Подводные камни госзаказа | Тендеры на строительные работы

Экономическому кризису пошел второй год. Для многих компаний сейчас получение госзаказов с гарантированным финансированием — один из верных способов удержаться на плаву. Но не зря среди предпринимателей ходит шутка: если золотую рыбку поймать в России, то одно желание придется «откатить». Зачастую конкурсы на поставку товаров и услуг для государственных нужд выигрывают приближенные фирмы. Способов, как обойти подводные камни ФЗ № 94, за четыре года, что существует закон, придумано немало. Правда, и законодатели не дремлют. С 2005 года документ претерпел 11 редакций. С 1 ноября 2009 года в процедуру государственного заказа вновь вносятся изменения.

Памятник "Взятке" в ОдессеПамятник «Взятке» в Одессе. «Взяткой» скульптуру окрестили местные жители. По замыслу мэрии памятник должен был символизировать событие XVIII века и назывался «Апельсин». В 1794 году Екатерина II издала указ о строительстве в Одессе морского торгового порта. Но Павел I приказал его закрыть. Тогда предприимчивые одесские купцы послали в подарок вздорному императору баржу с апельсинами. Павел I очень любил эти фрукты. На следующий день после получения щедрого подарка император возобновил указ матери о выделении 250 тысяч рублей золотом на возведение порта. С тех пор порт начал активно строиться, а Одесса — расцветать. Памятник представляет собой установленный на постаменте апельсин с вынутой долькой. Фрукт увековечили 2 сентября 2004 года — в День города, который, по преданию, и спасли апельсины. Три года монумент простоял в нескольких шагах от мэрии Одессы. Но в 2007-м власти спохватились, и «взятку-апельсин» убрали в противоположную сторону, чтобы не было ненужных ассоциаций.

Игра по новым правилам

Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года были утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Нововведения вступают в силу с 1 ноября этого года. Теперь для того, чтобы оценить заявку, необходимо использовать как минимум два критерия, одним из которых является цена контракта. Для нее вводится единая формула расчета, которая, по задумке, должна сделать невозможными манипуляции с ценой. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов. При этом значимость цены контракта за «единицу товара, работы, услуги» не может быть менее 35 процентов.
Интересы заказчиков тоже защищены. Представители государства автоматически избавляются от тех предложений, которые не имеют под собой экономической основы. В Правилах установлена нижняя граница срока исполнения контракта и верхняя граница сроков гарантии качества. Такая мера должна отсеять заявки с нереальными сроками. Не секрет, что подчас фирмы-претенденты на заветный госзаказ указывали период выполнения заказа, например, в один день или давали нереальную гарантию на десятки лет.

Хотели как лучше, а получилось как всегда

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в прошлом году чиновники и поставщики оставили в своих карманах почти каждый 12-й рубль. Завышение цен при проведении госзакупок обошлось бюджету страны, то есть фактически налогоплательщикам, в 364 миллиарда рублей. Впрочем, принятый в июле 2005 года ФЗ № 94 направлялся не на обогащение организаторов госзаказов, а на «развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений» (гл. 1 ст.1 ФЗ № 94), то есть призван был сделать механизм распределения государственных заказов прозрачным. По закону все приобретаемое для нужд госучреждений, начиная от скрепок для чиновников до, например, ремонта и строительства школ и детсадов, обязали производить через конкурсы, аукционы и запрос котировок. Победителем становится компания, предложившая лучшие условия (это самое важное в конкурсе) и цену (на аукционе тот, кто назвал наименьшую цену, — тот и выиграл). Котировки же запрашиваются в том случае, когда сумма заказа составляет от 250 до 500 тысяч рублей. Организатор госзакупок обязан заблаговременно информировать об их проведении, участники же предоставляют заявку и конкурсную документацию. Но вот тут, как оказалось, не все так просто.

Мнение эксперта

Александр ШляхинАлександр Шляхин, генеральный директор информационной компании «Сибдом»
— При проведении государственных заказов необходим квалификационный отбор. Сейчас нередки случаи, когда торги выигрывают компании, не имеющие ни должного оборудования, ни материальной, ни кадровой базы. Они побеждают за счет понижения цены и уменьшения сроков. Такие компании-однодневки получают аванс, но работы не выполняют. Между тем строительство, например, школ, больниц, домов предполагает серьезный объем работ. Допускать к ним, не предъявляя жестких требований, непонятные компании — такая «экономия» бюджетных средств неправомерна. Вспомним, московская фирма «Медиал» в сентябре 2005 года заключила контракт на разработку проектно-сметной документации для строительства лечебно-диагностического корпуса Краевого онкодиспансера. Стоимость работ составила 3,2 миллиона рублей. Но в июле 2008 года этот проект получил отрицательное заключение Красноярской краевой государственной экспертизы, он не соответствовал установленным требованиям и не мог применяться для строительства. Министерство строительства и архитектуры края в судебном порядке расторгло госконтракт с ООО «Медиал» и вернуло бюджетные деньги. Конкурс пришлось проводить заново, впрочем, теперь уже на реконструкцию и расширение всего краевого онкологического центра.

Правовой ликбез

В начале октября в МВДЦ «Сибирь» состоялся круглый стол «Основные проблемы по заполнению (предоставлению) заявок на участие в процедурах размещения государственного заказа на территории Красноярского края». Специалисты Агентства госзаказа рассказали бизнесменам, какие ошибки чаще всего встречаются в заполненных анкетах. Так, предприниматели не указывают точные технические характеристики, например, при госзаказе на поставку компьютеров называется их марка, вес и цвет, что не соответствует требованиям «техническая характеристика». Ещё одна типичная ошибка — превышение максимальной начальной стоимости товара. Кроме этого нередко бизнесмены отправляют не весь предусмотренный законом набор документов. Так, к необходимому пакету бумаг относятся учредительные документы, выписка из государственного реестра юридических лиц, причем взять её следует незадолго до аукциона — выписка годовой давности не подойдет. При госконтракте на крупную сумму, например, если речь идет о строительстве важного объекта, претендент должен обеспечить заказ, дать гарантию, что, выиграв, потом не откажется от выполнения. В роли обеспечения может выступать банковская гарантия, страховка, поручительство юридического лица или залог денежных средств.
Главный специалист Агентства госзаказа Юрий Глухов также посоветовал предпринимателям быть внимательнее, если в госзаказе желают участвовать филиалы компаний. Например, когда головная компания находится в Москве, а филиал в Красноярске, только головная компания, которая обладает статусом юридического лица, от своего имени, на своем бланке подает заявку на участие.

Весь пакет документов должен быть прошит, пронумерован и иметь опись листов. При этом аукционную заявку нужно прошивать нитками, скреплять степлером нельзя, иначе это засчитают как нарушение.
Ещё один нюанс. Организаторы госзакупок иногда не указывают, какими документами следует подтвердить гарантию качества товара или услуги. В этом случае к заявке следует приложить документы, подтверждающие высокую квалификацию сотрудников фирмы, пройденные ими курсы, а также различные грамоты-сертификаты с выставок. Тогда, если две фирмы наберут равное количество баллов и предложат одинаковую сумму для выполнения заказа, предпочтение комиссия отдаст той, что «побольше себя похвалит». Правда, победить на законных основаниях удастся, если сами торги проходят честно.

Нарушаем?

Самый простой способ «обойти» официальную процедуру проведения торгов — не сообщать о них. В таком случае количество участников сводится к одному — тому, кого персонально известили о существующем заказе. Но чтобы другие об этом не узнали, информацию о конкурсе публикуют «задним числом» или размещают на малоизвестном ресурсе. Конкурентов можно «убрать» и по формальным причинам. Поскольку правила заполнения многотомной документации построены на соблюдении ряда тонкостей, придраться к любой запятой не составит труда. Привести «свою» фирму можно разными способами. Как рассказали в Красноярском УФАС, в Ермаковском районе проводился аукцион на право заключить контракт и выполнить ремонт родильного отделения районной больницы. В торгах участвовали 8 компаний, в том числе фирмы из Шушенского и Абакана. В назначенный день представители семи из них пришли к кабинету главврача больницы — так было указано в полученном накануне извещении. Но вот ни конкурсной комиссии, ни заказчика люди не обнаружили — двери были заперты. И только один претендент — ООО «СтройУниверсал» — оказался в «нужное время, в нужном месте» — в администрации района, где был признан победителем и получил контракт по максимальной цене — 1 миллион 715 тысяч рублей. Между тем конкуренты из Хакасии готовы были ремонтировать и за половину этой суммы. Обманутым компаниям ничего не оставалось, как обратиться с жалобой в антимонопольное управление.

Мнение эксперта

Олег ХарченкоОлег Харченко, заместитель руководителя Красноярского УФАС России
— Отделом контроля в сфере размещения государственного и муниципального заказов в истекшем периоде 2009 года уже рассмотрено 445 жалоб, хотя за весь 2008 год мы получили 240 жалоб. В этом году около 30 процентов заявлений связано со строительной сферой, причем по сравнению с истекшим периодом 2008 года их количество увеличилось более чем в два раза. Например, недавно в управлении рассматривались жалобы ООО «Стройинвест», ООО «Стройтехникс», ООО «ВИП-Строй», ООО «Контур», ООО «АСстрой» на действия администрации Тюхтетского района при проведении открытого аукциона «На право заключения муниципального контракта на строительство 16-квартирного жилого дома для социального использования в с. Тюхтет». В ходе рассмотрения были установлены нарушения порядка приема заявок на участие в аукционе и отбора участников размещения заказа. Заявки ООО «ВИП-Строй» и ООО «Стройтехникс» не были приняты и зарегистрированы заказчиком. ООО «Стройинвест», ООО «Контур», ООО «АСстрой» не допустили к аукциону по «надуманным» причинам в целях допуска единственного участника — ООО «СтройАчинск», с которым администрация Тюхтетского района заключила контракт на строительство этого дома ещё в 2008 году. В адрес управления были представлены фотоматериалы, свидетельствующие о проведении работ по строительству дома на дату размещения вышеуказанного заказа. Председатель аукционной комиссии был оштрафован за допущенные нарушения на 30 тысяч рублей. Полученные материалы переданы в прокуратуру Красноярского края для принятия соответствующих мер реагирования в связи с наличием в действиях руководителей района признаков уголовного преступления.

Минэкономразвития приводит пример, когда некоторые ведомства-заказчики в этом году использовали при вводе названия лота 1–2 латинские буквы, аналогичные по написанию буквам кириллицы (например, «с» или «а»). В результате через поиск на сайте заказ могли обнаружить только предупрежденные заранее компании, договорившиеся с нечистым на руку чиновником. Нередко и сами участники торгов вступают в сговор в пользу одного из претендентов. Документы подают несколько компаний, но на аукцион является представитель одной и выигрывает его по изначальной, то есть максимальной, цене. Конечно, не бесплатно, 10–20% от суммы тендера — это стандартный размер «отката». По словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрея Цариковского, чаще речь идет о 10%. Иного мнения придерживается начальник управления контроля за размещением госзаказа ФАС Михаил Евраев, который заявил, что «размер „отката“ в госзакупках может достигать 50% от стоимости заказа».

Нарушение и наказание

В июле этого года в кодекс административных правонарушений РФ были внесены изменения. Так, теперь организаторы госзакупок за нарушения приема заявок могут быть оштрафованы на 15 тысяч рублей. За лоббирование интересов определенных компаний, например, путем включения в документацию указаний на конкретные торговые знаки — штраф составит от 10 до 50 тысяч рублей. Впрочем, несложно подсчитать, что эти штрафы несопоставимы с возможной суммой «вознаграждения». Конечно, есть ещё один рычаг воздействия — недобросовестные компании могут включить в «черный список». Но пройти перерегистрацию, изменить в названии фирмы одну букву и вновь считаться благонадежными сейчас не составляет труда. Когда же завеса тумана над государственными закупками начнет рассеиваться — вопрос до сих пор открытый.

Урна с гранитной отделкой. Установлена в КрасноярскеP. S. Когда материал готовился в номер, стало известно, что 11 ноября 2009 года Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (заказчик) проводит аукцион за право выполнения работ по установке урн для сбора мусора у субъектов малого предпринимательства Красноярска. С победителем аукциона планируется заключение муниципального контракта, начальная (максимальная) цена которого составляет 6 491 016,05 (шесть миллионов четыреста девяносто одна тысяча шестнадцать рублей 05 копеек) за 1510 металлических урн и 50 урн с гранитной отделкой. В конкурсной документации отсутствует фото или чертеж требуемых конструкций, поэтому сложно определить, сколько стоят заказываемые изделия. Между тем, например, в конце прошлого года в Тольятти на аукционе 107 уличных урн предлагалось установить за 318 тысяч 375 рублей. То есть одна урна обходилась налогоплательщикам примерно в 2 тысячи 900 рублей. Нетрудно подсчитать, насколько дороже станут урны для жителей Красноярска. Так, в среднем урна с гранитной отделкой стоит 24 тысячи рублей. Умножаем на 50 (столько урн требуется установить), получаем 1 миллион 200 тысяч рублей. Соответственно на установку обычных урн остается примерно 5 миллионов 200 тысяч рублей. Делим эту сумму на 1510 конструкций. Получаем 3 тысячи 400 рублей — столько может стоить одна красноярская урна. Между тем в ряде российских компаний цены на урну в розницу варьируются от 860 рублей (опрокидывающаяся урна «Демос», каталог «RAL») до 1540 рублей (так, новосибирские и московские фирмы-изготовители предлагают стальную уличную урну «Парк-2» с порошковой покраской за 1450 рублей, поворотная урна «Сквер» стоит 1150 рублей, «Ракета» на 20 литров — 1540 рублей). В связи с этим возникают вполне закономерные вопросы. Во-первых, насколько оправдана для города, имеющего в кризис огромный дефицит бюджета, установка урн с гранитом? Ведь стоимость аналогичной по объему бетонной урны составляет от 1600 до 2000 рублей. Во-вторых, почему за одну обычную урну в Красноярске предлагается отдать 3 тысячи 400 рублей — непонятно. Кроме этого, если урны устанавливаются у объектов малого предпринимательства, то почему не за счет самих бизнесменов? Зачем поставка урн объединена с работами по установке изделий? Разве данные работы не целесообразнее было сделать силами ЖЭКов, как, в основном, это и происходит в других регионах?

Ирина Шиколова

Источник: Журнал «Сибирский дом» №10(72), ноябрь 2009 г.