Переплёты и перелёты Рема Кулхаса | Архитектор Рэм Кулхас

1630
26 октября 2009 г.
Архитектура и строительство

Летучий голландец Рем Кулхас летает по всему миру, оставляя за собой архитектурные следы. Каламбур звучит в самой фамилии зодчего — её можно воспринять как «крутой дом». именно крутизной своих проектов Кулхас и прославился, удостоившись за свои сооружения в 2000-м году Притцкеровской премии — аналога нобелевской, только в области архитектуры. Вклад в мировую науку проектирования он привнёс в «плетёных корзинах» своих оригинальных зданий.

AMO — OMA

Рем КулхасРем Кулхас

Студия, основанная ещё в 1975 году в Лондоне Кулхасом с супругой и четой Зенгелисов, получила название OMA — Office of Metropolitan Architecture. «Офис столичной архитектуры» занят проектированием зданий для мегаполисов всего мира — от Нью-Йорка до Пекина. «Материнское» бюро с зеркальным названием AMO расположено на родине — в голландском Роттердаме, и в самой аббревиатуре можно усмотреть любовь к отчизне. Правда, в последние годы ОМА-АМО открыл свои филиалы в Америке, Европе и Азии.
«Метрополитенное» название фирмы Кулхаса отражает интернациональный штатный состав и космополитический характер выдаваемых проектов. Архитекторы OMA проектируют для всей планеты. ОМА — настоящая кузница звёзд: у Кулхаса с Зенгелисом начинала свою карьеру первая архитектурная мэтресса британо-арабского происхождения Заха Хадид. Сейчас ОМА активно обустраивает бурно растущую Азию, украшая оригинальными сооружениями Пекин с Шанхаем и насыпая острова в Персидском заливе. Спектр предназначения проектов ОМА столь же всеохватен: от офисных небоскрёбов и телевизионных башен, модных бутиков и посольств до библиотечных зданий и концертных залов.

Даруй мне тишь своих библиотек…

Библиотека в СиэтлеОдним из знаковых проектов Кулхаса считается здание центральной библиотеки Сиэтла. Онобыло спроектировано бюро OMA и обошлось городу в 165 миллионов долларов. Интересно, что, являясь крупным городом, Сиэтл избегает искушений глобализации и ценит коммунальную эстетику и окружающую среду — несмотря на то, что этот большой город восточного побережья США, как многие другие, в немалой степени застроен обычными современными зданиями. Когда нет истории, её компенсируют современностью, хотя патриархально-исторический шарм в провинции продолжает цениться. Именно таким странным гибридом современной архитектуры и традиционного деревянного зодчества смотрится новое библиотечное здание.

О конкурсе Кулхас узнал от сотрудницы своего бюро, уроженки Сиэтла, буквально в последний день истекающего срока — сел в самолёт и полетел. И победил, обойдя всех 29 претендентов, в том числе мэтров вроде Фостера и Пелли. До того Кулхас никем не рассматривался в качестве «библиотечного» архитектора, хотя и успел написать несколько книг по теории градостроительства.

Архитекторы представили свое здание как повторное изобретение самой идеи общественной библиотеки. Кулхас и Рамус, проектируя здание, сделали простую и обычную вещь — диаграмму. Она была сочленением пяти боксов: книжных стеллажей, административных офисов, помещений для персонала, публичных залов и подземной стоянки. Это вещь стандартная, но проектировщики пошли дальше, включив в диаграмму просторные и светлые застеклённые общественные зоны. Функциональные секции стали отправными точками, но были размещены так, чтобы между ними было достаточно просторно и хватало места для архитектурных эффектов. Прозрачную стеклянную «кожу» натянули на ребристый скелет сооружения, обеспечив комфортные, тихие и светлые пространства — просто оранжерейные условия для познания книжной мудрости.
Каких только прозвищ не обрело странное здание! «Кубик Рубика в корсете», «хрустальная лягушка», «огромная вентиляционная шахта»… Правда, ощущения от созерцания непривычного вида здания снаружи быстро сменяются комфортными чувствами внутри.
Здание выглядит необычно и в то же время традиционно — Кулхас создал парадоксальную головоломку. Весьма трудно сразу определить его точный масштаб, а грани из стекла и светло-голубой стали делают библиотеку похожей на большую гору леденцов, занимающую целый городской квартал среди офисных зданий. На первый взгляд неправильные углы, сгибы и формы кажутся произвольными, но металлическая сетка спроектирована устойчивой к ураганам и землетрясениям. Ничто не должно нарушать тиши библиотеки…

… И музыки прекрасные мотивы

Очень восторженно встретила архитектурная и обычная публика проект концертного зала, реализованный в португальском Порту. Это второй по величине город страны, бывший ранее столицей и давший ей само название. Сейчас Порту — столица не только роскошных и аутентичных портвейнов, но и чарующей акустикой музыки. В городе с населением четверть миллиона человек (с агломерацией на миллион больше) — три симфонических оркестра! Оркестрантов приютил новый концертный зал, получивший название «Дома Музыки» — Casa da Musica.

В целях достижения наилучшей акустики зданию приданы очертания параллелепипеда, но с «кристаллическими гранями» скосов и выемок. Многогранник из белого бетона зиждется на плоскости из розового травертина, имитирующей ковёр, прикрывающий помещения музыкального «андеграунда» — кафе, подземный гараж, автобусную остановку и прочую полезную инфраструктуру.

Ядро внутреннего пространства здания составляет собственно зал на 1300 мест, а фойе, репетиционные и административные помещения размещены по остаточному принципу. Пространство внутри необычно множеством неожиданных поворотов и ракурсов — этим оно напоминает слуховой лабиринт во внутреннем ухе человека.

Акустика центрального зала поддержана известными приёмами: ради гашения звуковых искажений стены обшиты фанерой с грубой текстурой, но для красоты декорированы листовым золотом. Сквозь проёмы стен просматриваются посетители, сидящие в барах и VIP-зонах, а две противоположные стены зала образованы огромными окнами рифлёного стекла — все эти виды публики и городских ландшафтов искажаются до неузнаваемости.

Музыка — материя волшебная, и в доме, ею обитаемом, все должно выглядеть непривычно. «Дом Музыки» строился на протяжении четырёх лет и был торжественно открыт в апреле 2005 года в присутствии португальского президента.

Дом Музыки Концертный зал в историческом центре Порту

С ног на голову

Проект Кулхаса для Манхэттена будет стоять «на голове» — подобно перевёрнутой пирамиде он станет расширяться от основания к верху. Этот пример архитектурной эквилибристики демонстрирует, как совместить несовместимое, и как при этом выжать максимум из минимальных площадей. В этом жилом доме запланировали всего 18 квартир, а на первых этажах, имеющих сплошное остекление, разместятся общие с соседним зданием ресторан и спортзал. По меркам Манхэттена проект совсем невелик — всего 107 метров в высоту, его главный архитектурный «изюм» — конструктивное решение небоскрёба-перевёртыша. Он как стойкий оловянный солдатик или его возлюбленная балерина будет стоять на одной ноге, а насколько устойчиво — расчётная задача для инженеров-конструкторов.

Примерная дата окончания строительства очерчена 2010 годом, а строительная смета — 120 миллионами долларов. Надо заметить, что все квартиры были проданы инвестором ещё на стадии закладки фундамента. Всё-таки это Нью-Йорк, Манхэттен, Мэдисон Парк-Авеню. Похожий, стоящий на одной ноге, проект башни «Скоттс Тауэр» Кулхас выполнил для Сингапура.

Пузырь в небе Лондона

Впрочем, Рем Кулхас не прочь похулиганить и в историческом контексте европейских столиц. Многие построенные им здания ошеломляют не только смелостью конструкции, но и своеобразным вызовом эстетике. Так, спроектированный новый павильон галереи «Серпентайн» журналисты сразу же окрестили «Пузырём для Лондона». Наполненный гелием асимметричный воздушный шар установлен на барабане из дешёвого гофрированного поликарбоната. В теплые дни он может набирать высоту, а в холодное время опускаться на землю — примерно как кэрролловский Шалтай-Болтай. Парящий в небе, видный за многие километры, он стал символом пустоты нашего сегодняшнего бытия, легковесного и ограниченного. С недавних пор сооружению можно приписать дополнительный смысл — символа финансового пузыря, надутого дельцами с Уолл-Стрит и лондонского Сити.

Планы Рема в Риме

Масштабная фигура нынешней архитектуры, Кулхас и проектирует масштабно, покушаясь не только на новостроящиеся, но и на исторические города. В планы Рема в Риме (OMA in Roma) входит строительство многофункционального и мультикультурного комплекса.
По замыслу в него войдут «Большая медиатека» (книжный магазин, публичная библиотека, конгресс-центр), «Современные Термы» (кроме бань — фитнес-клубы, магазины спортивных товаров), «Город Вкуса» (рестораны и продовольственный рынок), «Ресинто» (художественные галереи, около сотни бутиков), а также кинотеатр, театры, радиовещательный центр и ночные клубы. Это будет комплекс отдыха и развлечений, вполне в духе римских традиций сибаритства и услад.

Дубайский шарман

Настоящим ристалищем современных архитекторов в последнее время стали объединённые Арабские Эмираты. Именно здесь задуманы к воплощению самые амбициозные и оригинальные проекты современности — на побережье Персидского Залива высадился настоящий десант звёзд мирового масштаба. Заметен среди них и Кулхас со своей ОМА. Архитекторы на Дубайском берегу вклинились в само море, отвоёвывая драгоценные пространства насыпными островами с названиями и очертаниями пальм. На трёх пальмовых островах, окружённых нимбами насыпной суши, располагаются элитные виллы и коттеджи с соответствующей инфраструктурой. Проект «Waterfront Dubai» Кулхаса и ОМА стал знаковым не только для Эмиратов, но и для самих голландских зодчих — «Нижние земли», как переводятся Нидерланды, давненько
отвоёвывают себе пространство у моря.

ОМА осваивает не только море, но и горы Аравийского полуострова. В основу проекта горного курорта «Jebel al Jais» в окрестностях того же Дубая легла композиция из разномаштабных кубиков, раскиданных по склонам в хаотичном порядке. Объединённые между собой, они образуют различные переходы и сочленения, сливаясь в единую структуру. Основой архитектурного решения стала декоративная пластика с выраженными арабскими мотивами и ажурной вязью лёгких кружевных фасадов из металла, стекла и бетона.

Новый проект выставочного центра в Дубае вновь удивил архитектурную общественность. «RAK onvention and Exhibition Centre» станет похож на гигантский гриб-дождевик, ни с того ни с сего выросший на песчаном берегу жаркого моря. Формотворчество Кулхаса словно пережило коллапс: новое здание с выпирающим наружу ячеистым скелетом напоминает модель «чёрной дыры», как её изображают астрофизические учебники. Сферическая форма поглотила самоё себя и экспозиции. Проект Кулхаса выглядит как протест против гонки визуальных образов и устремлённых ввысь башен — ОМА вернулась к чистой и ёмкой форме шара. Здание задумано как мощный универсальный символ: Западный и Восточный, футуристический и исконный, современный и бесконечный.

Проект горного курорта в Дубаи Проект горного курорта в Дубаи

Триумфальная арка китайского хай-тека

Одним из последних реализованных проектов Кулхаса и ОМА значится CCTV — офисное здание весьма непривычных очертаний в Пекине. Комплекс центрального китайского телевидения — самое необычное в столице архитектурное сооружение, прозванное в народе «штанишками». Высота 54-этажной «CCTV Tower», завершённой к Пекинской Олимпиаде августа 2008 года, составляет 234 метра. Главным блоком архитектурного ансамбля стало здание, представляющее собой две наклоненные друг к другу башни, соединённые ещё одним наклонённым блоком вверху. С большинства ракурсов грандиозное сооружение весьма угловатых очертаний, выполненное в стиле хай-тек, выглядит триумфальной аркой XXI века. Победное шествие современной архитектуры по Азии продолжается — ОМА открыл свои бюро и в Эмиратах, и в Пекине.

Сергей Волочаев

Источник: Журнал «Сибирский дом» №9(71), октябрь 2009 г.