Архитектура Красноярска | Городской модерн начала ХХ века

3097
04 октября 2011 г.
Городские проекты

Проекты многих узнаваемых и значимых для Красноярска зданий принадлежат городскому архитектору Сергею Георгиевичу Дриженко. Эпоха Дриженко в городской застройке пришлась на период, когда губернский центр отстраивался в камне после трех пожаров подряд, и городские улицы по сей день хранят отпечаток творчества архитектора в чертах его излюбленного стиля модерн.

C.Г. Дриженко с семьей

Красноярский городской архитектор С. Г. Дриженко с семьей

Родился Сергей Георгиевич 16 ноября (28 ноября по новому стилю) 1876 года в семье потомственного дворянина Екатеринославской губернии. Осиротевший в раннем возрасте, он воспитывался в Гатчинском приюте принца Ольденбургского, где окончил семь классов реального отделения. В 1898 году юноша поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, а спустя 6 лет будущего архитектора направили на производственную практику в Красноярск — город, который станет его судьбой и запечатлит память о нем в веках.

Морозная Сибирь не охладила творческий пыл юного зодчего, а за производственными делами Сергей Георгиевич не забывал практиковаться в нежных чувствах, так что не прошло и года со времени его приезда в Красноярск, как он запросил из Петербурга свои метрики и разрешение «на предмет вступления в брак с дочерью польского потомственного дворянина Стефанией Леонардовной Роганович». Обучению в столичном институте семейная жизнь не помешала, и в июне 1907 года Дриженко привез на новую родину диплом о присуждении звания гражданского инженера. По постановлению Красноярской городской управы 29 февраля 1908 года в чине коллежского секретаря Сергей Георгиевич Дриженко «принят вновь на службу, в штат Енисейского Губернского Управления, для занятий без содержания сверхштатным техником Строительного отделения». В этом же году Дриженко занял должность городского архитектора и добросовестно исполнял на этом ответственном посту служебные обязанности практически без перерывов в течение 24 лет.

Все возвращается на круги своя

В Красноярске по проектам С. Г. Дриженко было выстроено множество зданий. Что удивительно для незаурядных образцов дореволюционной архитектуры, чья история тянулась сквозь насыщенный драматическими событиями, сменой вождей и эпох неспокойный ХХ век, современные функции этих построек близки, а то и вовсе идентичны первоначальному предназначению. Такую уж судьбу предписала им легкая рука городского архитектора, что спустя столетие его здания по-прежнему выполняют свою роль, пусть даже не всем повезло сохранить прежнее лицо.

Очень красивое и яркое здание Сергей Георгиевич возвел в 1912 году для электротеатра «Художественный» на территории усадьбы купца Н. Н. Гадалова в бывшем Почтамтском переулке (современная улица Перенсона). Проект состоятельному заказчику составили в Париже, а доработку Гадалов поручил С. Г. Дриженко.
Здание в стиле модерн построили очень быстро, 15 августа 1912 года электротеатр был открыт. Как и полагается увеселительному заведению, его формам было присуще ощущение легкости, ажурности и воздушности, главный фасад храма нового искусства изобиловал лепными деталями: масками, цветами лотоса, цветочными орнаментами. К сожалению, от первоначального варианта здания сейчас почти ничего не сохранилось. В годы Советской власти кинотеатр, переименованный в пролетарское «Совкино», решили расширить и переделать главный фасад. К кинотеатру пристроили фойе вплотную со зданием конторы «Енисейзолото» (сейчас Управления госнаркоконтроля). А в 1964 году под предлогом борьбы с «вредным мещанско-купеческим наследием» фасад кинотеатра просто забетонировали в духе минимализма по проекту архитектора Ю. В. Богомягкова. Так Красноярск потерял яркий уникальный памятник архитектуры. В 1999 году после очередной реконструкции в нем был открыт кинопарк «Пикра».

Другой любопытной, хорошо сохранившейся и поныне работой С. Г. Дриженко стало возведенное в 1912 году здание Ольгинского детского приюта с характерными приметами полюбившегося архитектору стиля модерн (современный адрес — ул. Ломоносова, 7а). Ни один прохожий не остается равнодушным, заметив внезапно на тихой малолюдной улочке в центре города гармоничное здание приюта с трехчастной симметричной композицией главного фасада, фигурными завершениями ризалитов, лепным декором на плоскостях фасадов. Проектировал приют Дриженко бесплатно — в этой работе заключался его благотворительный вклад в помощь оставшимся без родителей детям. Не особо распространенные в те времена электроосвещение и центральное отопление вряд ли заменили воспитанникам материнское тепло, однако коммунальные блага добавили комфорта.
Приют просуществовал здесь до 1917 года, после смены власти его сменила колония для детей, оставшихся сиротами в годы гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны здание, как и многие другие учреждения Красноярска, превратилось в госпиталь. В 2007–2008 годах в бывшем приюте провели ремонтно-реставрационные работы, и вновь в его стенах зазвенели детские голоса. Сейчас здесь располагается специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IV вида № 1 для детей с ограниченными возможностями.

Кинотеатр "Художественный" Кинотеатр "Художественный"

От Дома просвещения к Дому учителя

Наверное, самым крупным проектом С. Г. Дриженко стало здание Общества попечения народного образования (сейчас это — Дом учителя) в Театральном переулке (ныне ул. Кирова, 24). В отличие от утратившего первоначальный вид электротеатра «Художественный», Дом просвещения для учителей Приенисейского края сохранил на протяжении всего своего существования внешний вид и первоначальное назначение. А может, ему просто немного повезло. Проект здания С. Г. Дриженко подготовил еще в 1912 году, и возводился Дом просвещения не на казенные средства, а за счет взносов самих учителей, пожертвований от частных лиц. Строительство было закончено в 1914 году.

«Кроме большого нарядного зала с балконом в здании предусматривалось размещение гостиницы для сельских учителей, библиотеки, кабинета наглядных пособий, — пишет о здании историк архитектуры Ю. И. Гринберг. — Два небольших магазина по сторонам от парадного входа должны были в определенной мере решать финансовые проблемы, связанные с содержанием здания. Торговля предполагалась в основном учебниками и письменными принадлежностями.

Блестяще решив все функционально-планировочные задачи, разместив гостиничные номера в антресольном этаже, автор тщательно прорисовал импозантный, представительный фасад, подчеркивающий особую общественную значимость здания. Примечательно, что образные характеристики здания были навеяны не мотивами модерна, а чертами французского классицизма.
Ось входа выявлена слегка выступающим ризалитом, завершенным массивным, высоким аттиком с большими античной формы вазонами и надписью. На высоту двух основных этажей выстроились широкие каннелированные пилястры коринфского ордера.
Завершают фасад крупные вазы на высоких тумбах, между которыми расположены ограждения в виде пояса балясин. Подобные балясины имитируют балконные ограждения под окнами второго этажа. Общая площадь — 1947,6 кв. м.»

Во время войны в здании размещался перевалочный пункт для раненых. Все прибывающие в город санитарные поезда привозили с железнодорожного вокзала раненых сначала в Дом учителя, а потом их распределяли по госпиталям. В конце 1980-х — начале 1990-х годов в здании долго велись реставрационные работы, и сегодня обновленный Дом работников просвещения служит площадкой для встреч педагогов, не только красноярских, но и гостей со всей России, принимает в своих стенах конференции и фестивали работников образования.

Дом просвещения Дом просвещения

Пока гром не грянет…

Нельзя не сказать несколько слов еще об одном архитектурном свидетельстве прошлых лет — здании пожарного депо на улице Благовещенской (нынешняя улица Ленина). Пожарному делу в Красноярске всегда уделялось много внимания, ведь город уже пережил опустошительные пожары в 1735, 1773 годах и пожар 1881 года, который за одну ночь уничтожил пятнадцать кварталов. Поэтому вслед за третьим пожаром было построено здание пожарного депо на улице Благовещенской. В 1909 году противопожарная комиссия Красноярска пришла к заключению о необходимости строительства нового машинного здания для 2-й пожарной части, так как прежнее помещение, «построенное в 1881 году, настолько обветшало, что грозит падением». К тому же старое здание не соответствовало состоянию пожарного дела, которое требовало, «чтобы экипаж: лошадь и служитель находились в одном здании, что значительно ускоряет выезд обоза».

Для постройки этой пожарной части в марте 1909 года комиссия приняла проект С. Г. Дриженко. Строительные работы продолжались в 1910–1911 годах. Или с огнем с тех пор красноярцы стали обращаться осторожнее, или проектировалось пожарное отделение с большим запасом места, но и по сей день в этом здании размещается действующая пожарная часть № 1 Центрального района Красноярска, хотя сегодня экипажи доставляют по тревоге уже не одна, а несколько сот лошадиных сил.

Архитекторы В. Ф. Савина и Е. В. Ямщикова при участии Ю. И. Гринберг в альбоме паспортов так описывают пожарную часть: «Очень характерное для рубежа веков производственное кирпичное здание. Элементы фасада подчеркивают крупные членения его структуры. Боковые ризалиты выделены профилированными лопатками и завершены высокими щипцами. Второй этаж расчленен плоскими лопатками, между которыми сдвоенные окна над воротами гаража».

Многим знакомо здание по современному адресу: ул. Советская, 35, в котором помещается известная в Красноярске телекомпания «СТС-Прима». Это здание было построено в 1915 году по проекту С. Г. Дриженко, созданному специально для городского училища в Николаевской слободе. В основу постройки легло здание, возведенное на Большой Качинской улице. Новый проект был немного доработан: увеличены размеры учительской квартиры, размеры классов и введено центральное отопление. В здании располагались 4 больших светлых класса, теплые туалеты на обоих этажах, квартира учителя с кухней на первом этаже, библиотека и учительская на втором, там же предусматривался широкий, просторный и удобный рекреационный зал. Одним словом, проект повторного применения, прадед современных образовательных учреждений, которые строятся с учетом всех мыслимых и немыслимых требований: все лучшее — детям, какой бы год ни стоял на дворе.

На пользу красоте и делу

Кроме строительства жилых и общественных зданий деятельность городского архитектора касалась благоустройства, к нему Дриженко подходил изобретательно: например, вместо подпорной стены под набережной Енисея он построил кладовые по эскизу архитектора Чернышева. Ознакомившись с проектируемыми размерами кладовых, пароходовладельцы, сочли, что выгоднее будет углубить их до 3 саженей (вместо 2 по проекту). Дриженко усилил прочность, но нагрузки оказались таковы, что во время строительства стена против третьих кладовых и часть сводов обрушилась. По заключению комиссии трещины в сводах образовались из-за того, что пяты у арок, соединяющих кладовые, «осели вследствие подмыва подошвы фундамента и значительной нагрузки на арки». Уточнили расчеты, углубили и укрепили фундамент. В результате арочные склады у речного вокзала служат и по сей день.

Сами кладовые имели железные двери и ставни, вентиляция их состояла из вытяжных труб, устроенных из «бракованных водопроводных труб, обетоненных в виде тумб». По крыше кладовых прошла бульварная дорожка, огражденная по краю на каменной стене металлическими решетчатыми перилами, для удобства публики на пароходные пристани с кирпичными парапетами и бетонно-мозаичной площадкой спускалась с набережной лестница. Такой вот получился у архитектора первый опыт эксплуатируемой кровли, синтез практичности и эстетики.

Ольгинский детский приют Ольгинский детский приют

О том, что не сохранилось

Кроме каменных домов в архиве работ Дриженко есть множество деревянных строений, хотя большинство из них не сохранилось до нашего времени, поскольку их снесли за ветхостью или освобождая место новым типовым строениям. Похожая — и в то же время своя особенная — участь постигла усадьбу Франкфурта. Историю том, как переплавлялось в горниле времени образцы творческого наследия Сергея Дриженко, рассказал красноярский архитектор Сергей Бальцер.

— В девяностые годы я работал над проектом гостиницы. Участок в центре города оказался просто начинен историзмами: на углу улиц Перенсона и Ленина стоял ныне безнадежно утраченный особняк Франкфурта — деревянная усадьба начала 20 века, в глубине двора — сохранившиеся каменные конюшни. Особняк Франкфурта имел весьма сдержанный декор деревянного орнамента, но через дорогу стоит Суриковское училище, и два здания поддерживали друг друга незримыми нитями ушедшей эпохи.
И главное на участке — под рублеными формами конструктивизма, за фасадом кинотеатра «Совкино» были замурованы остатки электротеатра «Художественный», построенного в 1911 году. Копаясь в архивах и собирая из старых фотографий по крупицам утерянную историю, в рисунках и чертежах я попытался воспроизвести образ, созданный архитектором Дриженко. Открывался эффектный фасад серебряного века, великолепное здание классического модерна.
Проектные решения гостиницы оказались очевидными: я предложил восстановить утраченный образ здания Дриженко, разместив за восстановленным фасадом вестибюльную группу отеля. Корпус гостиницы смещался вглубь от улицы, к остаткам каменных конюшен Франкфурта, пространство между конюшнями и новым зданием превращалось в атриум со стеклянной крышей, а фасад конюшен, где разместились бы номера гостиницы, становился частью изысканного интерьера. Деревянная усадьба Франкфурта по проекту подлежала реконструкции и становилась бизнес-центром.
Постмодерниский объем гостиницы объединял в единый комплекс и деревянную усадьбу, и старые каменные конюшни, и восстановленное здание Дриженко, которое, несомненно, должно было стать центральным звеном архитектурной композиции. Проект был утвержден Советом отдела культуры края к реализации, но строительство закончилось… возведением шикарного зеленого строительного забора из полированной ангарской сосны.
Позже здание бывшего кинотеатра «Совкино» перешло в аренду хмельной и разбогатевшей «Пикре». И появился новый образ — эпатажный, привлекательный, с разломом и настоящим самолетом, в стиле своей эпохи. И это тоже было талантливо. Как кстати и строгий конструктивистский образ здания, созданного в 60-е годы.
Вряд ли стоит винить кого-то в злом умысле или вандализме. Меняется история, меняются люди и их мировоззрение. И каждая эпоха рождает свой поиск образов и свойственную только ей неповторимую культуру. А по улицам города спешат люди, обремененные своими бесконечными сиюминутными заботами. Лишь порой остановится взгляд случайного прохожего на карнизе вполне современного здания кинотеатра по улице Перенсона, и подивится он на причудливую вязь каменной лепнины, оставшейся нам в память о прошлом веке и о замечательном архитекторе Дриженко.

Арочные склады у речного вокзала Арочные склады у речного вокзала

Профессионалы нужны любой власти

После революции Дриженко продолжал работать архитектором, перейдя в советские коммунально-строительные органы. Одновременно с основной своей профессиональной деятельностью Сергей Георгиевич преподавал с 1921 года в земельном, сельскохозяйственном, высшем и индустриальном строительном политехникумах водоснабжение, инженерные конструкции, отопление и другие дисциплины, готовя достойную смену красноярским архитекторам дореволюционной поры.

В 1928 году зодчему поручили разработать первый в Красноярске так называемый «каменный» квартал из 10 четырехэтажных кирпичных жилых домов, расположенный между современными улицами Мира, Декабристов, Маркса и Робеспьера. Газета «Красноярский рабочий» 16 октября 1928 года писала: «Все проекты, чертежи, сметы и эскизы застройки квартала и отдельных зданий составляет архитектор т. Дриженко, посвятивший много недель на изучение научной литературы о современном строительстве». К сожалению, этот грандиозный по тем временам проект реализовали лишь частично, хотя экспериментальный опыт комплексной застройки мог бы послужить примером для современных строительных компаний.

Умер С. Г. Дриженко в 1946 году в Красноярске. Прах его покоится на Троицком кладбище Красноярска, города, ставшего зодчему второй родиной, а мимо памятников его архитектурному таланту мы с вами проходим каждый день — и, возможно, сами о том не подозреваем. Среди современных архитекторов тоже есть много способных людей, которые стремятся создавать яркие, эффектные и удобные здания. Но все равно архитекторы XIX и начала XX века еще долго будут образцом труда и таланта людей этой нужной всем профессии.

Марина Терешкова