Падение крана на стройплощадке | Безопасность и ответственность

4130
19 апреля 2010 г.
Архитектура и строительство

Прошло три месяца с вступления в силу закона о саморегулировании, но у строителей уже появился первый повод для применения на практике одного из его основных положений. Хотя процедура возмещения ущерба третьим лицам еще не до конца проработана, теперь дорабатываться она будет в оперативном режиме. Механизм ответственности организаций — участников СРО, которым в дальнейшем во всех подобных ситуациях будет пользоваться весь строительный комплекс, сегодня создается на примере красноярских строителей. Потому что именно в Красноярске произошло первое с начала действия новых правил работы отрасли серьезное ЧП на стройке.

Случилось то, о чем в последнее время часто говорили, когда речь заходила о ситуациях, в которых наступает коллективная ответственность входящих в СРО организаций, — рухнул работающий на стройке башенный кран. Кран упал в разгар рабочего дня в микрорайоне Северный, перегородив проезжую часть в районе перекрестка улиц 9 Мая — Водопьянова и смяв стоявшие перед светофором автомобили. Итог строительного ЧП — шесть человек с травмами различной степени тяжести, девять разбитых автомобилей, разрушенное дорожное полотно и упавший светофор.

Первое предположение о том, что причиной происшествия стало использование застройщиком техники, отработавшей свой ресурс, не подтвердилось. Рухнувший кран был изготовлен в КНР в 2007 году и может считаться новым. Более того, около года назад, в мае 2009-го, он проходил диагностику и полное техническое освидетельствование в Ростехнадзоре и был признан пригодным для эксплуатации.

Справедливости ради скажем, что проверка Ростехнадзором грузоподъемной техники дает строительным компаниям только право на ее эксплуатацию. Контроль за всем, что происходит с техникой с этого момента во время работы на строительной площадке, полностью ложится на плечи собственников крана. И это в их обязанности входит проверка технического состояния крана.

Действующие в Красноярском крае регламенты определяют правила эксплуатации техники повышенной опасности. Согласно им кран должен проходить проверку не реже одного раза в месяц, каждый день крановщик начинает работу с осмотра оборудования, то же входит в обязанности прораба. Раз в год подъемная техника проходит испытания в Ростехнадзоре.
Казалось бы, этих мер должно было быть достаточно, чтобы обеспечить безопасность работы подъемного механизма, однако есть одно «но». Дело в том, что эти регламенты изначально разрабатывались в расчете на российскую технику. Что касается иностранной, то для нее, как говорят строители, «еще не накоплен достаточный опыт эксплуатации». Другими словами, никто с уверенностью не скажет, что произойдет с этой техникой после нескольких лет работы, никто не предугадает, как на нее повлияет резкий температурный перепад. При этом использовать грузоподъемные механизмы иностранного производства строители имеют полное право, ведь, прежде чем попасть на стройку, эта техника прошла процедуру обязательной сертификации на территории России.

Первые выводы

Над выяснением причин происшествия в настоящий момент одновременно работают сразу четыре организации. Поскольку в результате ЧП пострадали физические лица и их имущество, свое расследование проводит прокуратура. Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края со своей стороны инспектирует строительные площадки, чтобы установить, как соблюдаются правила установки кранов. Кроме того, для выяснения причин аварии создана специальная комиссия Ростехнадзора, в чьи задачи входит проверка качества металла и сварных швов.

Сейчас комиссия Ростехнадзора отрабатывает различные версии случившегося — от неисправности технического устройства крана до нарушения производственного контроля, которые могли бы стать причиной аварии. О результатах своей работы комиссия должна отчитаться через 15 рабочих дней с момента ЧП. Четвертая организация, проводившая проверки по факту ЧП, — Инспекция по труду — свою часть работы завершила, установив, что на стройке в Северном были допущены нарушения техники безопасности.

По данным предварительной экспертизы, использовавшаяся при изготовлении крана сталь не соответствует тем параметрам, которым она должна отвечать, для того чтобы пройти сертификацию. «При первом анализе ситуации сложилось впечатление, что кран изготовлен неквалифицированно, с использованием некачественной стали, — заявил председатель правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов. — Поэтому принято решение в течение ближайших трех дней проверить все краны китайского производства, которые применяются на территории региона».
По предварительным данным, у аварии на строительной площадке была и другая причина. При эксплуатации грузоподъемной техники нарушена технология проведения работ. Каждое из этих обстоятельств в отдельности могло и не вызывать аварии, но, объединившись, они стали причиной строительного ЧП.

ЧП на ул. 9 мая (26 марта 2010 г.) ЧП на ул. 9 мая (26 марта 2010 г.) Проблемный дом на ул. Копылова (застройщик "Сибстоун"). Власти намерены обязать всех владельцев кранов на подобных "замороженных" объектах демонтировать неработающее оборудование.

Ущерб будет возмещен

Когда год назад представители строительного сообщества обсуждали переход отрасли на работу по новым правилам, одним из аргументов в пользу саморегулирования как раз была солидарная ответственность всех компаний — участников СРО за промахи коллег по цеху. Теперь у пострадавших в результате аварии появилась дополнительная гарантия того, что причиненный им ущерб будет возмещен.

Если бы подобное случилось еще год назад, вся ответственность легла бы на компанию-застройщика. И возможна ситуация, когда у строительной фирмы могло бы просто не хватить средств, чтобы компенсировать ущерб.
Сегодня все по-другому. С введением института саморегулирования в отрасли начал действовать трехступенчатый механизм обеспечения ответственности. Вступая в состав саморегулируемой организации, каждая строительная фирма страхует свою ответственность перед третьими лицами. После того, как состоится независимая оценка ущерба, компенсацию пострадавшим будет выплачивать страховая компания. В том случае, если этих средств окажется недостаточно, разницу должна покрыть компания-застройщик. И только если средства из этих двух источников будут задействованы, а ущерб до конца не покрыт, то тогда на эти цели будут использованы средства компенсационного фонда саморегулируемой организации. После того, как выплата из компенсационного фонда будет произведена, все входящие в СРО организации, включая и виновника ЧП, в двухмесячный срок обязаны будут внести в фонд недостающую сумму.

Расследование обстоятельств ЧП на стройке в Северном продолжается, но, не дожидаясь его завершения, строительная компания начала восстановление пострадавшего от падения крана участка дороги. Размер нанесенного муниципальному имуществу ущерба составляет 1,5 миллиона рублей — во столько оценивается установка светофора, ремонт дорожного ограждения, дорожного полотна и благоустройства на этом участке.
Единственное, с чем пока вопрос не решен, — это компенсация за разбитые в ЧП автомобили. Оценить нанесенный личному автотранспорту ущерб не позволяет то, что сразу после происшествия машины были изъяты прокуратурой в качестве улик. По предварительным подсчетам размер ущерба этому имуществу может составить около 7 миллионов рублей.

Последствия ЧП

Несмотря на то, что виновник происшествия в Северном до сих пор не назван, ясно одно — ЧП на стройке будет иметь последствия не только для компании — собственника рухнувшего крана, но и для всех строителей региона. Башенный кран, работавший на строительстве дома по ул. 9 Мая, был не единственным прибывшим на стройки Красноярского края из КНР. В регионе работают еще 13 подъемных механизмов китайского производства, которые находятся в собственности пяти строительных фирм. И хотя продолжающая работать подъемная техника является продукцией других производителей, вся она после происшествия была проинспектирована во время внеочередной проверки Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края и Ростехнадзора.

«Только к одной из проверенных компаний у нас нет нареканий, — рассказал о результатах инспекции заместитель председателя правительства края Михаил Кузичев, — к остальным есть замечания различного характера. В двух случаях, где выявлены серьезные нарушения, эксплуатация техники будет прекращена до полного их устранения. Больше всего вызывают беспокойство краны, находящиеся на замороженных стройках. В частности кран, стоящий на строительной площадке фирмы „Сибстоун“ на ул. Копылова, который не работает уже пару лет. Сейчас мы ищем законные основания обязать собственников этой техники ее демонтировать, чтобы неработающий кран перестал угрожать жизни живущих в соседних домах людей. Кроме того, в течение двух месяцев при поддержке Союза строителей и Союза саморегулируемых организаций будет проведена работа по проверке всех кранов, работающих на стройках края».

Правительство Красноярского края приняло решение разработать регламент применения иностранной техники на стройках края. Существование отдельного регламента для иностранной техники должно помочь устранить одну из главных причин подобных аварий — отсутствие в строительных организациях надлежащего контроля за соблюдением техники безопасности и технологии ведения работ. Использование грузоподъемной техники относится к потенциально опасным видам работ, и ее эксплуатация должна быть организована с учетом этого обстоятельства.

Татьяна Крупко

Новости регионов: строительство, недвижимость, законодательство

Источник: Журнал «Сибирский дом» №4(76), апрель 2010 г.