Размещение наружной рекламы | Реклама движется к порядку

В свое время с центральных улиц Красноярска исчезла стихийная уличная торговля, а теперь вслед за ней лицо города постепенно освобождается от навязчивых лозунгов, которыми пестрел буквально каждый пятачок вокруг мест деловой активности и оживленной торговли. Сегодня все виды рекламы — от растяжек во всю высоту фасада многоэтажки до отдельно стоящих конструкций — находятся под контролем специально созданного два года назад управления.

Реклама движется к порядкуУправление наружной рекламы при городской администрации появилось 1 декабря 2008 года. С этого времени новое структурное подразделение мэрии успело создать нормативную базу: методику, определяющую, сколько будет стоить установка и эксплуатация рекламных конструкций на муниципальном имуществе, порядок оформления необходимой для этого документации; порядок демонтажа самовольно установленных рекламных конструкций. Создан и функционирует Совет по рекламе, в чьем ведении находится размещение рекламоносителей, формирование подхода к визуальному восприятию и сохранение исторической среды краевого центра.

В марте 2010 года был сформирован коллегиальный, совещательный орган — Совет по рекламе. В него вошли депутаты горсовета, должностные лица из администрации Красноярска, государственной инспекции безопасности дорожного движения, представители министерства культуры Красноярского края, общественных организаций, рекламных агентств, известные архитекторы и художники города. Все эти люди сообща определили место рекламных носителей в городской среде, что отразилось в концепт-программе, подготовленной управлениями наружной рекламы и архитектуры при участии Совета по рекламе.

Размещение по правилам

Как и полагается концепции, в утвержденной горсоветом программе сформулированы современные требования к городской рекламно-информационной инфраструктуре, направленные на формирование целостного архитектурно-художественного облика города. Согласно концепции, Красноярск разбит на четыре зоны, для которых, в зависимости от градостроительных и архитектурных особенностей территории, предусмотрены требования к типу, размеру, стилевому решению рекламоносителей.
Особое внимание разработчики уделили исторической части города. Например, в центре Красноярска недопустимы крупноформатные конструкции с площадью рекламного поля более 18 кв. м, а также вывески на строительных ограждениях и заборах, конструкции на крышах зданий и некоторые другие виды рекламоносителей. Расстояние между рекламными тумбами и пилонами не должно быть меньше 40 метров. При этом против рекламно-информационных объектов на скамьях и остановочных павильонах концепт-программа не возражает. При этом на размещение рекламных конструкций в зонах охраны памятников истории и культуры распространяется законодательство об объектах культурного наследия.

В зоне жилой застройки рекламные конструкции размером более 18 кв. м разрешены, но с одним условием — при наличии перспективы и свободных от застройки земельных участков. Этот момент принципиален, поскольку размер и технические характеристики крупноформатных баннеров могут доставлять неудобства жителям домов.

Реклама по схеме

После того как появилась концепция, содержащая требования к размещению рекламы в городе, следующим шагом стала реализация их на практике в виде схем размещения рекламных конструкций. Специалисты в соответствии с концепцией определяют места для рекламных носителей, после чего по утвержденной схеме проводятся торги за право их занимать. На первом за недолгую историю управления наружной рекламы аукционе в июне 2010 года выставлялись участки под рекламные носители на свежеотремонтированной улице 9 Мая. Всего же за 2010 год продажа рекламных мест пополнила городской бюджет на 8,1 млн рублей. Прошедшие в феврале нынешнего года новые аукционы определили владельцев 8 мест под баннеры на проспекте Авиаторов между улицами Молокова и 9 Мая. В среднем каждое место под установку баннера на Авиаторов обошлось в 135,8 тыс. рублей, с победителями аукциона заключили договоры на 5 лет.

Стартовую цену лота вывели из рыночной стоимости рекламного места, для этого каждый участок оценивали независимые эксперты. Такую методику расчета, обусловленную рыночной ситуацией, в управлении наружной рекламы обещают применять и в дальнейшем. До конца этого года появятся схемы размещения рекламных конструкций по основным городским магистралям, а на торги в 2011 году выставят еще около ста рекламных мест. Те баннеры, чьи владельцы получали разрешения на пять лет, вплоть до 2012–2013 года останутся на прежних местах. Как только разрешение перестанет действовать, рекламные места после сбора необходимых согласований будут выставлены на аукцион.

К слову, разрешения на установку рекламных конструкций управление наружной рекламы выдает и сейчас. Правда, касается это только тех носителей, которые появятся на немуниципальной собственности — в основном речь идет о конструкциях на зданиях и сооружениях. В отношении рекламы, которая претендует занять место на объекте, принадлежащем городу, действует схема продажи на аукционе. За 2010 год было выдано 75 разрешений, и госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции пополнили бюджет Красноярска на 288,5 тыс. рублей.

Реклама движется к порядку Реклама движется к порядку

Щиты вне закона

Не секрет, что рекламные носители, которые разместили в неподобающих местах, не только портят облик города, случаются проблемы и посерьезнее. Смонтированные наспех, без учета ветровых нагрузок и прочих нормативов баннеры представляют угрозу безопасности граждан, мешают работе городской инфраструктуры и ремонтных служб. Совсем недавно, в середине ноября 2010 года самовольно установленная аккурат над трубопроводом конструкция помешала оперативно устранить аварию теплотрассы в Северном.

Несмотря на то что борьба с незаконной наружной рекламой ведется, темпы ее не столь высоки. До сих пор в Красноярске без разрешения на установку остается 1086 отдельностоящих рекламных конструкций и 325 конструкции, размещенные на зданиях и сооружениях. На злостных нарушителей заводят дела об административных правонарушениях — в прошлом году открыли 65 таких дел. Но, к сожалению, желание получать прибыль от теневого бизнеса заставляет недобросовестных рекламщиков размещать незаконные конструкции вновь и вновь, причем нередко на том же месте, где щит однажды уже демонтировали.

Впрочем, в ноябре прошлого года Высший арбитражный суд РФ разрешил убирать с улиц установленные самовольно рекламные конструкции не только по решению суда, но и на основании предписаний, что заметно сократит бумажную и судебную волокиту. В феврале 2011 года состоялись аукционы на демонтаж 223 конструкций, победители торгов примутся за работу уже в ближайшее время.

Все средства хороши

С нелегальной рекламой на городских улицах управление наружной рекламы борется не только штрафами и сносом щитов. Определенный эффект дало обращение к сознательности тех рекламодателей, которым не приходило в голову поинтересоваться, на законных основаниях установлены баннеры или нет. Летом 2010 года в Красноярске прошла акция «Чистая реклама», наравне с городской администрацией участие в ней приняли десятки крупных рекламных компаний.

В рамках акции на незаконных щитах появилась надпись «Рекламная конструкция без разрешения и владелец конструкции разыскивается», а рекламодатели получили письма с призывом проявить свою гражданскую ответственность перед жителями города и отказаться от использования незаконной рекламы. В итоге десятки рекламодателей вняли обращению, продолжив свою рекламную кампанию уже на «правильных» щитах.

Конечно, нам еще далеко до порядков, закрепившихся в развитых странах, где муниципалитеты с особым вниманием и нередко даже трепетом относятся к облику города. В тех районах, где сконцентрированы исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, реклама часто сводится лишь к оформлению вывесок и витрин. Красноярску, в котором стихийную рекламу на заборах и балконных фасадах жители пока считают не чудовищным вандализмом, а обычным явлением, много придется над собой работать, но первые шаги уже сделаны.

Зоя Зимина

Источник: Журнал «Сибирский дом» №3 (86), март 2011