Городская архитектура | Объекты особого назначения

Строительство в центре требует от архитекторов особого отношения. При разработке такого проекта авторам нужно очень тщательно прорабатывать детали, рассматривая объекты в комплексе, ведь новые здания должны сочетаться с уже существующим окружением. Об этом в очередной раз вспомнили в ноябре на градостроительном совете, на котором рассматривались два проекта в историческом центре Красноярска.

Административно-гостиничный комплекс с инженерным обеспечением — такое название получил многофункциональный объект, который должен занять отчасти пустующую, отчасти занятую ветхим жильем площадку на набережной Качи, между улицами Игарской и Качинской. Заказчик объекта, московско-красноярская компания «РусДен», собирается построить на этом участке 22-этажную гостиницу, апартаменты гостиничного типа высотой 12 этажей и офисный комплекс площадью 6 тыс. кв. м.

Градостроительный совет Комплекс на Игарской

Комплекс на Игарской

Отличительной чертой нового комплекса является интересная архитектурная идея.
Три входящие в комплекс здания имеют тот же перепад высот, что и склоны Караульной горы, и, по замыслу архитекторов, своим силуэтом ее и должны напоминать. При этом самое высокое из зданий в проекте, разработанном «Архитектурным бюро Дубовика», не закрывает символ Красноярска — часовню Параскевы Пятницы: самая высокая точка здания гостиницы располагается на тридцать метров ниже часовни. К тому же, по замечанию Владимира Дубовика, рядом уже стоят более высокие доминанты, в центре уже построены высотные объекты, которые гораздо активнее влияют на силуэт города, чем предлагаемая гостиница.

Строить многофункциональный комплекс инвесторы планируют поэтапно, в несколько очередей: первой на площадке напротив «КрасКома» появится четырехзвездная гостиница на 150 мест. Во вторую очередь собираются возводить административный комплекс — офисы с трехуровневой парковкой на 200 машино-мест в откосе улицы Игарской. Завершит же формирование комплекса строительство апартаментов гостиничного типа с двухуровневой парковкой на 120 машино-мест.

Архитекторы отметили интересную объемно-пространственную композицию объекта, но указали при этом, что немного скошенные окончания зданий могли бы быть направлены в сторону Взлетки, как бы задавая движение от старого исторического к новому деловому центру города. Чтобы сохранить существующую перспективу, зодчие посоветовали немного приподнять здания над землей. Возник вопрос и с возможностью строительства парковок: близость грунтовых вод в пойме Качи осложняет строительство цокольных помещений.
«Когда мы собираемся строить на берегу Качи, подходить к этому следует очень бережно, с максимальным сохранением зеленого пространства, — считает архитектор Владимир Шадрин. — Если здания приподнять над землей, тогда мы не так стесняем пространство, проколы позволят создать видовые точки на сопки, и восприятие комплекса будет совершенно другим. Пока же здания стоят отдельными клиньями, которые сужают пространство».

Комплексный подход

Чтобы строительство на этом участке нового объекта не привело к возникновению транспортных проблем, авторы проекта предусмотрели только пешеходное движение с улицы Игарской, все автомобильные подъезды будут располагаться со стороны улицы Качинской. Вопрос организации транспортных потоков больше всего заинтересовал участников градостроительного совета. Сегодня в часы пик, когда весь центр города стоит в одной сплошной пробке, именно улицу Качинскую используют автомобилисты, чтобы выбраться на окраины. Появление комплекса означает дополнительную нагрузку на и без того несвободную транспортную артерию, и эти новые автомобильные потоки необходимо организовать.

«Ежедневно к зданию будет подъезжать пятьсот машин, — считает архитектор Юрий Суздалев. — Прежде чем утверждать этот проект, надо рассмотреть транспортную схему. Сегодня весь транспорт отсюда мы пускаем в центр, потому что на Дубровинского уже не выйти». «Нужно связать комплекс с улицами Вейнбаума, Сурикова, Белинского, — добавляет архитектор Валерий Крушлинский. — Необходимо рассмотреть транспортную схему для участка в целом, чтобы можно было доказательно разобраться. Пока же неочевидно, что этот большой комплекс будет подключен к городской транспортной сети».

В целом проект получил одобрение архитекторов, но с некоторыми оговорками. Было отмечено, что начинать нужно с рассмотрения на градостроительных советах проектов планировки микрорайонов, которые в настоящее время не выносятся на профессиональное обсуждение. По закону для их утверждения достаточно рассмотрения на городском совете.
«Раньше, когда в институте „Красноярскгражданпроект“ готовили проекты детальной планировки микрорайонов, был архитектурный совет, на котором они рассматривались, — вспоминает архитектор Юрий Суздалев. — Это была серьезная работа. Сейчас „Красноярскгражданпроект“ разрабатывает проект планировки, но архитекторы их не видят. Причем зачастую нам говорят, что отступать от сделанного проекта архитекторы не имеют права. Может быть, в этом месте на берегу Качи не нужно было „сажать“ здание, здесь мог бы разместиться парк и зеленый бульвар, но „Красноярскгражданпроект“ отчего-то посчитал возможным поставить здесь офисное здание. Подобным образом ситуация сегодня складывается не только по этому проекту. Похожее положение дел сейчас в Солнечном, Покровском и Николаевке. Все проекты планировки нужно рассматривать на градостроительном совете, для их принятия требуется экспертный совет, в законодательстве такое требование сейчас не закреплено».

По мнению участников градсовета, этой работой администрация города и профессиональное сообщество должны заниматься совместно. «Недавно я был в Новосибирске, где существует двухступенчатое рассмотрение всех проектов. На первой ступени проекты рассматриваются на градсовете, в состав которого входят одни архитекторы и который выполняет роль „сита“. На вторую ступень, градсовет, председателем которого выступает мэр города, проходят только те проекты, которые получили одобрение специалистов. Это правильный подход. Хотелось бы, чтобы с приходом команды нового главы в лучшую сторону менялась ситуация в городе. Что же касается проекта, материалов для рассмотрения недостаточно, нет генерального плана, без него оценить проект сложно», — подвел черту в обсуждении архитектор Владимир Ульянов.

Китайский торговый дом, проект Китайский торговый дом, проект

Новый облик Китайского торгового Дома

Вторым на градостроительном совете в ноябре рассматривался проект реконструкции здания Китайского торгового дома, подготовленный институтом «Красноярскгорпроект».
Зданию торгового дома не только необходимо придать современный облик, изменить внутреннее пространство, в котором сегодня павильоны размещены очень тесно, расширить коридоры. Находящийся в плачевном состоянии объект требуется капитально отремонтировать. В новом проекте торговый дом предлагается увеличить на два этажа, «одеть» в стеклянный фасад и присоединить к нему пристройку, площади в которой должен занять выставочный центр.

В результате всех преобразований торговые площади в здании вырастут с сегодняшних 4,8 тыс. кв. м до 6 тыс. кв. м, а само здание в своем новом варианте утратит красный цвет фасадов и будет представлять собой «закрытый» в стекло объем. Несмотря на увеличившиеся площади, дополнительные места на парковках для торгового дома создавать не собираются. А строящаяся по соседству парковка предназначена для офисного здания.
И сегодня найти свободное место для автомобиля рядом с торговым центром невозможно, а с увеличением площади здания количество транспорта еще больше возрастет. Использование для нужд посетителей торгового дома места на строящейся рядом стоянке бизнес-центра проблемы не решит. Участники градсовета предложили предусмотреть возможность размещения паркинга на цокольном этаже здания. Не соответствует современным требованиям и дебаркадер для разгрузки товаров, который в представленном на градсовете проекте рассчитан на один автомобиль. По замечанию одного из присут-ствующих, получился «рынок КрасТЭЦ на Стрелке». Если уж говорить о создании на этом месте обновленного торгового центра, то и подходить к его проектированию надо с современными требованиями.

Предложенное решение вызвало бурное обсуждение участников совета. Архитектор Владимир Шадрин не скрывал своего негативного отношения к проекту: «На протяжении нескольких лет последовательно уничтожается уникальный ансамбль на Стрелке, который в свое время был выставлен на соискание государственной премии: потерян силуэт здания КАТЭКНИИуголь. То, что строится сегодня, — это обезличенный стеклянный объем, подобные которому можно встретить по всему миру и который не может рассматриваться как элемент архитектуры. Неправильно было отдать под торговый комплекс это здание. Мы лишились лучшего места в городе для размещения гостиницы. Сегодня мы все время рассматриваем какой-то непонятный угол, как можно оценивать проект, не рассматривая ансамбль в целом».
Градостроительный совет отметил, что подходить к оценке можно только в комплексе с рядом стоящими зданиями, строящимся бизнес-центром, проект для которого был разработан архитектурным бюро Добролюбовых, и общественноделовым центром «Метрополь», и принял решение вынести проект на повторное рассмотрение. Затягивать с принятием этого вопроса дальше нельзя: здание Китайского торгового дома нуждается в срочной реконструкции, поэтому автору было предложено внести в проект изменения и представить его на суд архитекторов уже на следующем градсовете, дата которого предварительно назначена на 19 декабря.

Татьяна Крупко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №12 (107), декабрь 2012