Смотр архитектурных проектов | Архитектурный вернисаж по-красноярски

Накануне Дня архитектора в Красноярске впервые прошел смотр-конкурс дипломных работ по архитектуре и дизайну. Институт архитектуры и дизайна СФУ доказал, что способен проводить мероприятия международного масштаба на высоком уровне: подводя итоги, участники смотра назвали его лучшим за последний 21 год.

Смотр-конкурс дипломных работ по архитектуре и дизайну в СФУ Смотр-конкурс дипломных работ по архитектуре и дизайну в СФУ

Смотр-конкурс дипломных проектов по архитектуре в нашей стране имеет давнюю историю. Начавшись с 1965 года, традиция ни разу не прерывалась, даже несмотря на смену политической системы. После распада Советского союза конкурс лишь изменил границы и состав участников, стал называться иначе учредитель: теперь это Межрегиональная общественная организация содействия архитектурному образованию (МООСАО), аккредитованная при Международной ассоциации Союза архитекторов (МАСА) и Международной академии архитектуры в Москве (МААМ).
Со временем наряду с дипломными работами по архитектуре в смотре стали участвовать и проекты по дизайну. По традиции конкурс не имеет постоянной «прописки» и ежегодно «кочует» из вуза в вуз, так что каждый год делегаты встречаются в новом городе. С 16 по 23 сентября XXI смотрконкурс проводил красноярский Институт архитектуры и дизайна СФУ.

В ходе смотра оцениваются дипломные проекты выпускников текущего года в области архитектуры жилых и общественных зданий, градостроительства, промышленной и ландшафтной архитектуры, архитектуры села, реставрации и реконструкции. Красноярская архитектурная школа регулярно презентует на смотре-конкурсе дипломные работы своих выпускников, начиная с 1978 года. Традиционно комиссии смотра состоят из руководителей и профессорского состава архитектурных вузов, и в этом году красноярский Институт архитектуры и дизайна СФУ в комиссии представляли заведующие кафедрами — кафедры архитектурного проектирования Александр Слабуха, кафедры градостроительства Ирина Кукина, основ архитектурного проектирования Ольга Блянкинштейн — и ряд других преподавателей института.

«Представитель вуза докладывает о представленной работе, а комиссия оценивает ее, — так определяет порядок конкурса председатель совета МООСАО, профессор МАрхИ Сергей Бровченко. — Полнота в представлении проекта, интерес архитектурный и планировочный, использование новых современных конструкций, материалов, актуальность тем — это все входит в оценку проекта. Мы же люди творческой профессии, оценка нашей работы — это один из важных критериев. Тогда не нужно было бы ничего строить, если бы это не оценивал народ, не оценивали профессионалы. Зачем тогда и архитектура?»

Диплом МООСАО — это не только престижная награда. Представителям СМИ Сергей Бровченко пообещал, что авторов самых лучших работ поощрят материально: «Выделены деньги Союзом архитекторов России, выделены международной организацией, которая объединяет страны СНГ, самая большая премия — организацией СРО, объединяющей проектировщиков. Тридцать тысяч рублей положено дипломанту за эту работу».

Лучший проект смотра - "Вокзальный комплекс "Каланчевский" в Москве" (С. Худяков, МАрхИ) Проект спортивно-оздоровительного конкурса в Екатеринбурге (М. Попова, УрГАХА)

Квоты для участников

Участие в смотре-конкурсе приняли архитектурные школы из 54 городов, среди них ряд вузов из стран СНГ: Ереван, Баку, Алматы, Астана, Минск, Тирасполь, Бишкек — и города России от Владивостока до Санкт-Петербурга. Интерес профессионального сообщества к этому мероприятию настолько велик, что организаторам приходится ограничивать число проектов и делегатов квотой: максимум 7 человек от архитектурных вузов и 3–4 преподавателя от архитектурных факультетов, оговаривается и квота представляемых проектов — 1 проект от 15 выпускников школы. Проекты сверх квоты тоже выставлялись, но участия в конкурсе не принимали. Красноярский смотр собрал более 180 делегатов, на конкурсе были представлены свыше 500 дипломных проектов.

Участники конкурса от каждого вуза предварительно проходят строгий отбор. Из 80 дипломных проектов, которые защитили в 2012 году красноярские выпускники Института архитектуры и дизайна СФУ, в смотре приняли участие лишь 12 работ. Нужно отметить, правила конкурса таковы, что сами авторы проектов на смотре не выступают — их работы представляют педагоги вуза.
«От нас участвовало десять архитектурных проектов и два по дизайну, все они отмечены наградами, — рассказал директор Института архитектуры и дизайна СФУ, профессор, кандидат архитектуры Сергей Геращенко. — Отбор лучших дипломных проектов этого года выпуска шел на кафедрах, некоторые проекты рекомендовала государственная экзаменационная комиссия. Мы превысили квоту (изначально от нашего вуза предполагались всего четыре работы), но нам как принимающей стороне позволили это сделать».

По традиции смотра каждый проект оценивается дипломом куратора и организатора смотра — МООСАО. Дипломы разные — первой, второй и третьей степени. Дополнительно конкурсанты могут получить награды общественных организаций: Союза архитекторов России, Ассоциации ландшафтных архитекторов России, Международного союза архитекторов. Плюс местные награды — благодарственное письмо мэра, награды министерства строительства и спонсоров (дополнительными наградами общественных организаций был отмечен ряд работ красноярских выпускников). Лучший проект смотра получает золотую медаль.

Проект

Вера АвановаВыпускница Института архитектуры и дизайна СФУ, дипломант XXI смотра-конкурса архитектурных проектов Вера Аванова:

— Автовокзал — это лицо города. Сегодня он находится в неприглядном виде: нет нормальных условий для пассажиров (комфортных залов ожидания, перронов), там творится хаос, как в 90-е годы прошлого века. Между тем с транспортной точки зрения это важный участок на пересечении крупных магистралей города с потоком из активно застраивающегося советского района, то есть такое место, где возможна и эффективна будет пересадка жителей города. Моей задачей был транспортно-пересадочный узел с пересечением различных транспортных потоков, включающий в себя не только пересадочную функцию от междугороднего к внутригородскому участку транспорта, но и объекты торговли, бизнеса, общепита, гостиницу, перехватывающие подземные парковки. Таких узлов в Красноярске нет, но они доказали свою эффективность в других городах.

Если говорить о реализации этого комплекса, то сперва придется снести ряд ветхих складских помещений. Здание гостиницы останется, как и здание аэровокзала. А вот пристроенный к аэровокзалу ангар уберем. Город у нас кажется застроенным плотно, но оказалось, что именно в этом участке есть место, чтобы создать такой комплекс с минимальным разрушением того, что есть.

Мне хотелось создать автовокзал, чтобы он был эффектным, удобным. Существующее здание автовокзала сохранится как дань памяти месту. Проект основан на контрасте: я поставила его по оси, чтобы взгляд направлялся именно на здание аэровокзала. Плюс хотелось сделать его на фоне остекления, чтобы за ним стоящее здание таяло, его не было видно, а все внимание привлекало само здание аэровокзала — красивое здание, которое стоит сохранить, все-таки первый аэропорт Красноярска.

Дорогу молодым архитекторам

На церемонии открытия глава Красноярска подчеркнул значение архитектурного смотра-конкурса в развитии столицы края: «Конкурс, который проходит в городе Красноярске, для нас очень важен — впервые за более чем 50-летнюю историю этого конкурса впервые он проходит в городе Красноярске, — сказал Эдхам Акбулатов. — Сегодня у нас есть Сибирский федеральный университет. Сегодня город Красноярск — это город развивающийся, требующий новых подходов и новых решений. И вполне уместно, что этот конкурс проходит у нас. Не исключено, что многие из участников конкурса захотят реализоваться в городе Красноярске, и наша задача сделать так, чтобы у них была такая возможность, потому что город стоит на пороге новой градостроительной политики, которая заключается не только в комплексности, не только в том, что надо строить одновременно и жилые микрорайоны, и объекты социальной сферы, и дороги, самое главное заключается в другом. Город должен быть таким, чтобы он давал возможность реализовываться творческим людям, творческим подходам к решению задач, он должен быть дружелюбен к творчеству в широком смысле этого слова. Это творчество и в работе, и в организации досуга, творчество с точки зрения создания дружелюбной, экологичной, комфортной среды, которая призывает человека остаться в городе, чтобы ему было интересно жить в городе. Поэтому я, откровенно говоря, возлагаю надежды на результаты сегодняшнего конкурса. Надежды в том смысле, что появятся новые люди, которые наряду с именитыми титулованными архитекторами будут формировать облик будущего города Красноярска. То, что красноярцы стремятся участвовать в конкурсе, то, что они предлагают свои работы, очень важно для нас, и наша задача — поддержать молодых архитекторов».

Как пояснил мэр в своем приветственном обращении к участникам смотра, его внимание к этому мероприятию продиктовано как задачами муниципальной политики, согласно которым городские власти вместе с архитекторами и строителями должны через городскую среду формировать местное общество, так и профессиональным интересом: Эдхам Акбулатов закончил Красноярский политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Выступив с речью на торжественной церемонии, глава города осмотрел выставку проектов и задержался у стенда с работами красноярских выпускников. Он пригласил молодых архитекторов на встречу с представителями профильных служб городской администрации, которая, возможно, станет началом пути к воплощению проектов на улицах Красноярска.

Актуальность представленных дипломниками решений подчеркивает директор Института архитектуры и дизайна СФУ Сергей Геращенко: «Темы любопытные, нужные Красноярску, затрагиваются в дипломных и курсовых проектах не первый год, но город, к сожалению, никак не реагирует. У нас представлены варианты решения характерных проблем: транспортных, объемных, архитектурных, ландшафтных, экологических, — все они поднимаются в этих проектах».

Проект дома переменной этажности в жилом районе "Новая Сходня" (С. Першина, МАрхИ) Проект футбольного стадиона в Нижнем Новгороде (М. Николаева, Мос. гос. ун-т по землеустройству)

Смелый полет фантазии

Какие перспективы открываются перед проектом красноярского IT-парка на базе радиотехнического завода, идеями реконструкции и развития парка им. М. Горького или предложением превратить красноярский мукомольный завод в политехнический музей, судить сложно, но и авторы, и наставники полагают, что без существенной переработки не обойтись.

«Трудно студенческий проект завтра реализовать, — говорит Сергей Геращенко. — Это другой уровень проектирования. Он может выступать как эскизный проект к следующему этапу разработки. Я знаю единственный пример, когда дипломный проект лег в основу рабочего проекта, — это дипломная работа Виталия Орехова, стадион на острове Отдыха. Рожденные студентами идеи заимствуют, мягко говоря, используют потом в практике, именно здесь „питаются“ практикующие архитекторы, потому что где, как не в дипломном проекте, можно раскрыться, пофантазировать. Половина и даже больше проектов — это архитектура завтрашнего дня».

«Как у нас говорят, на дипломном проекте можно похулиганить, показать все, на что способен, потому что в работе это вряд ли получится, практикующего архитектора ограничивают нормы, — рассказывает выпускница Института архитектуры и дизайна СФУ Вера Аванова. — Конечно, в своих проектах мы стараемся привязываться к местности, если предлагаем сносить, то обосновываем, почему это необходимо. В дипломных проектах мы редко просчитываем экономическую составляющую, потому что за время, выделенное на диплом, такой объем работы сделать сложно.
В работе с заказчиком, чтобы его заинтересовать, нужно сначала показать эскиз-проект. Он должен быть необычным, с изюминкой, может, в чем-то и нереальным. В дальнейшей разработке приходится от чего-то отказываться, что-то менять, удешевлять, при выходе идея может измениться, но мы стараемся ее сохранить. То, что нам преподаватели позволяют все, что угодно, а не сковывают ограничениями, это помогает. По опыту обучения за границей могу сказать, что там студентам сложнее: они привязаны к рамкам и при выходе мыслят кубами. Им сложно раскрыться, придумать что-то необычное. Архитектор должен фантазировать, и мы предлагаем то, что не сейчас, не завтра, но в перспективе будет применено. Чаще всего для наших идей технологии еще не разработаны или уже есть, но пока не дошли до нас».

Дипломанты XXI смотра-конкурса

Дипломы I степени МоосАо получили проекты:

  • «Жилой комплекс для креативного сообщества» Артема Коровина;
  • «Реконструкция красноярского мукомольного завода под политехнический музей» Владимира Грибаня;
  • «Реставрация церкви Петра и Павла в селе Ново-Александровка Уярского района Красноярского края» Алисы Ивановой;
  • «Принципы модификации „провалов“ градостроительной ткани» Елены Караулановой;
  • «Общественное пространство микрорайона «Красноярск-сити» Евгении Уколовой;
  • «Институт архитектуры и дизайна» Полины Никитиной.

5 проектов выпускников СФУ помимо дипломов I степени МООСАО получили дополнительные награды от организаторов смотра-конкурса:

  • «Транспортно-пересадочный узел с автовокзалом в Красноярске» Веры Авановой — грамота главы города Красноярска и грамота Международной ассоциации Союза архитекторов;
  • «Дом камерной музыки в историческом квартале Красноярска» Анны Шаровой — диплом Союза московских архитекторов;
  • «Реконструкция и развитие парка им. М. Горького» Алины Столяр — диплом Ассоциации ландшафтных архитекторов России;
  • «Реконструкция радиотехнического завода в Красноярске. Красноярский IT-парк» Анны Лошаковой — грамота Союза архитекторов РФ и грамота министерства строительства и архитектуры Красноярского края;
  • «Жилая студенческая среда» Людмилы Гаранджук — диплом Союза дизайнеров РФ.

Проект «Буферные зоны мостового перехода на острове Татышев» Дины Глушковой получил диплом II степени МООСАО.

Дипломы всем, медаль — лучшему

Золотую медаль получает лучший проект смотра, который уполномочен определить совет МООСАО. Председатель общественной организации архитекторов Сергей Бровченко ставит точку — посоветовавшись с председателями комиссий, он принимает окончательное решение, какой проект выбрать из сотен студенческих работ.

В этом году золотой медалью РААСН им. А. Г. Рочегова за лучшую работу смотра был награжден проект выпускника МАрхИ Сергея Худякова «Вокзальный комплекс „Каланчевский“ в Москве» (рук. — проф. В. И. Сысолятин, доц. А. Э. Ерзовский, преп. И. Н. Щепетков). Жюри смотра по достоинству оценило уровень его исполнения.
«Я до сих пор не верю, что эту работу мог выполнить один человек за время, отведенное на подготовку дипломного проекта, — отмечает директор Института архитектуры и дизайна СФУ Сергей Геращенко. — Впрочем, москвичи часто получают золотые медали — уровень проектов в МАрхИ высокий. К нему стараются подтянуться остальные школы, в некоторых номинациях лучшими становятся проекты других вузов, но Московский архитектурный институт имеет весомое преимущество — школе больше 200 лет, она объединяет лучших педагогов и дает студентам возможность учиться за границей. Тем не менее, золотую медаль РААСН однажды уже привезла в Красноярск в 2004 году из Волгограда архитектор Олеся Бледных. Этой почетной награды удостоился ее дипломный проект «Экспоцентр „Красноярская ярмарка“, (рук. С. М. Геращенко, консультант Г. П. Кузема)».

Организация на пятерку

По отзывам всех приехавших педагогов, руководителей архитектурных школ, смотр получился удачным, делегаты отмечали, что это лучший смотр за 21 год. Участники конкурса остались в восторге и от Красноярска, и от СФУ, и от красноярского Института архитектуры и дизайна.

Успех дебютного для нашего вуза мероприятия стал возможен благодаря продуманному и тщательному подходу к его организации вплоть до мелочей, всесторонней поддержке Сибирского федерального университета и материальной помощи компаний-спонсоров. Особое внимание организаторы уделили тем моментам, которые по каким-либо причинам не удавались в предыдущих смотрах, учтя ошибки предшественников.

Благодаря службам СФУ, логистике, гаражу и сотрудникам встреча иногородних участников смотра была организована безукоризненно. Гости прибывали в Красноярск по большей части авиатранспортом, их доставляли из аэропорта по несколько человек, но таких накладок, чтобы приезжие добирались до города своим ходом, принимающая сторона не допустила.
Заботливо продумывался вопрос размещения прибывших. Подавая заявку на участие, делегаты выбирали, где остановиться в Красноярске, из двух предложенных вариантов. Большинство педагогов просили забронировать им места в гостинице «Уют», в студенческом общежитии изначально согласились жить немногие. В результате, уже оглядевшись на месте, они меняли свое решение в пользу комнат в общежитии. В гостиничных номерах поселились лишь 40 человек, остальным больше приглянулись условия в новом общежитии СФУ № 22, куда студентов пока не заселили: в уютных просторных комнатах для делегатов приготовили новую посуду, всю необходимую бытовую технику: холодильник, микроволновку, чайник, стиральную машину — и белые тапочки.

О внимании и уважении к гостям свидетельствовали даже детали. Зарегистрировавшись на смотре, каждый делегат получил набор сувенирной продукции с разработанной сотрудниками Института архитектуры и дизайна символикой мероприятия. «Если на предыдущих смотрах в лучшем случае давали папку с буклетом, то мы приготовили рюкзачки с картой города, блокнотом, ручкой, значком, бэйджем», — говорит Сергей Геращенко. Дополнительно каждому участнику вручили схему пунктов питания в корпусах СФУ, на которой отмечены 9 мест на территории университетского комплекса, где можно перекусить. В числе прочих сувениров каждый гость смотра-конкурса увез с собой пакет с семенами сибирской сосны на память о Красноярске.

Помимо экспертной работы комиссий в программе мероприятия целый день был посвящен международной научной конференции «Перспективы архитектурно-художественного образования», организаторы оставили достаточно времени на знакомство с красноярскими кафедрами и Сибирским федеральным университетом в целом. «Если обычно этот раздел смотра бывает спонтанным, скомканным, то мы специально зарезервировали в программе полдня, для того чтобы приехавшие смогли поделиться опытом, посмотреть наши кафедры — и выпускающие, и общеобразовательные, — что получилось, на мой взгляд, очень хорошо», — подчеркнул продуманную организацию мероприятий Сергей Геращенко. Так же четко и целенаправленно были спла-нированы два мастер-класса ведущих педагогов из Москвы и Екатеринбурга.

Участники не пожалели похвал великолепно организованной выставке, просторной, светлой, с легко читаемыми проектами на современных стендах. Смонтировали ее за одну ночь. «Есть традиция, может быть, не очень удачная, — объясняет Сергей Геращенко, — делегаты не отправляют заранее проекты по почте, а привозят их с собой, так что мы с ребятами развешивали проекты по мере приезда участников. Все оборудование уже стояло наготове. В день открытия выставка была готова на 99 процентов — некоторые участники приехали к вечеру. Хорошо, что конструкции были сделаны с запасом, не пришлось искать дополнительные площади».

Смотр-конкурс дипломных работ по архитектуре и дизайну в СФУ Смотр-конкурс дипломных работ по архитектуре и дизайну в СФУ

Смотр на пользу Красноярску

Связанные с подготовкой смотра хлопоты, конечно, потребовали мобилизации всех организационных усилий, но результаты оправдали их в полной мере. «Я был на многих смотрах и завидовал принимающим вузам, — вспоминает директор Института архитектуры и дизайна СФУ Сергей Геращенко. — Моей давней мечтой было заполучить смотр в Красноярск. Потому что, во-первых, все работы, выставленные на конкурс, остаются вузу-организатору как методический фонд — такова традиция смотра. Это бесценное богатство. А кроме того, приезд мэтров архитектуры из разных школ, возможность увидеть педагогов, встретиться с ними, обменяться мнениями, методиками — вот то, ради чего наш смотр существует. Не всем удается съездить на стажировку хотя бы в Москву или Санкт-Петербург, а здесь приезжает вся страна. В каждом из 54 вузов есть свои особенности, методики, подходы, это видно и по работам. Очень много интересного в небольших, не центральных школах — в той же Вологде работы ничуть не слабее, чем в МАрхИ или Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете».

Как заметил Сергей Геращенко, после смотра, проведенного в том или ином городе, на следующем смотре эта школа делает рывок: «Такая закономерность, думаю, связана с тем, что студенты не варятся в собственном соку, а получают возможность увидеть сразу столько проектов в крупном формате. Например, наши студенты ко мне подходили и говорили: „Мы такой подачи проектов, такой графики раньше не видели“. Ведь даже вычертить и подать один и тот же объект можно совершенно по-разному. И когда видишь всю эту палитру, хочется сделать хотя бы так же, а то и лучше.
Я считаю, что красноярский смотр — это бесценный подарок нам и возможность развиваться, двигаться вперед.
Пока что среди всех школ — участников смотра мы занимаем средние позиции: не внизу, но и не в лидерах. При этом мы растем, наши проекты с каждым годом становятся лучше и лучше, потому что у наших студентов появилась возможность ездить на стажировки, общаться с зарубежными студентами, мы дружим с некоторыми зарубежными вузами — американским в Сиэтле, с дрезденским, с чешским техническим университетом, каждый год два-три наших студента уезжают туда учиться на семестр».

В следующем году архитектурной школе Санкт-Петербурга исполнится 180 лет, поэтому педагоги большинством голосов решили провести следующую встречу на берегах Невы. Красноярский Институт архитектуры и дизайна СФУ передал эстафету проведения смотра Санкт-Петербургскому государственному архитектурно-строительному университету. Через год те же именитые педагоги — архитекторы и дизайнеры — будут оценивать проекты новых дипломников, а до того момента работать со студентами, применяя идеи, возникшие в процессе общения с коллегами на конкурсе.

Зоя Зимина

Источник: Журнал «Сибирский дом» №10 (105), октябрь 2012