Вечный город под натиском современности | Италия. Рим

1570
14 января 2010 г.
Архитектура и строительство

Рим, поэтично называемый вечным городом, с самого основания подвергается не только соседским набегам, но и хозяйским перестройкам. Всякий тиран пытался оставить свой архитектурный след на лице древнего города, и порою очень кардинальным способом. Кому-то это удавалось, кому-то — не очень. В пору своего 2500-летия Рим подвергается «тюнингованию» со стороны смелых и не совсем трепетных по отношению к старине зодчих.

Прозрачная градостроительная концепция

Скульптура в РимеРиму повезло в том, что градостроительная концепция, которой городские власти придерживались столетиями, была предельно простой: ничего не восстанавливать из порушенного и оставить руины как вехи ушедших эпох в назидание потомкам. Потому городские исторические ландшафты прозрачны и не загромождены наслоениями времен в их полной комплектации. Колонна от Траяна, неполная колоннада от Форума времен Адриана, термы от Каракаллы, неброские здания школы гладиаторов — все какое-то сувенирно-компактное. Кроме устоявших перед временем чудес античного зодчества…

Чудо № 1 из обновленного списка

Семь чудес света, построенные и внесенные в список до нашей эры, по большей части до нас дошли лишь в описаниях. Уцелели лишь Великие Пирамиды в Гизе в более или менее сносном, но весьма поблекшем и лишенном облицовки виде. По результатам недавнего всепланетарного интернет-голосования был составлен новый список существующих рукотворных мировых чудес. Пирамиды в него не вошли, а вот римский амфитеатр Флавиев, более известный всем как Colosseum, или Колизей, этот список возглавил. Еще бы — стоит без малого две тысячи лет, выдерживая натиски вандалов прошлого и настоящего!

Строительство амфитеатра начато при императоре Веспасиане в 70-м году и завершено при Тите в 80-м году нашей эры. Каменная громада Колизея размерами 190 на 155 метров в основании и высотой около полусотни метров и сегодня производит колоссальное впечатление. С его вершины открывалась великолепная панорама Города на семи холмах. Впечатляет и емкость сооружения, рассчитанного на пятьдесят тысяч мест на трибунах и общей вместимостью около семидесяти тысяч зрителей. Арена умещала тысячи сражающихся гладиаторов, диких зверей и соответствующий громоздкий реквизит. Позднее на арене Колизея публично казнили и травили львами христиан, и лишь в пору признания христианства, при императоре Константине, Колизей перестал быть капищем кровавых ристалищ и стал частично торговым центром, частично театром, а на верхних этажах поселились горожане.

Архитектурное решение Флавиева амфитеатра было традиционным для того времени и средиземноморского зодчества вообще. Это аркадные проемы, закольцованные вокруг овальной арены, с просторными галереями внутри по всему периметру. Поскольку толпа жаждала не только зрелищ, но и хлеба, по этим галереям сновали торговцы, подносившие пищу и питье. По свидетельствам историков, Колизей в средние века был частично поврежден ударами молний и землетрясениями, а еще в большей степени — вандалами и мародерствующими гражданами, использовавшими руины как каменоломню. Мраморные сиденья и внутреннее убранство безвозвратно исчезли. Даже металлические скобы, придававшие конструкции дополнительную прочность, были выдраны и растащены — однако и без них Колизей сохранил потрясающую устойчивость. От былой роскоши остался лишь частично разрушенный аркадный массив, сохранивший величественный вид и ставший одним изсимволов Рима.

Свое название «Colosseum» грандиозное сооружение получило от высившейся по соседству статуи солнечного бога Гелиоса — родного брата знаменитого Колосса с острова Родос, причисленного к семи рукотворным чудесам света. Родосский бронзовый исполин был повержен землетрясением, а веками позже его обломки арабы переплавили в пушки. Историческая правда восторжествовала, и место поверженного Колосса Родосского в списке мировых чудес занял Колизей.

Пантеон Колизей

«Око небес»

Древнеримские постройки прекрасно сохранились до сих пор, свидетельствуя всем своим видом о мастерстве античных строителей и изобретательности их инженерной мысли. Одной из главных античных достопримечательностей Рима называют «храм всех богов» — Пантеон.
Пантеон в свое время стал грандиозным по силе инженерной мысли сооружением, образом и предтечей множества строений купольного типа. Сегодня его бы назвали модным словом «инновации», что всего-то и означает в переводе «новое дело». Пантеон стал не новоделом начала первого тысячелетия, а новым словом в строительстве
столь монументальных сооружений. Построенный в начале второго века нашей эры при императоре Адриане, Пантеон получился первым купольным сооружением такого типа — зданием, несущим само себя. Прежде здания-ротонды опирались на круглую постройку из каменных блоков — целлу. Творение архитектора Аполлодора Дамасского опиралось само на себя, что обеспечила замковая круговая кладка каменных блоков и внутренние элементы жесткости в виде четырех кирпичных арок.

Монументальностью сооружения (высота и диаметр почти пятьдесят метров) с шестиметровой толщиной стен у основания продиктовано хитроумное инженерное решение. Внутри стен основания, чтобы сделать конструкцию легче, оставлены пустоты, а верхние ярусы кладки сложены из более легкого и пористого вулканического туфа. Стены ротонды покоятся на базальтовом фундаменте глубиной 4,5 и толщиной 7,3 метра. Сам купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими туфовыми кирпичами. За счет этих хитрых приемов пронизанное скрытыми полостями здание обладает значительно меньшей массой, к тому же с грамотно распределенным действием на систему арок и перемычек. Принципы витрувианские — прочность, польза, красота!

Еще одна находка архитектора — это «глаз» в вершине купола. Через это отверстие Пантеон внутри освещался естественным образом, что позволяло экономить топливо и воздух. Так что это «око небес» стало не только религиозно-символичным, но и крайне практичным элементом куполотворчества.

Алтарь под киотом

Заповедность римского центра не означает конец столичной урбанистики в целом. Случаи вторжения новой архитектуры в историческую ткань единичны — недавно Алтарь Мира Октавиана Августа на Капитолийском холме накрыли прямоугольным киотом из стекла и камня. Однако и этот хай-тек выполнен с уважением к традициям: камень для отделки выбран самый что ни на есть римский — травертин, разновидность известняка, из которого сложены многие старые здания, в том числе Колизей. Надо заметить, что Рим, как настоящий музей под открытым небом, обставляется современными сооружениями по-музейному деликатно. Все новые здания словно предназначены укрыть драгоценную античность от пыли, влаги и выхлопов насыщенного автомобилями мегаполиса. Эти витрины и киоты и сделаны из аутентичных материалов, и в приземленном, не вычурном облике.

Дворец цивилизаций Италии Улицы и здания Рима привлекают туристов из разных стран

Деяния великого дуче

Прозвище, данное народом Бенито Муссолини, — дуче — в переводе означает что-то вроде «княже». Утвердившись во власти, дуче решил преобразить столицу, осовременить ее — в новом имперском духе и фашистской идеологии. Несомненно, он использовал опыт барона Османна, которому Наполеон III поручил произвести перепланировку и санацию Парижа. Градостроительная деятельность просвещенного барона дала превосходные результаты, и сегодняшние парижане благодарны выдающемуся предку за незагроможденный и не изможденный автомобильными пробками город. Римский «княже» был не столь искушен в градостроительной науке и повел себя в Риме как медведь в лесу, проломав сквозь городскую застройку проспект и отстроив на высвобожденном месте квартал EUR.

При фашистской диктатуре Муссолини, в 1930-х, была предпринята попытка вернуть Риму «имперское величие», которая сопровождалась расчисткой античных памятников непомпезного звучания и прокладкой новых магистралей на месте снесенных кварталов. Великую перестрой-ку дуче затеял в преддверии Всемирной выставки, которая в Риме так и не состоялась. Зато идея приспособления Рима к Всемирной выставке (Esposizione Universale Romana) выкристаллизовалась в городском ландшафте и запечатлена в аббревиатуре EUR. Так был назван по сути город-спутник внутри Рима. Постройки этих лет решены в стиле неоклассицизма, излюбленном тоталитарными режимами того времени, — вспомните немецкую архитектуру времен Третьего рейха и «сталинский ампир». Стиль определяет само название, ведь французское «ампир» переводится как «империя», а какая из них — римская, советская или другая — непринципиально.

Кодой муссолиниевского аккорда в градостроительной римской симфонии стала постройка Квадратного Колизея. Это величественное здание спроектировано в живописных традициях итальянских художников-метафизиков. Правда, прозвище «Квадратный Колизей» зданию дал народ, поскольку официально оно предназначалось под размещение Музея итальянской цивилизации — нескромно, но со вкусом и пафосом. Трио архитекторов, Гуэррини, Падула и Романо, спроектировавшие дворец, придали ему античный архетип имперского сооружения. Величественное и «плечистое» квадратными торцами здание с пятью ярусами аркад замкнуло на себе лучи городских осей — видное отовсюду, оно замыкает на себя перспективы всего квартала EUR. Остальные здания квартала строились из традиционных для Рима материалов — мрамора, травертина, туфа. Из них сложен настоящий Колизей, и «квадратный» тоже. Большинство зданий выполнены в строгой «военной» манере и имеют аскетичный в части декора вид.

EURопа после войны

После Второй мировой войны территория города быстро разрастается во всех направлениях, и чтобы разрядить напряженную транспортную ситуацию, в 1950-60-х годах была начата прокладка периферийных магистралей в обход исторических районов города. Построенная к Олимпийским играм 1960 года Виа Олимпика, связавшая новый Форум — общественный центр Форо Италико — с EUR, а также восточные и южные отрезки скоростной кольцевой автострады, ряд тоннелей и пересечений в двух уровнях лишь частично облегчили эти трудности. Несмотря ни на что и стараниями властей, Вечный город противостоит натиску времени. Районы старой застройки сохраняются по возможности в первоначальном состоянии, без их оздоровления. Здесь возводятся лишь отдельные сооружения, нередко органически связанные с историческим окружением. Новое строительство развивается главным образом на периферии. Район EUR превратился в 1960-70-е годы в крупнейший деловой центр итальянской столицы, растущей в направлении юго-запада. EUR стал типичным современным европейским городским районом, оправдывая каламбур в названии, особенно усиленный введением единой европейской валюты, почти одноименной — euro. До недавних пор квартал EUR был единственным в городе средоточием новейшего зодчества. Однако технологичная архитектура негромко вползает и в другие кварталы исторического центра.

MAXXI - первый национальный музей в Италии MAXXI - первый национальный музей в Италии

Хадид по дороге в Рим

В очередном вторжении хай-тека в римскую вечность повинна женщина. Правда, очень непростая — и в смысле характера, и в плане творческого почерка. Лондонская архитектресса Заха Хадид отметилась дюжиной экстравагантных и экстраординарных проектов, настроенных по всему миру. Риму вот тоже досталось — совсем недавно завершено строительство Центра современного искусства прямо в его историческом центре. И если защитный кожух над Алтарем Мира — всего лишь современная стилизация под античное зодчество, то музейный объект Хадид — настоящий рывок, если не плевок, в вечность. Некоторые так его и рассматривают, поскольку топологическое диво архитектурной дивы вклинено в исторический ландшафт барочных кварталов с церковью по соседству.
В смысле технологии и идеологии здание — пример и образец архитектуры нового тысячелетия. Музейный комплекс так и назван — MAXXI, что служит аббревиатурой от Museum of Arts XXI century. Этот «максидром» современного искусства с 27 тысячами экспозиционных площадей строился именно под искусство нового тысячелетия. Его рыхлое, пронизанное светом и воздухом тело, образованное слиянием скошенных вертикалей и «текущих» линий фасадов, идеально для экспонирования современного ему искусства.

Можно рассматривать само здание как главный экспонат открывшегося внутри него музея. Топологическая изощренность здесь проявлена во всем: пространственные оси здания выступают продолжением соседних улиц, искривляются и сливаются воедино, а само здание, словно медуза, выворачивается наизнанку, становясь главным предметом экспозиции. Внутри тоже все сложно: Заха Хадид стерла грани между полами — полами, стенами и потолками. Зыбкие галерейные пространства позволяют трансформировать экспозиционные залы сообразно выставляемым коллекциям. Вертикальные поверхности сочетают твердые стены, проекционные экраны и натянутые живописные холсты, а проглядывающий сквозь окна исторический пейзаж вплетается во всеобщую фантасмагорию безвременья.

Центр современного искусства строился около пяти лет, но не все живущие по соседству римляне к нему привыкли. Они метко прозвали его «макарониной» — за сходство белых ребристых форм с брендовым мучным изделием. Получить такое прозвище от представителей нации «макаронников» — многое значит. Здание практически завершено, а его официальное открытие назначено на весну 2010 года. Украсит ли оно старинный район Фламинио — вопрос спорный, но течение времени неумолимо и проникает даже под лежачие камни Вечного города…

P. S. В следующих выпусках журнала мы продолжим серию репортажей «Путевые заметки. Италия». Вас ждет автопутешествие Рим — Флоренция — Венеция — Милан — Генуя — Рим.

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №1(73), январь 2010 г.