Красноярск — XXI век | В поисках городского комфорта

Красноярцы не считают свой город удобным для жизни. Как показало недавнее исследование, проведенное одной из российских компаний, в рейтинге из 36 городов по уровню городского комфорта краевой центр занимает только 25-е место. Больше, чем красноярцы, в Сибири удовлетворены условиями проживания оказались жители Томска, Новосибирска и Кемерово. Хуже, чем у нас, ситуация в Москве, Владивостоке и Новокузнецке.

Городской комфорт в последнее время — частая тема для разговоров на разных уровнях. Как сделать Красноярск привлекательным для жизни, обсуждали на площадках VIII Красноярского городского форума в ноябре. Разговор о принципах организации городской среды в январе продолжился на одном из круглых столов специализированной выставки «Строительство и архитектура».
На этот раз темой обсуждения стала важная составляющая комфорта — транспортная система. Транспортная инфраструктура Красноярска отстает в своем развитии на десятки лет. Количество автотранспорта в миллионном мегаполисе перманентно растет, и, по последним данным, в Красноярске начитывается почти 400 тыс. автомобилей, а развитие дорог за этим ростом не успевает. В 2011 году в Красноярске было зарегистрировано 18,9 тыс. новых легковых автомобилей, почти на 100% больше, чем за год до этого, когда в городе появилось 9,5 тыс. новых автомобилей. За 10 месяцев 2012 года, по данным аналитического агентства «Автостат», на дорогах нашего города прибавилось еще более 25 тыс. новых автомобилей.

Красноярск: город для машин?

Набережная Красноярска в час-пикПеред Красноярском сегодня открыты два пути решения транспортной проблемы: или наращивать пропускную способность дорог (строить многоуровневые развязки и скоростные магистрали), как это делали американцы в 60-х годах прошлого века (однако за прошедшее время этот подход показал свою нежизнеспособность), или по примеру европейцев кардинально перестраивать саму транспортную систему.

Сторонники европейского пути развития уверены, что перемещать в городском пространстве нужно не автомобиль, а самих пассажиров. Для этого следует заниматься развитием общественного транспорта, внедрять альтернативные виды транспорта, строить велосипедные дорожки, освобождать городское пространство для пешеходов, убирая автомобили с обочин. Другими словами, создавать условия, чтобы как можно больше горожан оставляли свои машины дома и пересаживались на общественный транспорт. Вместо того чтобы расширять проезжую часть за счет тротуаров и деревьев, чем в Красноярске занимались несколько лет назад, наоборот, увеличить ширину пешеходных дорожек. Именно этот путь, по словам специалистов, и следует выбрать Красноярску.

«Сейчас мы строим в городе дополнительные связи и рассчитываем, что это поможет изменить ситуацию, а в итоге уплотняем и без того загруженные дороги индивидуальным транспортом, — рассказывает главный инженер проектов отдела транспортного планирования ОАО ТГИ „Красноярскгражданпроект“ Максим Силкин. — Это решение подходит скорее для центральной части города, откуда действительно необходимо вывести основные транспортные потоки. Сегодня мы наблюдаем за тем, как пешеходная часть постепенно исчезает, превращаясь в зону для парковки автомобилей. Улица вытеснила все. Дома отделены от улицы шумозащитными экранами. И мало кто при этом задумывается, насколько удобно передвигаться по таким улицам пешеходам. Красноярск окончательно превращается в город для машин».
По словам специалиста, все усилия городу необходимо сосредоточить на трех основных направлениях: развивать общественный транспорт, метро и рельсовый транспорт. А главное — завязать весь транспорт на интегрированную интермодальную систему. Систему, в которой горожане будут доезжать до перехватывающей парковки, пересаживаться на общественный транспорт и уже на нем добираться до места работы. Но для этого необходимо, чтобы сначала в городе появился нормальный общественный транспорт.

Одновременно с этим следует продолжать работу по разгрузке центра от транзитного транспорта. «Все транзитные потоки идут через исторический центр, и поделать с этим в настоящее время ничего нельзя, потому что сегодня у автовладельцев просто нет альтернативы. Появится альтернативный путь — никто не поедет стоять в пробке на Ленина, — объясняет Максим Силкин. — Надо выводить основные потоки из центра, строить развязки. На сегодняшний день нужна развязка на Предмостной площади, требуется расширение улицы Республики и расширение улицы Брянской с выходом на поселок Солонцы. Поможет разгрузить городские дороги строящийся в Северном путепровод через железную дорогу». Эти основные направления, по оценкам проектировщиков, позволят на 20% снизить нагрузку в центральной части города.

Непопулярные меры

Если Красноярск пойдет по европейскому пути развития, без административных запретительных мер не обойтись. Однако использовать их в администрации не готовы. «Основные резервы развития транспортной системы у нас скрыты в приемах администрирования, — рассказал на круглом столе руководитель департамента градостроительства Андрей Лапицкий. — Можно сегодня пойти запретительным путем, ограничить въезд или парковку и этими мерами очень быстро навести порядок в центре, но мы по этому пути не идем».

По словам главы департамента градостроительства, решение транспортных проблем должно начаться с создания транспортной модели Красноярска, а это потребует серьезных финансовых вливаний. Однако ее появление позволит избежать ошибок в дальнейшем и предсказать результат.

Затягивать с решением транспортной проблемы дальше нельзя, считает генеральный директор «СМ. СИТИ» Александр Коропачинский.
«Вопроса, по какому из двух путей идти дальше: революционному или консервативному, — на мой взгляд, нет, — отметил Александр Коропачинский. — Мы подошли к той черте, когда консервативным путем дальше идти уже нельзя. У нас назрела революционная ситуация. Все наши выступления за последние два года показали, что жители города так жить больше не хотят. Теперь слово за властью, я лично жду каких-то движений, и быстрых. Власть должна формировать правила игры и заставлять их исполнять. У нас сегодня коллапс на дорогах, но при этом никто не готов парковать свою машину за деньги. Здесь власть должна жестко сказать: вы будете исполнять правила игры».

Эту точку зрения разделяет и главный инженер проектов отдела транспортного планирования ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» Максим Силкин. «Необходимо решать проблему индивидуального транспорта, а для этого потребуются какие-то революционные меры. Да, сначала наверняка будет много недовольных, но без этих непопулярных мер сегодня уже не обойтись. Причем, если продумывать конкретные мероприятия на каждом из этапов реализации программы, всегда возможно постараться найти компромисс».

Пробки в Красноярске Проект четвертого моста через Енисей и дорожных развязок

Реконструкция Свободного

Пока продолжается обсуждение, по какому из двух путей в решении транспортной проблемы следует пойти Красноярску, в городе идет разработка проектов для наиболее проблемных в транспортном отношении участков.

Проект для одного такого участка — оценка стоимости расширения проспекта Свободного, который давно уже перестал соответствовать своему названию, — в прошлом году была выполнена институтом «Красноярскгражданпроект».
Никаких радикальных мер вроде строительства многоуровневых развязок или массового сноса стоящих по сторонам дороги жилых домов этот проект не учитывал. Специалисты института должны были выяснить, во сколько городу обойдется расширение пр. Свободного на одном, но самом проблемном участке от ул. Ладо Кецховели до бывшего кинотеатра «Космос». В результате реализации проекта ширина Свободного должна была вырасти до 4 полос и в общей сложности составить 15 м. Для этого потребуется провести расширение улиц, реконструкцию подпорной стенки и снести несколько расположенных рядом с путепроводом ветхих домов.

К настоящему моменту работа над проектом полностью завершена. Стоимость расширения Свободного до 4 полос движения оценивается специалистами в 275 млн рублей. При этом, добавляют специалисты, всю реконструкцию можно разделить на несколько этапов и проводить финансирование в несколько очередей. Как ожидается, это позволит улучшить пропускную способность и заставит Свободный хоть немного двигаться в часы пик.

«Для того чтобы полностью разгрузить проспект Свободный, проблему потребуется решать в комплексе. Учитывая кольцо на первой и второй Брянской, узел улицы Железнодорожников и улицы Северной и в будущем выход проспекта Свободный на Покровку, как предлагалось одной из идей генплана», — объясняет Максим Силкин.

Как признали участники круглого стола, заметно изменить транспортную ситуацию смогут только комплексные меры: развитие городского транспорта, появление пересадочных узлов, создание удобной среды для перемещения пешеходов. Одновременно с этим в городе должно начаться строительство развязок на самых проблемных участках.

Татьяна Крупко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №2 (109), февраль 2013