Архитектор Ренцо Пьяно | Под пологом Пьянова зодчества

1814
05 марта 2010 г.
Архитектура и строительство

Италию называют родиной всего: живописи, скульптуры, моды, кулинарии, оперы и «музыки в камне» — архитектуры. Если бы «архитектурная нобелевка» не была столь молода, то в списке лауреатов Притцкеровской премии значилась бы не одна сотня уроженцев Апеннин. Несколько итальянских имен в нем — это тоже немало. И среди них — Ренцо Пьяно. Если ренессансная Флоренция прославилась своим правителем Лоренцо Великолепным, то современная Генуя — своим архитектором Ренцо Экстравагантным. Под его прозрачными куполами и навесами себя чувствуют комфортно ценители изящного во многих городах мира.

Ренцо Пьяно

Архитектор Ренцо Пьяно

Genuine genovese

Слова «genuine» (качественный), «Генуя» (Genova) и «гений» звучат и пишутся весьма похоже. В примере с Ренцо Пьяно они практически сошлись: этот уроженец Генуи если не гениальный, то очень «качественный» архитектор — наверное, генуэзские гены сказываются.

Пьяно родился в Генуе в 1937 году, его детские и юношеские годы пришлись на времена Муссолини и последовавшую послевоенную разруху. В 1964 году он окончил архитектурную школу Миланского политехнического университета, после работал в соавторстве с Луисом Канном и Маковски, а в 1971-м совместно с британским архитектором Ричардом Роджерсом основал бюро Piano & Rogers — вместе они спроектировали Центр Помпиду в Париже. В 1977 году Пьяно вместе с инженером Питером Райсом открыл новую фирму L'Atelier Piano & Rice — это сотрудничество просуществовало до смерти Райса в 1993 году. Тогда появилось нынешнее бюро — Renzo Piano Building Workshop, с офисами в Париже и Генуе, со штатом из ста специалистов.

Ренцо Пьяно трудится с присущими итальянцам темпераментом, энергией и полетом фантазии. Талантливый генуэзец фонтанировал множеством проектов, число которых перевалило за сотню. Так что Пьяно, несмотря на «тихую» фамилию, тихоней никак не назовешь — скорее «качественно проектирующим генуэзцем».

Гадание на хрустальном шаре

Как известный генуэзец другому, гораздо более знаменитому генуэзцу, Ренцо Пьяно воздал дань уважения Христофору Колумбу — но в довольно экстравагантной форме. К 500-летию открытия Америки, отмечавшемуся в 1992 году, Пьяно перестроил часть зданий Старого порта Генуи (Porto Antico) и возвел там несколько своих модернистских творений — правда, со смыслом. «Навигацкие» и негоциантские мотивы прослеживаются во всех здешних архитектурных инновациях. По проекту Пьяно выстроена металлическая конструкция Il Bigo, напоминающая собой древние ручные лебедки для разгрузки кораблей. Этот «букет металлических стрел» походит одновременно и на гигантскую карусель, и на залп салюта — особенно подсвеченный в ночное время. С одноименного поднимающего зрителей на высоту 50 метров панорамного лифта открывается захватывающий вид на город.

Бывшие хлопковые склады, построенные в Старом порту в начале XIX века, Пьяно перестроил в культурно-выставочный комплекс. Здесь разместились конгресс-центр, музей мореплавания, мультиплекс, магазины, рестораны и бары, городок детского досуга. Неподалеку находится аквариум весьма современного дизайна, в котором собрана богатая живая коллекция представителей флоры и фауны Средиземного и Красного морей.

Но самой главной точкой приношения Колумбу можно считать огромный стеклянный шар, напоминающий глобус своей параллельно-меридианной сеткой переплетения стеклянных полотен. Конечно, подобный первобытный хай-тек впервые появился в Британии конца позапрошлого века (знаменитый Хрустальный дворец), но, посаженный в таком подходящем месте и такого подходящего размера, он производит нужное впечатление. Ренцо Пьяно все правильно угадал и всем угодил…

Бернский музейный комплекс Клее La Bolla

Кельнский колокол

К уцелевшим во время Второй Мировой войны архитектурным достопримечательностям Кельна добавляются новые — образцы зодчества XXI века. Так, неподалеку от знаменитого средневекового собора возник огромный стеклянный колокол — торговый центр фирмы Peek & Cloppenburg.
Пятиэтажное здание универмага возвели на треугольном в плане участке; новый комплекс располагает пятнадцатью тысячами кв. м торговых площадей. Основа архитектурного образа постройки — слегка изогнутая обтекаемая стеклянная оболочка здания, отстающая на два метра от торцов плит этажей. Таким образом, внутри создается единое светлое пространство. Фасад, выходящий на переулок Антонсгассе, облицован природным камнем. Строительство спроектированного Пьяно здания потребовало больше времени, чем предполагалось первоначально, остановленное на целых два года из-за судебной тяжбы между застройщиком и подрядчиком. По завершении прозрачный колокол, уютно прикрывший торговый центр вместе с покупателями от ветра и дождя, стал одной из новых архитектурных диковин старого города.

Бетонная синусоида

Современное изобразительное искусство наиболее гармонично смотрится в современной архитектуре. Вот и крайне нетрадиционное и неакадемическое искусство швейцарского художника Пауля Клее с недавних пор разместилось в ультрасовременном здании. Огромная бетонная синусоида построена по проекту Пьяно на окраине швейцарской столицы в 2006 году.
Наиболее полное собрание, состоящее из четырех тысяч работ Клее, разместилось в элегантном здании, которое сам архитектор сравнивает скорее с «ландшафтной скульптурой». Три «холма» точно вписаны в окружающий пейзаж, практически растворяясь в полях пшеницы, лугах и лесах. Близлежащее шоссе скрыто земляным валом, что предусматривалось проектом музея — «всхолмленная» железобетонная кривая за земляными холмами. В первом, самом большом «холме» из стекла и стали расположены вестибюль, аудитория и образовательный центр. В среднем — залы постоянной экспозиции и временных выставок. В меньшем «бугорке» — исследовательский центр и административные офисы. Галереи, в которых одновременно экспонируются двести картин художника, представляют собой светлые помещения под изогнутой крышей, и их 1700 кв. м разделены на меньшие пространства лабиринтом мобильных перегородок наподобие ширм. Ажурная конструкция здания, дополнительно кондиционируемая, просто пронизана солнечным светом и воздухом.
В поисках Немо

В поисках Немо следует устремиться в Амстердам — именно здесь, в гавани, расположен научный музейный комплекс NEMO, построенный по проекту Пьяно в 1997 году. NEMO заметен уже издали. С одной стороны странное здание напоминает гигантский поросший морскими водорослями нос корабля, на который можно взойти по специальному пешеходному трапу. С другой стороны здание похоже на накренившуюся громадную палубу — на ней расположена терраса с прекрасным видом на Амстердам, откуда вниз ведет лестница. В NEMO располагается Национальный центр науки и технологии, а вовсе не специализированный музей океанологии, как могло бы ожидаться. Впрочем, и литературная субмарина капитана Немо, будь она на самом деле, относилась бы именно к чудесам технологии и науки навигации. Так что все логически сходится. Из разных частей
города в музейный комплекс можно добраться на лодке, велосипеде или пешком, благо что эта архитектурная «посудина» пришвартована невдалеке от центрального вокзала

Музейный комплекс NEMO в Амстердаме Торговый центр фирмы Peek & Cloppenburg

Осколок лондонского неба

London Bridge Tower, или названный в народе «Шард» (shard по-английски означает «осколок»), — высотное здание, построенное в историческом центре британской столицы по проекту Пьяно. Его строительству предшествовала трехлетняя общественная дискуссия: многие высказывались против «стеклянного осколка», который изуродует городской пейзаж, подавив традиционные доминанты собора Святого Павла и лондонского Тауэра. Ведь это самый высокий небоскреб Европы — высотой 310 метров, в котором расположены офисы, отель сети «Шангри-Ла» и квартиры. Правда, после того, что сделал с Лондоном сэр Норман Фостер, хрустальное острие Ренцо Пьяно не выглядит столь уж угрожающим — историческому облику в том числе.

Пьяно в творческом угаре пошел и дальше — по соседству со своим первым небоскребом он спроектировал второй, правда, поменьше. New London Bridge House достигнет высоты 180 метров и будет вмещать 55 800 кв. м офисов и магазинов. Комплекс стоимостью 400 миллионов фунтов получил в народе клоновое название «Бэби Шард».

Компания-заказчик собирается создать в районе целый квартал новой застройки, ядром которой станут два здания Пьяно. Последние будут соединены засаженной деревьями небольшой площадью.

Пьянство в Нью-Йорке

Пьяно относится к плеяде архитекторов, очень востребованных Америкой и Нью-Йорком в частности. Притом его проекты внедряются в самое сердце самого центрального района «столицы мира» — на манхэттенскую Мэдисон-Авеню. Объекты Пьяно выполнены в характерной для него манере — имеют строгие очертания, светло-серые тона стекла и стали, прикрыты от солнца легкими навесами и жалюзи. Они призрачны и прозрачны и словно растворяются в серой дымке большого города.

«Серой леди» горожане прозвали газету «Нью-Йорк Таймс», и это прозвище позитивно — ведь издание не из разряда бульварной «желтой» прессы, а строгое деловое. Под стать статусу газеты и новое здание работы Ренцо Пьяно — 52-этажный небоскреб, который вызвал противоречивую реакцию критиков: одни причисляют его к лучшим высотным зданиям Манхэттена, другие недовольны его скромным обликом, третьим он кажется слишком монументальным и даже похожим на крепость. Но все солидарны в одном: «Серая леди» оделась в подобающее платье, а Пьяно создал новый стандарт офисного пространства, плавно переходящего в пространство города.
Пьяно сделал стеклянные навесные стены башни абсолютно прозрачными и отвел максимум элементов конструкции от поверхности здания, поэтому отовсюду изнутри открываются захватывающие виды на Нью-Йорк. Журналисты издания высоко сидят и далеко глядят — прямо через стеклянный фасад здания. В целях снижения энергозатрат на кондиционирование архитектор «облачил» свою постройку снаружи в солнцезащитные экраны, составленные без малого из двухсот тысяч светлых керамических трубок. Они не загораживают виды из окон, но задерживают до 50% солнечного тепла. Экраны продолжаются на высоту шести этажей над крышей башни, что призвано создавать эффект ее «таяния в воздухе».

На уровне улицы постройка максимально открыта и привлекательна для пешеходов — с прозрачными стенами, но с системой безопасности с турникетами и перегородками. В пронизанном светом здании царит рабочая тишина, журналисты сидят в отдельных компартиментах, откуда благодаря высоким потолкам открываются виды на город и на деревья в атриуме внизу. Для приватных бесед и конфиденциальных переговоров на большинстве этажей здания устроены звуконепроницаемые стеклянные комнаты-кубики. Отдельные этажи связаны с соседними ярусами внутренними лестницами, и все внутреннее устройство логически просчитано и выверено — образец самой рабочей атмосферы. В солнечный день 320-метровая башня выглядит светло-серой, и ее почти призрачный, легкий объем растворен в манхэттенском ландшафте.

Здесь же, на Мэдисон-Авеню, Пьяно реконструировал библиотеку семейства Морганов — также в свойственной ему манере. Архитектор покушается и на окраины Нью-Йорка, проектируя филиал Музея Уитни и небоскреб для Бруклина, но пока муниципальные власти эти творческие атаки отклоняют под разными предлогами. Все-таки центр и окраины — две большие разницы…

London Bridge Tower

Труба зовет

Рим — один из самых классических и классицистических городов мира, но, как все города, развивается вширь и в новых архитектурных формах. Современный облик здания — вовсе не помеха звучанию классической музыки внутри. Примером этому может служить «Аудиториум» — очень смелое здание, спроектированное Ренцо Пьяно и построенное в итальянской столице.
Втиснуть вместительный концертный зал в историческую застройку не было никакой возможности, а потому новый концертный зал был построен по соседству с Олимпийской деревней Игр 1960 года, на пустыре между набережной Тибра и холмом Париоли на городской окраине. «Аудиториум» стал одной из частей культурного триптиха, словно вырастающего из кущ парка и «парящего» над его зеленью.
Залы решены как три музыкальных инструмента, при этом все три максимально отделены друг от друга, с тем чтобы исключить проблему наложения звука. В основу архитектурного и функционального решения положены требования акустики. Зал на 2800 мест предназначен для концертов большого симфонического оркестра и хора, а его сцена способна менять конфигурацию. Зал на 1200 мест также оборудован сценой-трансформером, да и сам зал может менять конфигурацию, что удобно для постановок оперы, балета и концертов современной музыки. Зал на 700 мест оборудован оркестровой ямой, его три «сцены» могут открываться все вместе, увеличивая объем сценического пространства. Комплекс также включает в себя репетиционные, фойе и амфитеатр на открытом воздухе.

В ходе строительства были обнаружены античные фрагменты. После проведения раскопок комплекс дополнен еще и археологическим музеем под открытым небом, а кроме того — музеем музыкальных инструментов. Да и само здание формами похоже на музыкальный инструмент — не на фортепьяно, а на огромную трубу, тубу или валторну…

Фортиссимо пианиссимо

Ренцо Пьяно — один из наиболее титулованных и признанных профессиональным сообществом архитекторов с мировым именем. В числе множества наград и высшая в области архитектуры — премия семейства Притцкеров, присужденная ему в 1998 году. Одна из последних по времени — присужденная в 2008 году золотая медаль Американского института архитекторов (AIA), высшая американская награда частного лица за выдающийся личный вклад в теорию и практику архитектуры. Свою первую золотую медаль AIA Пьяно получил двадцатью годами раньше, в 1988-м, вслед за Ле Корбюзье, Райтом, Каном и Салливаном.

Среди наиболее известных работ последних десятилетий кроме уже упомянутых выше — офисное здание компании Olivetti в Неаполе и Sony в нескольких городах, терминал международного аэропорта Кансай в Осаке, стадион в Барии, церковь Сан Пио в итальянской Фоддже. Ренцо Пьяно — автор музеев, залов и библиотек в городах Америки и Европы, небоскребов в Берлине, Чикаго и других мегаполисах. Вопреки прямому переводу фамилии его творчество в современном урбанизированном мире звучит очень громко. Фортиссимо и брависсимо, синьор Пьяно!

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №2(74), февраль 2010 г.