Ландшафтный дизайн сада

Стремление к красоте заложено в человеке самой природой. Наверное, именно поэтому человек так любит изменять ландшафт в соответствии со своими представлениями о красоте. И эта традиция уходит корнями в незапамятные времена.

Древнейшие сады до наших дней, конечно, не сохранились, но хорошо известно, что они были и в Древнем Египте, и в Междуречье, и в Античной Греции, и в Римской Империи. И каждая из ранних цивилизаций вносила в ландшафтный дизайн что-то новое, что-то свое.

Впрочем, мы мало знаем о том, как выглядели эти древние сады. Их описания туманны, а изображений мало. Лишь римским садам и паркам повезло больше. Сама архитектура древнеримских вилл, расположение дорожек, площадок, малых архитектурных форм и статуй дает некоторое представление о ландшафтном дизайне той эпохи. Кроме того, прекрасно сохранились многие римские фрески (например, в Помпеях), и они дают понять, что виллы патрициев и богатых римских граждан буквально утопали в зелени.

Еще более пышными были восточные сады. Некоторые из них вошли в легенды. Ведь райский Сад можно рассматривать, как воплощение мечты жителей пустыни об идеальном саде, где есть все, чего только можно желать — обилие кристально чистой воды, прохлада в тени деревьев, пение птиц и восхитительные ароматы цветов.

Созданные почти три тысячи лет назад в Вавилоне Висячие Сады Семирамиды по сей день считаются одним из семи великих чудес света.

В жарких и пустынных землях садам и паркам всегда придавалось особое значение. И традиции восточного садоводства практически никогда не прерывались. Пышные дворцовые сады древности — прямые предшественники арабских и персидских садов.

Основная идея мусульманского ландшафтного дизайна — уподобление садов земных райскому саду. Поэтому традиционный арабский сад делится на четыре части (как правило, квадратной или прямоугольной формы) четырьмя каналами или потоками, символизирующими четыре реки, вытекающие из рая.

Еще одна отличительная черта мусульманских садов — обилие тени под кронами деревьев и буйство красок. В теплых странах практиковался такой подбор цветов, чтобы они цвели практически круглый год.

Рассказывают, что у легендарного Старца Горы, основателя секты исмаилитов Хасана ибн Саббаха, в крепости был сад, который его ученики искренне принимали за настоящий рай.

Что касается Европы, то здесь в темные века раннего Средневековья садовая культура пришла в упадок. Рыцарей, строивших свои укрепленные замки на неприступных холмах, больше интересовали дикие леса, где можно вдоволь поохотиться на зверей и птиц.

Впрочем, по мере того, как леса сводили для нужд сельского хозяйства, стали получать распространение искусственные насаждения вокруг замков, дворцов и городских стен. Но они поначалу тоже напоминали облагороженные леса.

Лишь в Испании процветали арабские традиции садоводства, а в Италии не прерывалась римская традиция ландшафтного дизайна. Именно итальянцы создали первые европейские сады регулярного стиля, для которых характерно террасное расположение растительности и органичное сочетание зелени с благородным камнем — например, белым мрамором дорожек, лестниц, беседок, статуй и кованых малых архитектурных форм.

Но две самые известные традиции европейского ландшафтного дизайна развились позже — в XVII и XVIII веках.

В континентальной Европе — прежде всего, во Франции, но отчасти также в Германии, Голландии, Восточной Европе и России — возобладал регулярный стиль, который часто называют также «французским». Для него характерны прямые линии дорожек, строгие углы, круглые и овальные детали и идеальная симметрия. Доминантой сада является дворец, дом или иное здание, господствующее над остальными архитектурными сооружениями. Все деревья, кусты и газоны идеально подстрижены, а цветы на клумбах и в цветниках идеально подобраны по цвету и времени цветения. Важное внимание уделяется уходу за садом.

Сады и парки французского стиля — это воплощение абсолютного порядка и гармонии.

Именно этот стиль привез в Россию из Европы царь-реформатор Петр Великий. И одним из лучших образцов регулярного стиля в России является Петергоф, где расположен летний дворец Петра Великого и великолепный парк, украшенный множеством больших и маленьких фонтанов.

В Англии возобладала другая тенденция. Характерный для средневековой Европы природный стиль искусственных насаждений под влиянием восточных образцов превратился в нечто новое — в то, что ныне называют пейзажным или «английским» стилем.

На первый взгляд для пейзажного стиля характерно подражание естественной природе. Но если присмотреться, то можно обнаружить, что все детали такого сада очень тщательно продуманы. Например, деревья в купах и рощах специально подобраны не только по высоте и форме, но и по цвету крон и даже по цвету осенних листьев. Водоемы имеют естественные очертания берегов, но эти берега аккуратно выровнены, а сами водоемы идеально чисты. И вьющиеся по холмам дорожки лишь на первый взгляд напоминают естественные тропинки — на самом же деле они тоже специально подготовлены для максимального удобства людей.

Голландия — маленькая страна, где земля, не заливаемая водой, всегда была и поныне остается величайшей ценностью, подарила миру свой собственный, голландский стиль.

Голландский сад весьма невелик по размерам, он нередко занимает внутренний дворик дома, и центральной его частью является хорошо подстриженный газон, который окаймлен кустарниками и цветами. Дерево в таком саду может быть только одно, иногда — 2-3, но не больше.

Интересно, что похожая тенденция наблюдается и на другом конце земли, в Китае и Японии. В огромном Китае получили распространение большие сады, главная идея которых — следование природе и умножение ее красоты. А в Японии сады маленькие и от естественной природы они очень далеки. Японский сад служит отражением типичных для японской культуры философских идей.

В наши дни в ландшафтном дизайне встречаются самые разные традиции, стили и идеи — как в чистом виде, так и в разнообразных сочетаниях — от органичного слияния до беспорядочного смешения (эклектики).

Правда, регулярный стиль к XXI веку утратил былую популярность. Но там, где возвращается интерес к классицизму и ампиру, вновь входит в моду и регулярный стиль. Сады и парки этого стиля были популярны, например, в Советском Союзе, коммунистическом Китае и Северной Корее, и сравнительно молодые (30 — 70 лет) образцы регулярного стиля в этих странах можно встретить повсюду - от Кремля до площади Тяньаньмэнь.

Зато пейзажный стиль в разных вариациях имеет в современном мире повсеместное распространение. Иногда ландшафтные дизайнеры следуют английским и китайским образцам, но часто они создают нечто свое. Пейзажный стиль позволяет достаточно вольно обращаться с ландшафтом — нудно только иметь вкус и чувствовать красоту и гармонию.

В нашей стране, например, в последнее время приобрел популярность стиль русской дворянской усадьбы. Он тоже пейзажный, но не столь утонченный, как «английский». Русский стиль ближе к природе, и именно этим он так привлекателен для русской души.

Если же места для экспериментов с ландшафтным дизайном совсем немного, то этот случай предусмотрели голландские и японские садоводы. И в Голландии, и в Японии за многие века до тонкостей проработаны способы, с помощью которых можно превратить маленький участок земли в прекрасный уголок.