Плавучий остров творчества | Архитектурное просвещение

Все и всё в нашей жизни родом из детства. Именно с яркими образами увиденного в детстве мы проникаемся культурой места и времени. В визуальном воспитании важнейшим из искусств для нас является архитектура как среда обитания, ведь именно внутри нее мы растем, учимся, взрослеем…

Организм ребенка и его сознание развиваются подобно деревцу, и насколько прочным будет его ствол, пышной крона, благоуханными цветы и превосходными плоды — зависит от «удобренности» почвы и «благоприятности» его окружения. Если уподобить развивающегося ребенка строящемуся зданию, то три витрувианских принципа — прочность, польза, красота — во многом успешно воплотятся, когда в основание будут заложены основы великого наследия культуры, а его возведение доверено специалистам в области архитектурного просвещения.

Виктор ШляхинСегодня мы продолжаем разговор об архитектуре и архитектурном просвещении с Виктором Шляхиным, красноярским архитектором, ныне живущим в Риме.

— Должен сказать, что понятие «архитектурное просвещение», понимаемое как распространение архитектурной культуры «среди широких масс населения, включая детей и подростков», не имеет аналога в итальянском языке. Термин, переведенный с русского на итальянский, требует своего заключения в кавычки («illuminismo architettonico»), ибо воспринимается скорее как стилевое направление в итальянской архитектуре периода Просвещения XVII века, чем как педагогическое движение, распространившееся во второй половине XX века.
Идея архитектурного просвещения или «воспитания человека архитектурой» как естественное условие развития личности в ее среде обитания основана на использовании универсального и доступного языка форм, развития фантазии и проектного мышления, создания мостов между образами и понятиями, между воображаемым и реальным.

— Но совсем не обязательно, что ребенок впоследствии станет профессиональным архитектором…

— Думаю, что этого и не требуется по большому-то счету. Поэтом можешь ты не быть… Вместе с тем навыки мышления, пространственного и конструктивного, умение видеть окружающий мир критически, активно и одновременно возвышенно, поэтически, несомненно, помогут ребенку освоить, то есть сделать своей, эту среду…

— Каковы традиции архитектурного просвещения в России?

— Это педагогическое движение получило распространение в Советском Союзе в период 1980-90-х, когда отдельные архитекторы-педагоги стали вести классы в общеобразовательных школах и частных мастерских детского творчества, а при факультетах вузов архитектурно-строительного профиля и отделениях Союза архитекторов стали действовать детские студии с архитектурным уклоном. Такая, кстати, студия детского творчества успешно работает и при красноярской организации Союза архитекторов…

— А как в Италии с архитектурным просвещением? Ведь итальянские дети живут внутри архитектурного заповедника, буквально вырастая в этом музее под открытым небом. Это с лихвой может компенсировать любые специальные занятия?

— Конечно, рождение и проживание в стране, где сосредоточено более половины всех мировых памятников искусства и архитектуры, дает большое преимущество. Но этот факт не означает умения воспользоваться этим преимуществом. Насколько мне известно, ограниченные средства, выделяемые на школьное образование в Италии, не позволяют часто проводить экскурсии для ознакомления учеников с этим архитектурным наследием. В среднем две экскурсии в год! Нет и традиции в архитектурном образовании для детей. В Италии архитектура считается занятием элитарным и предназначенным для довольно узкой профессиональной среды. Архитектор как зубной врач…

— Хорошо, расскажите о студии детского творчества с архитектурным уклоном, созданной на территории российского посольства в Риме.

— Когда мы приехали в Италию, Кате, нашей дочке, было около семи. Она привыкла заниматься с малых лет в разного рода детских студиях. В Риме же мы не нашли ничего подобного. И вот двое родителей-архитекторов решили предложить российскому послу открыть студию детского творчества в школе для детей сотрудников посольства и российских граждан, проживающих в Риме. К нашему удивлению и радости нашей дочки, мы получили положительный ответ. Вот так в 1994 году появилась детская студия с архитектурным уклоном на вилле Абамелек — территории российского посольства с парком, скульптурами и памятниками архитектуры… В свое время на вилле Абамелек останавливались русские художники, когда приезжали в Рим для живописной практики и изуче-ния антич ной культуры.

— Лучшее место трудно придумать!

— Действительно, место замечательное! Вот уже прошло пятнадцать лет. За это время студия, руководимая архитектором Еленой Кирилловой, моей женой, стала частью учебной программы школы при российском посольстве. В ней прошли обучение многие дети не только российских дипломатов, но и из других стран бывшего Союза — Белоруссии, Украины, Казахстана. Некоторые из бывших учеников студии уже и сами стали родителями, кто-то выбрал профессию архитектора или дизайнера — учится в Москве или Риме. И хотя наша дочь Катя не пошла в архитекторы, я уверен, что обучение в студии с архитектурным уклоном дало ей многое…
Работы ребят, занимающихся в студии, были представлены на выставках детского творчества, в том числе в зале Браманте на площади Дель Пополо в Риме и в ряде других итальянских городов. В то время и родилась первоначальная идея мобильной и интерактивной выставки по архитектурному просвещению.

Плавучий остров творчества Плавучий остров творчества

— Поясните, какова концепция этой выставки.

— Отправной точкой выставки стала педагогическая деятельность Елены Кирилловой, ее талант и умение взаимодействовать с детьми. В этом смысле можно говорить о сотворчестве, взаимодействии учителя и учеников. Это не означает, что педагог водит рукой ученика. Его задача сложнее — дать импульс фантазии и творчеству и по ходу подсказать техническое решение. В результате и педагог, и ученики заряжают друг друга творческой энергией. Художник Петров-Водкин о своей педагогической деятельности сказал: «Я не могу научить творчеству, а могу открыть либо закрыть мир». Елена Кириллова умела открыть мир детям и была сама открыта миру. Именно поэтому выставка ее памяти получила название «Открыть мир — открыться миру».

— В этом названии много смыслов: и открытие мира, и открытость его энергиям, и взаимообмен ими. Это интерактив в широком и емком понимании слова, где соединяются вместе идеи, действия, люди. Кстати, кто вам помогает в реализации этого проекта?

— Выставка организована группой римских друзей, архитекторов по профессии, объединившихся в ассоциацию под названием «Плавучий остров». По-итальянски это звучит более поэтично — L`Isola galleggiante. Данный проект получил патронат посольства Российской Федерации в Италии и поддержку Римского Муниципалитета. Для выставки было подобрано место, интересное во всех отношениях — культурном, архитектурном, историческом. Это вилла Торлония в Риме, резиденция принца Торлония, с уникальным парком и памятниками архитектуры, среди которых так называемый «Дом Сов», выполненный в романтическом стиле конца девятнадцатого века, с расположенным в нем музеем витражей и библиотекой по прикладным искусствам.
На выставке студии детского творчества представлено более двухсот работ, выполненных детьми от 7 до 14 лет. Часть работ размещена в экспозиционном зале, другая на мольбертах, которые перемещаются, «плавают» во внешнем пространстве виллы. Остальные рисунки — в виртуальной галерее, проецируются на интерактивном экране touch-screen. Как сама выставка, так и сказочное место, архитектурная среда, где она проходит, создают особую атмосферу для творчества.

— Каков дальнейший маршрут вашего «Плавучего острова»?

— Выставка не только интерактивная, но и мобильная — в том смысле, что она путешествует. Начала она свой маршрут в марте этого года в память о Елене Кирилловой с экспозиции в клинике под Штутгартом в Германии. В сентябре выставку представили в Белоруссии на фестивале «Архитектура и творчество». Сейчас выставка «пришвартовалась» на вилле Торлония в Риме. В мае следующего года переместится в Форт Сангалло в Неттуно — выставочный зал в крепости XVI века на побережье Тирренского моря…
И как всегда, в ходе интерактивной и мобильной выставки будет предложено посетителям, точнее, пассажирам «Плавучего острова» не только порисовать, но и помечтать о путешествии, поразмыслить, например, о том, какое из архитектурных творений можно было бы взять на борт и сохранить для будущих поколений.
Что бы вы спасли от потрясений нашего времени, полного безобразия и безразличия? Какую идею, воспоминание, предмет, архитектуру? А может, просто мысль, набросок, задуманный вами проект или близкий вам пейзаж? Что-либо или кого-либо?
Каждый может стать участником этой мобильной выставки, которая будет перемещаться по Италии и за ее пределами, меняя экспозицию, участников и содержание в зависимости от места расположения, каждый раз другого, но всегда ценного с точки зрения искусства, истории и архитектуры.

Вас ждут на борту «Плавучего острова», на страницах его бортового журнала isolagalleggiante@gmail.com. Buon viaggio!

Беседу вел Александр Шляхин

Источник: Журнал «Сибирский дом» №1(73), январь 2010 г.