Покупаем квартиру: самостоятельно или через агентство | Недвижимость

664
27 апреля 2009 г.
Оформление недвижимости
Автор АН

Квартирный вопрос, если верить классику, портит людей. Но ещё больше этот вопрос портит людям нервы: поиски подходящего варианта, поездки, переговоры, оформление документов и главный вопрос, нависший дамокловым мечом: не нагреют ли меня на сделке? И хотя сейчас далеко не «бурные девяностые», когда на каждые две сделки на рынке жилья приходилась одна незаконная, попасть в лапы мошенников всё ещё возможно, и беда в том, что действовать они стали тоньше: не нахрапом, а используя мелкие, незаметные лакуны правового поля. Так что есть чего опасаться, планируя сделку с жильём, и, казалось бы, обращение к профессионалу, который возьмёт ответственность за риски – естественный выход из ситуации.

Тем более удивительно, как часто, решая квартирный вопрос, люди обращаются не в агентство, а пытаются справиться с ворохом проблем самостоятельно. Да, конечно, с вхождением в нашу жизнь интернета информация о рынке недвижимости стала доступнее и обширнее, но… Так ли уж часто вы сами шьёте себе брюки, вместо того, чтобы купить в магазине или заказать в ателье? Сами чините автомобиль, вместо того, чтобы воспользоваться услугами сервиса? Сами вставляете новые окна? Делаете мебель для дома? Несомненно, что часть людей может сделать это профессионально, а другая часть –на любительском уровне. Но если вы – любитель, стоит ли мучиться, вставляя стеклопакеты или пытаясь раскроить брюки? Даже если у вас в итоге и получится, подсчитайте, сколько времени на это вы затратили? И не стоило ли за это время заработать на десяток брюк или стеклопакетов?

Разделение труда – величайшее изобретение человечества. Самостоятельно можно сделать практически все, но кто сделает лучше, качественнее, быстрее, безопаснее – профессионал или любитель? Стремление самостоятельно вырастить картошку, потратить отпуск на ремонт, а вечера – на починку сантехники, вязание носков, сверление дырок, забивание гвоздей и прочие заботы по северокорейскому принципу «обеспечь себя сам» досталась нам от сравнительно недавнего прошлого, но уже изживает себя.

Так почему же по прежнему так популярны самостоятельные попытки решить вопросы с покупкой и продажей жилья? Ведь за время, потраченное на сопутствующие хлопоты, можно заработать гораздо больше, чем вы отдадите агенту! Увы, срабатывает стереотип. На самом деле лишь у некоторых людей действительно получается купить-продать квартиру самостоятельно, без помощи агентств, и это скорее исключение, чем правило.

Однако у попытки «сэкономить на посредниках» есть и объективная сторона. К сожалению, сегодня на рынке оказания риэлтерских услуг работает довольно мало профессионалов. И клиенты, столкнувшись единожды с «работой» риэлторов, остаются недовольны. Как правило, клиент агентства не понимает, что делает агентство и за что в конце-концов он платит деньги. Поэтому вопрос выбора агентства стоит как никогда остро.

Покупатель вы или продавец недвижимости – хорошее агентство сэкономит ваше время и нервы, а «шарашкина контора» заставит сдержанно материться. Или несдержанно – как «повезет».

Рассмотрим ситуации, в которые попадает огромное количество людей, не умеющих проводить грань между профессиональными риэлторами и бездельниками, берущими деньги не за работу, а за «воздух».

Агентство для покупателя

Выбирая торговый центр или бутик, где будет покупать костюм, человек рассчитывает на определенный уровень обслуживания, сервиса и удобства. Выбирая агентство, 99% россиян совершает одну и ту же ошибку: вместо того, чтобы выбрать зарекомендовавшего себя на рынке недвижимости профессионала с хорошей репутацией, человек начинает обзванивать все агентства недвижимости подряд. Если сравнить это с выбором костюма – то вместе того, чтобы зайти в нормальный магазин или ателье, покупатель начинает хаотично метаться по вещевым рынкам, сэконд-хэндам, распродажам для бомжей и пошивочным, расположенным на дикой окраине или где-то за чертой города.

Казалось бы – обращаясь в большое количество агентств у покупателя появляется более широкий выбор вариантов, но это только видимость. Ведь от количества обзвоненных агентств количество продаваемых в городе квартир не увеличивается.

А вот что увеличивается – так это количество времени, бесцельно потраченного на поездки по квартирам, основная масса которых покупателю изначально не подходит. Агенту «шарашкиной конторы», в принципе, всё равно, подходит этот вариант покупателю или нет, соответствует он требованиям или не очень, он даже толком ничего об объекте рассказать не может – ему главное показать «объект субъекту», и галопом погнать дальше, ведь он знает, что покупатель обзвонил ещё десяток таких же контор. Какое, к чёрту, качество, если работа такого агента строится по принципу «авось мы втюхнем эту халупу первыми»? Тут нет времени, чтобы тратить его на вдумчивое изучение потребностей покупателя, надо же быстро-быстро показать как можно больше квартир клиентам, чем больше задеть – тем лучше…

Вот и получается – приезжает покупатель смотреть квартиру с электроплитой и евроремонтом, а видит газ и криво наклеенные обои. И самое смешное – ему ещё не раз и не два предложат именно этот вариант. Обратившись в несколько агентств, покупатель гарантированно получает порцию звонков от риэлторов, которые с завидным упорством предлагают покупателю то от чего он уже отказался до этого, либо видел.

Но вот, наконец-то, «методом научного тыка», покупатель находит некий подходящий вариант, и в нагрузку получает то агентство, которое первое ему этот вариант предложило-показало (а это, пользуясь аналогией приведенной выше, оказывается рынок с ценами как в бутике).

Далее происходит передача задатка, который, в случае изменения покупателем своих планов, остается у агентства.

Удивительно ли, что в результате клиенты таких горе-риэлтеров не слишком довольны «посредничеством» и в дальнейшем пытаются решать квартирный вопрос самостоятельно? Ведь на вопрос агенту, за что я плачу деньги, ответ агента может звучать в нескольких вариантах: «ну если вы хотите, чтобы вас кинули…», «а вы думаете, информация ничего не стоит…», «вы же читали договор когда его подписывали…» и прочие. Самым «продвинутым» можно считать ответ «а основную работу вы не видите». Увы, агенты частенько сами не понимают, что они делают, и «работа» такого агента заканчивается при передаче задатка.

Некомпетентные агенты – бич российского рынка недвижимости. Разочарование клиента в таком «сервисе» закономерно. И трудно, конечно, убедить того, кто обжегся, и теперь дует на воду, в том, что есть агентства, которые берут деньги не за воздух, а за услуги. Но вот каковы эти услуги, что включает в себя алгоритм нормальной работы грамотного риэлтора?

Однако, прежде чем ответить на этот вопрос, представим себя на месте продавца недвижимости.

Агентство для продавца

Среднестатистический продавец, как правило, действует точно так же, как неискушенный покупатель: обзванивает 10 – 15 попавшихся на глаза агентств и «выставляет» в них свою квартиру. Если разместить объявление в интернете, число агентств, бездарно отнимающих у вас время, увеличится вдвое.

Итак, «вбрасываем» информацию агентствам и начинаем ждать, когда на горизонте замаячит потенциальный покупатель, а агент перезвонит хозяину недвижимости. До этого момента (пока покупатель сам не материализуется из окружающего эфира) агент не совершает никаких телодвижений. Исключение – ситуация, когда квартира, по мнению агентства «ликвидна», что в переводе на человеческий язык означает – цена ее ниже рыночной, вот тут агентство и бегущую строку на телевидение даст и в районе проведет расклейку, потому как могут опередить, надо все делать срочно.

Но вот появился покупатель. Потом другой, третий… И у хозяина квартиры начинаются весёлые денёчки: ведь агенты в большинстве своём не удосуживаются не то что рассмотреть квартиру, но и уточнить её параметры и состояние, прежде чем тащить туда покупателя, отрывая его и вас от запланированных дел.

Сколько бесцельно потраченного времени и покупателя, и продавца приходится на ситуации, выражаемые фразами «ах у вас оказывается газ, а у меня почему-то написано электро…» (уши мыть надо), «так у вас она в собственности меньше трех лет, значит она не подходит под ипотеку…» (а кто вам сказал, может я очень даже согласен), и самое прекрасное – «а вы торгуетесь?» (ага, прям по телефону на любых условиях).

Чудесен миг, когда начинается торг. Если продавец апеллирует к хорошему состоянию двора и подъезда, его обязательно «натыкают носом» в плохое состояние квартиры («они же не в подъезде жить будут!»), если квартира в хорошем состоянии, а подъезд подкачал – наоборот. Обязательно прозвучат фразы «да кому нужна ваша мебель» (это кухня-то на заказ и встроенные шкафы), «а на хрена балкон-то застеклили», «да здесь ремонту всего на 30 тысяч» (а там только кафель в санузле без укладки дороже стоит), «стеклопакеты уже не в моде» и, наконец, коронное – «у вас подъезд ЗАСРАН».

Всё бы ничего, но такой «торг», происходящий при покупателе, может подтолкнуть его к мысли – а зачем ему вообще такая плохая квартира… Хотя до этого, быть может, она ему нравилась!

Увы, дипломов психолога девочки и мальчики, намеревающиеся на «авось» срубить процент со сделки, как правило, не имеют.

Чем же отличаются агенты-профессионалы, за что надо платить деньги?

  1. За безопасность – чтобы уверенным, что в дальнейшем сделку никто не оспорит, что продавец получит свои деньги, а покупатель квартиру.
  2. За экономию времени – когда агент понимает твои пожелания, слышит тебя и предлагает то, что действительно подходит, а ты потом приезжаешь на 15 минут на подписание договора задатка и на 30 минут на сделку.
  3. Безстрессовость – агент, а не клиент бегает по городу в поисках вариантов, заказывает документы, стоит в очередях и совершает прочие утомительные телодвижения.
  4. Прозрачность – агентство держит клиента в курсе, на каком этапе находится решение его вопроса, сколько это все займет времени, и что агент и клиент будут делать дальше.

Все это можно охарактеризовать одним словом: удобство.

Чтобы получить комфортное обслуживание, а не «услуги» агентов-бездельников, подойдите к выбору агентства с тем же тщанием, что и к выбору парикмахерской. Поинтересуйтесь, что агент собирается делать и за что вы будете платить ему деньги. Оцените, насколько комфортно с ним общаться. Какова репутация агентства, какого уровня специалисты там работают, какие гарантии оно предоставляет?

Культура работы с клиентами напрямую зависит от культуры выбора клиентом агентства. Если бы все были довольны вещевыми рынками и сэкон-хэндами, никогда не появились бы бутики. Пока клиенты не поймут, что сомнительные конторы ничего, кроме хлопот, не приносят – эти конторы будут плодиться, как грибы под дождём. И наоборот: когда риэлторы будут знать, что клиент придирчиво выбирает среди них самого достойного, появится стимул повышать свою репутацию, улучшать качество работы с клиентами, проводить подготовку сотрудников.

Работая с одним, выбранным вами агентом, вы будете лишены сомнительного удовольствия «пустых» просмотров и постоянных звонков в течение полугода после того, как решили квартирный вопрос («а мы тут вам ещё вариантик подобрали!»). Экономьте время и нервы, это стоит больших денег, господа…

Источник: Обсуждение статьи на форуме