансионат в пос. Кабардинка, Геленджик Польза от такого общения специалистов несомненна, а знание работ и знакомство с достижениями отечественных и зарубежных архитекторов очень способствует успешной практике проектирования и строительства домов и городов. К слову, иркутский форум приобрёл статус международного (хотя бы неофициально), поскольку в нем нынче принимали участие кроме представителей девяти субъектов Российской Федерации архитекторы из Нидерландов и Белоруссии. Работы, представленные на конкурс, оценивало жюри, также международное. Кроме восьми москвичей в нём работал архитектор из Амстердама Марк А. Кампо. Голландский гость провел мастер-класс и, конечно же, любовался красотами Байкала. Мастер-класс провел также московский архитектор Андрей Боков, занимающийся проектированием общественных зданий. В общем, состав участников и жюри был представительным и по статусу, и по географии. Тем более престижно, что красноярские архитекторы были отмечены столь большим количеством наград.

Золото красноярска

Золотого диплома в разделе "Постройки" номинации "Общественные и промышленные здания" удостоена работа авторского коллектива В.И. Ульянова и Н.В. Красноперовой - здание встроенно-пристроенной аптеки, которым красноярцы могут любоваться на проспекте Мира. Вписанное и пристроенное между историческими зданиями центра города, оно выдержано в стилистике классицизма и высокой эклектики и неплохо гармонирует с соседствующими строениями Арнольда. Еще один золотой диплом снискал проект "Пансионат в посёлке Кабардинка. Геленджик" (А. Пилипенко и Д. Жданов). Многокорпусный и среднеэтажный комплекс курортных зданий невычурен очертаниями, эргономичен по эксплуатационным свойствам и в ближайшем будущем воплотится у самого синего Чёрного моря.
Сибирская изба. Эффект бабочки Серебряного диплома удостоена "Сибирская изба. Эффект бабочки" (Артур Пилипенко, Антон Белых). Проект малоэтажной жилой застройки привязан к таёжной местности посёлка Шумиха на побережье Красноярского моря. Бронзовый диплом присуждён за "Культурно-развлекательный комплекс по ул. Просвещения в Красноярске (Пилипенко, Демирханов, Худякова, Шпильберг). Это тоже многокорпусный комплекс различающихся по внешней стилистике зданий, объединяющий характерный для творений Арэга Саркисовича угловатый силуэт одного из зданий и иллюзорно разваленные в разные стороны, по-пизански наклонные башни молодых коллег мэтра. Менее громких, но слышных фанфар удостоились дизайнеры, студенты и дети.
Итак, тройного триумфа удостоился молодой, но известный красноярский архитектор. Полный "металлический комплект" дипломов (золото, серебро и бронза), правда, в разных номинациях, привез Артур Пилипенко. Он постоянный участник и призёр "Зодчества Восточной Сибири", а также федеральных конкурсов, но занять весь пьедестал для него оказалось неожиданностью. При этом, говорит он, мотивом участия в конкурсе послужили не амбиции, а желание услышать мнения профессионалов.

Без лишнего пафоса

Региональный фестиваль разительно выгодно отличается от московского - своей непредвзятостью и чисто профессиональной деловитостью, отмечают участники. Ну и, конечно, в Иркутск архитекторы едут, стремясь сочетать полезное с приятным: полюбоваться байкальскими красотами и поделиться опытом и мастерством. Профессиональные разговоры участники форума ведут не только в рамках регламента, но и неформально - за обедом или ужином, во время неспешных прогулок, сидя у костра. Пафос, по-видимому, московские гости оставляют в столице, на восточно-сибирских "Зодчествах" царит рабочая обстановка. Кстати, по мнению московских коллег, творчество красноярских зодчих лишено налёта провинциальности.
Культурно-развлекательный комплекспо ул. Просвещения, Красноярск Встречи профессионалов знаменуют собой не только обмен опытом, это своеобразные точки отсчета, моменты, выявляющие новые тенденции. Как отметила Ольга Успенская, на фестивале прозвучало, что архитекторы наконец-то начали обращать внимание на генпланы. Это позволяет говорить о возрождении градостроительного искусства. Вместе с тем на "Зодчестве Восточной Сибири" было выставлено больше проектов (36), чем построек (25). В Москве же, как и в Питере, по словам главного редактора журнала "Архитектурный вестник" Дмитрия Фесенко, на подобных конкурсах наблюдается перевес построек. Он пожелал сибирякам того же самого. Кстати, красноярская архитектура как явление показалась главному редактору "Архитектурного вестника" достаточно значимой для того, чтобы подготовить спецвыпуск, посвященный городу на Енисее.
Ещё один плюс от "Зодчества" - налаживание контактов с зарубежными коллегами. Взаимодействие с голландцами после нынешнего фестиваля выглядит беспроблемным и перспективным. В расширении профессиональных горизонтов и заключён один из смыслов подобных мероприятий.
Польза от высокопрофессионального общения в неформальной обстановке огромна - как для самих зодчих, так и для городов, ими проектируемых и возводимых. Для красноярских архитекторов подобные фестивали - уже не проба пера (или компьютерной мыши), а мастерство высшей пробы - золота, серебра. Эпизод большого романа - с профессией, родным городом, страной.

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»