Восточная звезда западной архитектуры | Архитектор Заха Хадид

Заха Хадид - одна из самых известных личностей в современном мире архитектуры и дизайна, едва ли не единственная мэтресса в патриархальном цеху планетарного зодчества. Она единственная женщина, которая удостоилась Притцкеровской премии - наивысшего признания цеха архитекторов. Творческая звезда уроженки Багдада и британской подданной взошла именно на западе, впоследствии озарив и родной ей восток…

Дама заходящего солнца

Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде в семье промышленника, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Профессию архитектора она выбрала еще будучи ребенком - так на 11летнюю девочку повлияла поездка в Англию. Сюда же Заха приехала в 1972 году, чтобы поступить в лондонскую архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. Её преподавателями были знаменитые мастера Э. Зенгелис и Р. Кулхаас, под началом которого Заха работала вплоть до 1980 года, когда создала собственную архитектурную фирму "Zaha Hadid Architects".

Заха Хадид — первая женщина-архитектор, получившая Прицкеровскую премию

Заха Хадид, первая женщина-архитектор, получившая Прицкеровскую премию

Сильное влияние на молодого архитектора оказали советские конструктивисты, но её творческий язык остаётся ярко оригинальным, ушедшим в развитии дальше кумиров и учителей. Рэм Кулхаас даже как то назвал её "планетой на своей собственной орбите". Элиа Зенгелис считает её самой талантливой из своих учеников, у которой, правда, были свои слабые места. Он вспоминает, как ей не давались разработки второстепенных деталей, особенно лестницы, которые в её студенческих проектах всегда упирались в потолок - словно лестница в небеса. Такое складывалось впечатление, что ей вообще всегда было тесно в заданном пространстве и все линии упираются в непреодолимые границы и переплетаются, причудливо изгибаясь. Позднее Хадид оплетёт своими топологическими творениями весь земной шар…

Вдохновлённая геометрией - квадратом и кубом

В интервью, которое Хадид дала ещё в 1987 году, она замечает: "Мне было очень любопытно узнать, что мой проект Резиденции ирландского премьер министра (Дублин, 1979 80 гг.) часто сравнивают с графикой Кандинского. Тогда то я впервые обратила внимание на связь с арабской каллиграфией, которой интересовался Кандинский".

В творчестве Хадид - лондонского архитектора арабского происхождения - соединились культурные традиции обеих родин, мужское и женское начала, дизайн и архитектура. Её восторженность творчеством Малевича небеспочвенна: ведь его "Чёрный квадрат" во многом напоминает строгие и мрачные очертания священной для мусульман всего мира мечети Кааба в Мекке - огромного чёрного базальтового куба, к которому всегда обращены взгляды молящихся.

Модернизм, художественное течение начала двадцатого века во многом послужил источником вдохновения госпожи архитектора - особенно такие его направления как кубизм, абстракционизм, конструктивизм и супрематизм. Но, несмотря на прямое влияние проектов и графики Малевича и Лисицкого, можно утверждать, что удивительная техника Хадид по трансформации реальности есть феномен её собственного видения и таланта. В её работах начисто отсутствуют мягкие, утончённые, округлые мотивы, присущие мусульманской архитектуре. В своём творчестве Заха Хадид отринула ордерную систему, ортогональную сетку и строгую симметрию - как и типичную миловидно покорную восточную орнаментику. "Взгляните на любой ландшафт: в нём нет абсолютно прямых и правильных линий, - комментирует Заха Хадид изломанные контуры своих сооружений. - На архитектурные традиции прошлого можно опираться, но их необходимо пересматривать, иначе движение вперёд невозможно". Таков взгляд на мир, кредо и стиль восточной женщины, творящей западную архитектуру.

В современной архитектуре трудно распознать гендерную логику - все грани и различия стёрты. Однако, гнуть своё - как это по женски! Несмотря на супрематические пристрастия, эффектно выгнутая линия и асимметричный футуристический силуэт главенствуют в проектах Хадид. Подсмотренный в природе монументальный абрис бархана, горы, водопада всегда выступают главной идеей её очередного замысла. И не только природные формы: по части топологических пристрастий Хадид - сторонница и продолжательница дела голландского художника Корнелиуса Маурица Эсхера и недавних открывателей "множеств Мандельброта" и прочих чудес фрактальной геометрии и космогонии. Всё сущее - Природа, только разного уровня и масштабов - от квантового наномира до безграничных мегагалактик. Ведь согласно последним теоретическим выкладкам учёных относительно мироздания, время и пространство, виртуальное и реальное в мире переплетаются. Совсем как контуры и материалы в работах Захи Хадид.

Объясняя смысл своего творчества, Хадид говорит, что "фундаментальная задача художника не в том, чтобы заимствовать что то там и сям, смешивая всё в оригинальные композиции. Скорее нужно понимать современную культуру в свете меняющихся событий, каждое из которых является экспериментом". Вот она и экспериментирует вовсю и во всём - зданиях, мебели, обуви - чем усиленно занялся постмодерн.

«Взгляните на любой ландшафт: в нём нет абсолютно прямых и правильных линий» Заха Хадид парк автоконцерна BMW под названием BMW Welt стал украшением Мюнхена

Звезда постмодерна

В 80 е годы родился стиль деконструктивизм - весьма своеобразная модификация постмодернизма. В основе его лежали "открытия" эпохи конструктивизма двадцатых годов XX века, ярко выразившиеся в творчестве российских архитекторов Лисицкого, Родченко, Татлина. Наглядными примерами деконструктивизма последнего времени в архитектуре и мебели могут служить именно работы Хадид.

Деконструктивизм отображает виртуальный мир с его бесконечными пространствами, контрастными цветами, взаимопроникающими объёмами и нетрадиционными материалами. Противоречие общим законам гармонии среды является единственным запретом в свободной и раскрепощённой архитектуре и фурнитуре этого стиля, всё прочее дозволено. Виртуальные интерьеры ставят задачу избавиться от стереотипов, лишить архитектуру и населяющую её меблировку навязчивой монотонности, повторяемости элементов. Для интерьеров и мебели такого рода характерны внутренне напряжённые формы, контрастные цветовые отношения, тем не менее, создающие комфортную среду на уровне подсознания. Это, в свою очередь, даёт возможность воплощать их в компьютерной модели. Чистые и "кислотные" цвета, плоскости и прочие замысловатые поверхности, взаимопересекаясь, создают некий гибрид виртуальности и реальности. Однако, полный отрицания повторяемости и монотонности, этот холодный мир подчас очень неуютен и нечеловечен - как компьютерные мультики. Жить в рендерах (цифровых моделях) вряд ли кому комфортно, но в таких пространствах человек мобилизуется перед ответственным занятием - как в цеху, на конвейере, вокзале, стадионе. Там такой архитектуре как раз самое место…

Архитектор с бумажным прошлым

Женщину архитектора, да ещё арабских кровей, поначалу воспринимали как диковину, к тому же ей не всегда везло с заказчиками. Её перевёрнутый небоскрёб для английского города Лестера (1990) так и остался на бумаге, проект спортивного клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но по причине банкротства заказчика остался нереализованным. В 1994 году Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект Оперного театра залива Кардифф, но и на этот раз застройщик испугался оригинальности её дизайна, и после полутора лет конфликтов отказался от проекта.

Госпожу архитектора это волновало лишь в малой степени, и она продолжала творить на бумаге, холстах, а позднее и на дисплее. Плодотворность работы талантливого проектировщика очень наглядно была представлена на персональной выставке в нью йоркском музее Гуггенхайма "30 лет в архитектуре", состоявшейся в 2006. Большую часть экспозиции творчества Хадид представляли полотна и макеты, размещённые по уходящей вверх спирали. Этот вихрь "бумажной архитектуры" вполне в духе архитектурных завихрений, турнбулентных форм и прочих топологических находок Хадид. Посетители высказывались об ирреальности ощущений, отмечая при том, что в помещении было тесно от напора творческой мысли и огромного набора представленных работ.

Путешествия в координатах творчества

Одним из первых реализованных по её проектам зданий стала пожарная часть мебельной компании "Vitra" в Швейцарии, напоминающая бомбардировщик "Стелс" (1991 1993). Ситуация кардинально изменилась именно на рубеже тысячелетий - в 1999 году, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в американском Цинциннати, открытого в 2003. С этого момента Хадид стала одним из самых востребованных архитекторов мира.

Заха Хадид прославилась не только авантажными архитектурными проектами, но и своими живописными и графическими листами, а также работами в области дизайна интерьеров, мебели, посуды. Художница создаёт инсталляции (например, проект идеального дома, представленный на "Imm Cologne 2007" в Кёльне), театральные декорации, выставочные и сценические пространства (например, для мирового турне группы Pet Shop Boys, 1999 2000), интерьеры (ресторан "Моонзунд" в Саппоро, 1990), мебель ("органическая" коллекция Dune Formation), картины и рисунки, сотрудничает с многими известными брендами (Swarovski, Dupont, Sawaya & Moroni).

Она также постоянно занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер классы во многих странах мира. Первую из своих многочисленных наград она получила в 1983, а в 2004 Хадид стала первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию - наивысшую награду в области архитектуры.

В её послужном списке спортивные, музейные и иные объекты, реализованные по всему миру: трамплин и станции канатной дороги в Инсбруке, научные и музейные центры, вокзал в Страсбурге, отели и заводские корпуса, и многое многое другое. Готовы проекты Оперного театра в Гуанчьжоу и "Спиральной башни" в Барселоне, университетской библиотеки в Севилье и жилого квартала в Стамбуле, исламского института в Бейруте и концертного зала в Базеле, и много чего ещё…

концертный зал в АбуДаби (ОАЗ) «Aquatica Сentre» строится в Лондоне

Хадид постоянно проживает в Лондоне, и руководимая ею мастерская регулярно выигрывает архитектурные конкурсы. Консервативный Лондон не пустил пока конструктивистские творения Хадид в свои городские ландшафты, но в шотландском Глазго, французском Страсбурге и немецком Лейпциге её работы вписались в западную урбанистику. Стамбульский проект 2005/06 года - хотя и средней этажности, но с весьма футуристическим фасадом, получил рабочее название "Вертикальный шоппинг". Он разработан двумя молодыми архитекторами под руководством Захи Хадид в её венском ателье. Не в стороне и Москва - несколько объектов по проектам леди Захи планируется возвести в строящемся даунтауне "Москва-Сити": в 2005 году небезызвестная компания "Капитал Груп" заявила о своём сотрудничестве с Захой Хадид в проектировании жилого комплекса "Живописная Тауэр" на Живописной улице в Москве. Не забыты и кумиры русского конструктивизма: Хадид является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея "Дома Мельникова". Впрочем, и Лондон, похоже, сдался - по проекту Хадид в британской столице вскоре должен появиться огромный аквапарк "Aquatica Сentre", строящемуся к грядущим летним олимпийским играм.

В фокусе творческих исканий и находок Захи Хадид не только городская, но и загородная архитектура - также исполненная самых фантастических очертаний. Так, на венецианской бьеннале она представила свой проект под названием "Symbiotic Villa". Эта загородная вилла разработана в рамках тайваньского проекта "Next Gene 20", в котором приняли участие десять знаменитых мировых имён (включая Хадид) и десять тайваньских зодчих. Симбиоз местных и заезжих, природы и технологии, естественных и искусственных форм и материалов обещает стать очередным рукотворным украшением острова Формоза (так иначе называют Тайвань).

Другой из "молодых тигров" Юго Восточной Азии - Сингапур - также будет отмечен семиглавым объектом Хадид. Жилой комплекс "Farrer Road", состоящий из семи 150 метровых башен и общей площадью 220 тысяч квадратных метров, будет построен в Сингапуре в ближайшее время. Так что растущая слава и востребованность таланта Захи Хадид закидывает её в разные уголки планеты - включая родные ей ближневосточные пустыни.

Фея Моргана в родных песках

Признанную на западе кудесницу от архитектуры не могло не потянуть в родные ей барханы, тем более что не вызывает сомнений, что именно переливчатые и изогнутые очертания зыбких дюн вдохновляют багдадскую художницу. Мотивы дюн и барханов прослеживаются как в крупных проектах Хадид, так и в малых архитектурных формах и аксессуарах - лестницах, скамьях, плафонах, осветительной арматуре и скульптурных экзерсисах. Время само течёт подобно зыбкому песку, меняя силуэты прошлого и стирая различия между странами и народами.

Сегодняшний Ближний Восток не только не отстаёт от западной цивилизации по части урбанистики, но и порой опережает её. Захой Хадид разработаны проекты высотных сооружений в Дубае: офисный комплекс массивных и приземистых зданий "Опус" и группа змеевидно изогнутых небоскрёбов многофункционального назначения "Dancing Towers" ("Танцующие башни").

Небоскрёбами (даже танцующими) нынче трудно удивить, однако фантастичные обликом общественные здания посреди пустыни смотрятся очень эффектно. Спустя двенадцать лет после создания проекта здания Оперы в Кардиффе, Хадид берёт реванш, разработав проект Дубайской Оперы. Это будет вообще первый оперный театр на всём Ближнем Востоке, а чрезвычайная необычность театрального здания, так смущавшая англичан, эмирам лишь импонирует. Правда, в этом смысле Хадид со своими объектами конкурирует с Нувелем и другими мэтрами, чьи проекты столь же эффектны и чем то похожи. Как, например, Дубайскиий филиал Лувра или музей Соломона Гуггенхайма. Но Хадид тоже в числе первых, к тому же - она местная, родилась по ту сторону Персидского залива. А доброе слово не только персидской кошке приятно…

Мобильное и автомобильное в творчестве Хадид

Выставочные сооружения, мобильно разворачиваемые в разных точках планеты, подобно арабским шатрам - веление ускоряющегося времени. Хадид и здесь в авангарде. Не так давно в Гонконге стартовала передвижная выставка "Chanel Mobile Art". Идея выставки принадлежит главе дома Chanel - "дяденьке с веером" Карлу Лагерфельду, а сам разборный "контейнер для современного искусства" (Contemporary Art Container) спроектировала Хадид. С Гонконгом связан один из первых, так и не реализованных проектов - "Пик" (Peak, 1983). Здесь же, в Гонконге на территории Политехнического Университета будет построена башня "Innovation Tower", авторство которой принадлежит тоже Захе. Строительство высотного здания в северо восточной части университетского городка, в котором разместится Школа Дизайна, начнётся в 2009 году и будет завершено до конца 2011 года. Очертаниями "Башня Инноваций" будет напоминать огромный океанский лайнер - здание, как символ науки, бороздящей просторы и глубины мироздания.

Не чурается госпожа архитектор и гигантов автомобилестроения. В её студиях разработаны проекты цехов и автомобильных салонов - вроде BMW в Лейпциге, а также множество интерьеров вокзалов для самого разного транспорта. Постмодерн всеяден: заводы и пароходы, газеты и отели, виллы и музеи - всё востребовано и всё продаётся, и художник сыт, и заказчик доволен…

Такова сегодняшняя формула успеха: талант + упорный труд + верность концептуальной идее. Конечно, лишь современная цивилизация освободила женщину, в том числе и в архитектурном творчестве, традиционно считавшемся мужским занятием. Заха Хадид - восточная женщина, добившаяся феноменального успеха на Западе - яркий тому пример. музеи - всё востребовано и всё продаётся, и художник сыт, и заказчик доволен…

Сергей Волочаев

Источник: Журнал «Сибирский дом»