Архитектор Эдриан Смит. Кузнец высокой славы

7849
29 сентября 2010 г.
Архитектура и строительство
Автор Геннадий Рыбаченко
Вернее сказать — славы высотной, поскольку архитектор прославился прежде всего своими небоскребами. Кузнец в заголовке — тоже не метафора, поскольку в дословном переводе фамилия Smith означает эту славную профессию. Вот только Эдриан Смит высоченные башни не кует из простого железа, а конструирует из железобетона, стали и стекла. На его личном счету — самые высокие здания мира.

От Адама до Адриана

Однофамильцы архитектора прославились во многих областях знаний и умений, что вовсе неудивительно, поскольку связанные с профессией кузнеца фамилии — едва ли не самые распространенные у всех народов. Еще от Пушкина мы узнали об экономическом учении Адама Смита, и таких более или менее выдающихся Смитов в истории значится немало. Эдриан Смит — один из самых прославленных и титулованных архитекторов последнего времени — своим обильным творчеством он снискал свыше девяноста наград и премий. Непокоренной осталась разве что высшая профессиональная планка — Притцкеровская премия, но и она вскоре будет взята — как высотная планка мирового небоскребостроительства.

Эдриан Смит

Архитектор Эдриан Смит

Место красит человека, и родина героя — Чикаго — также родина первых небоскребов, несомненно, определила представление о городе, каким ему должно быть. В пятилетнем возрасте вместе с родителями Эдриан переезжает на океанское побережье Калифорнии, где его эстетические предста вления о соразмерности стихийного и рукотворного лишь укрепляются. По словам самого Смита, созерцание океанских просторов «породило ощущение места». Дополнять захватывающие масштабами пространства не менее выдающимися в небеса зданиями Смит принялся немногим позже, по окончании нескольких учебных заведений. Если точнее, обучение проходило в университете Техаса в 1902–1966 годах, во время каникул у студиозуса через родственника, архитектора Брюса Грэма, Смит устраивается в бюро Skidmore, Owings & Merrill, в котором и начинает архитектурную карьеру. Образование он завершает в 1969-м, окончив Иллинойский университет родного Чикаго. В SOM Смит проработал тридцать девять лет на разных должностях, став в конце концов одним из партнеров. В 2006-м он покидает SOM и вместе с Гордоном Гиллом и Робертом Форестом основывает свою фирму, Adrian Smith + Gordon Gill Architecture (AS+GG). Так его прославленное имя стало заглавным в названии его собственного бюро.

Высотный шик Чикаго

Чикаго — несомненный пионер высотного строительства, получившего рождение и достигшего расцвета в тридцатых годах двадцатого века. Америка тогда благоденствовала, что выразилось не только в высотности экстерьера небоскребов, но и в роскоши интерьеров. Стиль ар-деко, родившийся во Франции, перекочевал через океан и снискал там невероятную популярность.

Спустя полвека уроженец Чикаго Эдриан Смит привнес свою лепту (вернее сказать, драхму или даже большую меру веса — талант) в гармонию родного мегаполиса. Он стилизовал проектируемые им здания под первые небоскребы, наиболее гармонично соединяя ультрасовременный хай-тек с наследием славного прошлого. Забавно, но само название Chikago почти совпадает со словом «шик» (chick). Ар-деко по-прежнему в фаворе, переродившись в неодеко, блистающий роскошью интерьеров и благородной отделкой фасадов.
Именно таким возведен и оформлен офис компании AT&T, спроектированный Эдрианом Смитом и построенный в 1986 году. Это, пожалуй, самое известное и любимое горожанами здание Чикаго и к тому же хрестоматийный пример стиля постмодерн. Постмодерн зародился именно в 1980-х и характерен обилием цитат из классики, правда, в чересчур гипертрофированных пропорциях. Так и 60-этажное здание корпорации AT&T высотой 307 метров, облицованное розово-красным гранитом и увенчанное золоченым шпилем, акцентированное дополнительными вертикалями, отсылает зрителя к неоготике. Еще одно прозвище оно снискало, поскольку зиждется на двух массивных пилонах и очень сильно напоминает не то старинные напольные часы с боем, не то узкий комод. В этом весь постмодерн, склонный дурачиться и выставляться напоказ. Тем не менее здание пришлось к месту и ко времени: оно сшило эпохи в единую ткань городской застройки.

Это не единственный вклад Смита в формирование городского ландшафта Чикаго. Будучи начинающим зодчим, он участвовал в реконструкции самого высокого здания города, Сирс Тауэр, еще позднее проектировал небоскребы, спортивные сооружения, университетские комплексы и знаковые объекты, как Миллениум Плаза, — и все это с присущим шиком и размахом.

Матрица мегаполисов

Фантастическая киносага вспомнилась неспроста, поскольку современная цивилизация, технотронная и сверхурбанизированная, сильно похожа на ту самую Матрицу из фильма. Генпланы мегаполисов, подобно материнским платам компьютеров, микросхемно-полупроводниковой надстройкой прорастают далеко не миниатюрными зданиями. Киношные аллюзии уместны и потому, что герою Кеану Ривза противостоит целая армия клонов, суперагентов по фамилии Смит. Совпадение говорящее — могущественный и талантливый Эдриан Смит формирует матрицы самых крутых мегаполисов планеты: Чикаго и Бостона, Токио и Лондона, Пекина и Нанкина, Гуанчжоу и Шанхая, Абу-Даби и Дубая. Притом из стен его мастерской выходят не только штучные проекты уникальных в своем роде зданий, но и типовые разработки современного домостроения. Матрица подразумевает серийность, но отнюдь не серость.

И совсем не случайно один из штучных проектов Смита получил название Matrix Gateway Complex. Это огромный кубический объем со 180-метровым ребром и 18-метровой высоты, возведенный на мысу залива в Дубае. Тело здания образовано ячеистыми стальными конструкциями, проницаемыми для воздуха и света и одновременно защищающими от зноя. Комплекс уникален транспортно-логистическим решением: сквозь него проходит автотрасса, с моря внутрь курсируют небольшие суда, а на крыше имеется вертолетная площадка — он доступен с суши, с воды и с воздуха. Внутри комплекс содержит весь набор современного арабского бизнесмена — офисы, конференц-залы, рестораны и залы для вознесения молитв Всевышнему. Такая вот всеобъемлющая арабская матрица…

Небоскреб в Наньцзине, Китай Чикаго - родной город Эдриана Смита

High Шанхай

По величине и значимости Шанхай издавна спорит с Пекином, обладая рядом преимуществ — прежде всего месторасположением на морском берегу. Привлекательность этого крупнейшего города и порта страны обусловила его быстрый рост вширь и ввысь. Шанхай стал самым высотным городом Поднебесной и держит планку высоты по сей день. Надо заметить, что район старинной застройки города сохраняется нетронутым — творения французских зодчих вековой давности снискали Шанхаю эпитет Парижа Дальнего Востока. Город прорастает кристаллами небоскребов в ультрасовременном районе Пудун, именно здесь сосредоточены высочайшие здания Шанхая, в том числе Jin Mao Tower.

Небоскреб Цзинь Мао спроектирован Смитом в конце прошлого века, когда он был в числе партнеров SOM. В облике этого здания очень много дальневосточного: узнаваемые характерные для пагод изгибы межэтажных перекрытий, вертикальные переплеты металлического каркаса, замысловатое завершение башни, но главное — нумерологическое преклонение перед сакральным на Востоке числом 8. Восьмерка царит во всем, от основания до верхушки: бетонная площадка фундамента в форме восьмиугольника, восемь поддерживающих пилонов из композита, 88 этажей, поделенных секциями по шестнадцать. Даже торжественное открытие приурочено к максимальному повторению восьмерки — 28 августа 1998 года. Особое внимание при проектировании шанхайской башни уделено повышенной сейсмостойкости (до 7 баллов по шкале Рихтера) и сопротивляемости тайфунам (со скоростью ветров до 200 м/с) — и то, и другое на азиатских побережьях не редкость. До 2007 года 420-метровое здание (вместе со шпилем) было третьим среди мировых рекордсменов высоты и продолжает быть самым высоким зданием не только Шанхая, но и всей страны. Это не просто high (высокий), а highest (высочайший) небоскреб Шанхая.

Небесные гвозди Поднебесной

Небоскребы можно поэтично сравнить с гигантскими гвоздями, вбитыми в небо. И кому же, как не стремительно развивающемуся Китаю, вколачивать их в синеву крыши Поднебесной?! Сверкающие фасадным остеклением сталагмиты высоток растут в быстро разрастающихся городах Китая, будь то обновляющиеся старые города вроде Пекина с Шанхаем или отстраиваемые практически с нуля — как Шеньжень и Гуанчжоу.

Естественно, что к проектированию ультрасовременных и неповторимых габитусом небоскребов привлекают самых продвинутых в таком деле архитекторов, в авангарде которых значится Эдриан Смит. Именно в соавторстве с ним его новый партнер Гордон Гилл приступил в 2006 году к разработке высотки Pearl River Tower в Гуанчжоу. Строительство Башни Жемчужной Реки высотой 71 этаж и 309 метров планируется завершить в октябре нынешнего года. Здание интересно не только очертаниями и фактурой фасадов — оно заявлено как самое эргономичное и экологичное из всех построенных на сегодняшний день небоскребов. Для достижения такого завидного статуса задействованы самые передовые технологии и инженерные решения: ветряные турбины, коллекторы естественного света, фотоэлементные панели, самоохлаждающиеся потолки, системы утилизации твердых, жидких и газообразных отходов с их регенерацией. В общем, мировая урбанистика томится в ожидании явления настоящей жемчужины экологической архитектуры. В соревновании за первенство в этом благом деле с жителями Поднебесной наперегонки рвутся в небо эмиры Персидского залива, но кто выиграет забег — расторопные китайские кули или резвые арабские скакуны, — еще вопрос. Впрочем, жокеями этой гонки выступают одни и те же мировые знаменитости, и в числе фаворитов — мистер Смит. Скорее всего, эта гонка в поднебесье будет перманентной, но в любом случае в выигрыше окажется все человечество.

Matrix Gateway Complex (ОАЭ) Многофункциональный комплекс в Дубаи

Эх, Дубаюшка, ухнем!

Объединенные Арабские Эмираты в последние десятилетия стали настоящим ристалищем экспериментальной ультрасовременной архитектуры, и главной авансценой этой ярмарки тще славия выступает Дубай. Все самое-самое в мире в силу амбиций местных девелоперов построено здесь: самый большой аквариум, самая высокая гостиница, самая высокая башня. Именно небоскреб Burj Khalifa (более известное как Burj Dubai) пока держит рекорд высоты — 162 этажа или 828 метров. Хотя здание достигло наивысшей точки еще в 2008 году, в связи с экономическими проблемами во всем мире торжественное открытие состоялось лишь в январе 2010-го. Автором проекта гигантской «Дубайской дубины» является герой повествования Эдриан Смит. Об этом самом высоком в мире сооружении писали столь обильно, что нет никакого смысла повторяться.

Бурж Халифа — не единственный выдающийся во всех смыслах объект авторства Смита, построенный под небом Дубая. Один уже упомянут выше, еще об одном прямо сейчас.

С именем розы

Практически одновременно с самым высоким зданием мира и Дубая Смит приступил к проектированию самого высокого в мире отеля — Башни Розы. Хотя начатое в 2004 году строительство почти завершилось в начале 2008-го, торжественное открытие состоялось практически одновременно с Бурж Дубай, с разницей в месяц — в декабре 2009-го. Тому были свои причины, в основном экономического свойства.

Свое название здание получило не только по размещению в нем по окончании гостиницы Rosa Rotana Suites, но и за бутоноподобное завершение. Венчает башню не первоначально задуманный шпиль, а стилизованный раскрывающийся бутон гигантского цветка на высоком тонком стебле. Для этого на стадии проектирования высоту в 380 метров сниили до 333, и даже тогда здание стало самым высотным в мире отелем, оставив в нескольких метрах ниже расположенный в Дубае же отель Burj Arab (знаменитый «Парус»). В Башне Розы около пятисот номеров, весьма востребованных иностранцами, чему способствуют и некоторые послабления привычкам иноверцев. Это единственное заведение в Эмиратах, где разрешена торговля и принятие алкоголя. Не зря не торопились с официальным открытием — как же без шампанского-то!

Небоскребы в Лондоне

Экокомплекс

Эдриан Смит не просто урбанист, а проявляющий повышенный интерес к экологической тематике. Сама идея строительства высотных комплексов, объединяющих офисы с жильем, минимизирует энергозатраты за счет исключения лишней транспортной проблемы и в силу логистики решения. Экологическая урбанистика подразумевает и оптимизацию освещения и кондиционирования зданий, также позволяющую сократить энергозатраты. Дальше — больше, и новые технологии позволяют превратить здания в автономно обеспечиваемые за счет энергии ветра и солнца. Страх глобального потепления завел экоурбанистов еще дальше: их творения минимизируют выброс углекислого газа и утилизируют не только его, но и отходы, твердые и жидкие. Все регенерируется практически в замкнутом цикле — как на космической станции. Свою приверженность Смит сотоварищи выразил и в малой архитектурной форме, выставленной на международном саммите 2007 года, посвященном проблеме глобального потепления. Гравированный призывными надписями шар Cool Globe олицетворял планету, измученную антропогенной углекислотой и жаждущую прохлады.

Очередной экокомплекс, спроектированный AS+GG, увидел свет в начале 2008-го в столице ОАЭ Абу-Даби. Это штаб-квартира компании Masdar, занимающейся исследованиями в сфере энергетики будущего. Смит в авангарде экоархитекторов: комплекс стал первым в мире крупным многофункциональным сооружением, вырабатывающим больше энергии, чем потребляет на свои нужды. Штаб-квартира построена в новом городе Масдар, генплан которого выполнен бюро Нормана Фостера. Смитовский комплекс не выделяет в окружающую среду углекислоты и полностью перерабатывает свои отходы. Среди элементов проекта — крупнейший в мире комплекс солнечных батарей и 11 конусообразных опор крыши, играющих роль световых колодцев и обеспечивающих естественную вентиляцию здания, действующих по принципу «башен ветра». Ажурные топологические воронки рассеивают солнечный свет по всему объему здания и создают конвекционную тягу. Комплекс, в котором наряду с офисами запланированы жилье, магазины и кафе, сады и непременный для арабской страны молельный зал, а также доступ к городской транспортной системе, потребляет на 70% меньше воды, чем стандартная постройка такого же размера. Уж что, а вода в пустыне ценится больше иного. Эко к омплекс экоэнергетической компании стал пионером и всем архитекторам примером.

Итак, 56-летний Смит заслуженно снискал славу одного из самых модных среди мировых лидеров небоскребостроения. Монтажника-высотника, не кочегара и не плотника — кузнеца собственной славы и радетеля за экологическую безопасность плодящегося в городах человечества. Такие высокие слова вполне отвечают амплуа высотного архитектора.

Источник: Журнал «Сибирский дом» №9 (81), сентябрь 2010 г.