Функционально и со вкусом | Интерьер квартиры. Дизайнер Евгений Патрушев

Сложившийся в последнее время экономический расклад приводит потребительские запросы в сответствие с материальными возможностями. Нарочитый гламур отходит в небытие, уступая место разумному и грамотному подходу в оформлении интерьеров - вообще, он существовал всегда, но затмевался блеском и пафосом напыщенного собрата. Избыточность наконец то потеснена умеренностью, а функционально организованные квартиры, выполненные не без эстетических изысков, обретают заслуженную популярность. Трендовым образцом такого свойства выступает интерьер, разработанный красноярскими архитекторами Евгением и Ириной Патрушевыми.

Не серый мир внутри серийных домов

Типовая застройка панельными домами пресловутой 97 й серии - неотрывная от отечественной урбанистики серая краска, которая никогда не сойдет с портрета всякого индустриального и постиндустриального города. К спальным массивам, построенным десятилетия назад, прибавляются новые районы с пусть модернизированной, но той же панельной серией 11 97. Нынешние бетонные коробки пытаются расцветить фасадной раскраской и приукрасить мансардами, кровлями и прочими архитектурными деталями. Дизайнеры интерьеров уже давно приноровились работать с этим "бетонным холстом" - расписывая его изнутри арсеналом доступных пластических средств. И надо отметить, что внутри стандартных бетонных коробок попадаются высокие образцы дизайнерского искусства.

Удачным примером такого рода можно назвать недавно завершенный интерьер четырехкомнатной квартиры стандартной планировки и невеликой площади (84 кв.м). Внутренне пространство типовых городских квартир диктует дизайнеру стилистику. Оформленное в духе классицизма помещение со стандартной высотой потолков 2.75 метра смотрелось бы нелепо - ордерная система в скованном габаритами объеме малоприменима, и выполненный с нарушением пропорций интерьер выглядел бы гротеском и карикатурой в духе постмодернизма. Выдерживать определенный стиль в квартире, предназначенной для комфортного проживания разновозрастной семьи, нет никакого смысла - это не музейный зал или выставочный павильон, не офис и не общественное заведение. Выход давно найден - это слияние элементов разных стилей, известное как эклектика или фьюжн. Главное, чтобы эта эклектика получилась грамотной, а получившееся сочетание гармоничным. В данном примере было решено отойти от минимализма - стиля довольно скупого и спартанского, соединив его с элементами классики, баухауса и ар деко.

Пол — массив клена (Германия), диван Baxter, (италия), комод и журнальный стол Luciano Zonta (италия), торшер и люстра Baga Кровать Minotti (Италия), светильник Flos, стены — панно «Мистический лес»
(Бельгия)

Зрительное раздвижение стен

Совсем уйти от минимализма не позволили стесненные габариты квартиры, и каждый квадратный метр площади задействован по максимуму и вовлечен в общее жилое пространство. Поскольку квартира оборудована не лоджиями, а обычными выступающими балконами, вовлечь эти площади в общее пространство квартиры напрямую не представлялось возможным. Однако зрительно они составляют общее стилевое целое за счет остекления подоконного пространства и отделки балконов широкой террасной доской и керамогранитом на полу - они смотрятся продолжением смежных с ними кухни и гостиной.

Все в квартире предельно функционально - бытовые узлы, встроенные шкафы, дверные проемы. Дом недавно построен, а потому в ходе возведения здания были внесены необходимые коррективы в части расположения межкомнатных дверных проемов, и никакой перепланировки или переделки не потребовалось. С целью высвобождения пространства избавились от всевозможных косяков - стандартных дверных обрамлений. Применена так называемая система скрытых дверей - без наличников, отделанных тем же декоративным покрытием, что и стены, и отделенные от них лишь узкой щелкой. Дверные проемы укрепили по периметру встроенными швеллерными системами, отчего и каркас стал прочнее и жестче, и косячные излишества ушли. Дверь в кабинет откатная и задвигается в стену, не загромождая узкого коридорного пространства.

Другой прием высвобождения объема с успехом и давно применяется - это емкие и вместительные встроенные шкафы. Ничто так не загромождает пространство, как предметное изобилие - именно весь этот разномастный вещевой ассортимент проглатывают и скрывают от взора недра шкафов купе. Два таких полезнейших хранителя установлены в зоне прихожей. Неизбежно скрадываемый ими объем компенсирован зрительно - зеркальными створками. За счет смещения дверных проемов в прихожей и ведущем в зал коридоре поместились еще два шкафа. Что касается зеркал, то они широко задействованы в описываемом интерьере - именно они зрительно раздвигают стены и иллюзорно расширяют обитаемый простор.

Еще один широко распространенный дизайнерский прием расширения узкого пространства - светлая цветовая гамма. Несмотря на то, что квартира достаточно освещенная, выбранная преобладающая гамма светлого дерева, керамогранитной плитки под бетон и матовый металл и "текстильной" поверхности натяжных потолков задает оптимистический, солнечный тон, отгоняющий прочь меланхолию с клаустрофобией. По сути, цвет, свет и фактура - три основных средства, распоряжаясь которыми дизайнер может выступать настоящим демиургом небольшого обитаемого мирка. Все остальное - по большому счету архитектурные и прочие излишества, без которых вполне возможно (а иногда и нужно) обходиться…

Подростковые болезни постсоветского дизайна

Творческая фантазия, стесненная в советском прошлом материально и территориально, прорвалась архитектурными и интерьерными протуберанцами - вроде четырехметровых кирпичных заборов и стен с окнами бойницами и непременных башенок. Английское выражение "мой дом - моя крепость" понимали и воплощали буквально. Внутри воцарились сплошные арки, а потолки поросли пространственными наворотами из гипсокартона. Время и мода прошли, а эти "потолочные грыжи" остались нависать над головами, отнюдь не способствуя ощущению комфорта и гармонии. Излечиться от этих "грыж" и провисаний постсоветского подросткового возраста интерьерного дизайна можно только хирургически - затеяв довольно капитальную перестройку и весьма затратный ремонт. По словам Евгения Патрушева, гораздо проще и дешевле просто сменить надоевший светильник, не прибегая к возведению или низведению мудреных конструкций на потолке. Какие то единичные случаи, вроде ключевого архитектурного замысла или необходимости скрыть выпирающие коммуникации (трубы, вентиляцию) вполне допустимы. Однако и в этом случае потолочная или стеновая конструкция должна быть наименее заметной или, в случае подчеркнутого архитектурного элемента, сопровождена соответствующим багетом/карнизом и соподчинена общей гармонии. Ведь основа успеха и архитектурные каноны подразумевают простоту и изящество линии, цельность и гладкость поверхности, перекличку и взаимную поддержку стен, пола, потолка. Конечно, если это жилой интерьер, а не аттракцион…

Не с потолка взято и не с пола подобрано

В рассматриваемой квартире такая взаимосвязь всех плоскостей главенствует. Французские натяжные потолки с легким сетчатым матовым рельефом венчают спальню и гостиную, лишь в детской комнате по стилевым и конструктивным соображениям оставлен ровный бетонный потолок. А в кухне и прихожей потолок выполнен из гипсокартона.

Фактура натяжных полотен сбивает с толку зрителей, полагающих, что это специальная технология покраски. Слегка "текстильная", она перетекает на подобные ей поверхности стен и вторит волокнистой структуре деревянного паркета. Пол во всей квартире, за исключением части прихожей и кухни, выложен массивом дерева - австрийской паркетной доской из клена, посаженной на толстую фанеру. Светлый окрас, натуральная древесина и эффектная, комфортная на ощупь фактура способствуют ощущению домашнего уюта, а уж о тепло и звукоизоляции и говорить излишне. Вторят полу и стены, окрашенные в светлые тона или оклеенные обоями и текстильными фотопринтами. В едином стиле со стенами выполнены и межкомнатные двери, не выпирающие своим обрамлением из плоскости стены и делающие ее единым целым, когда закрыты. Все двери в квартире распашные двустворчатые, кроме откатной, ведущей в кабинет (не позволяло пространство) и стеклянной, закрывающей ванную комнату.

Кухонный стол Пол — массив клена (Германия), диван Baxter, (италия), комод и журнальный стол Luciano Zonta (италия), торшер и люстра Baga

Не бойтесь жить в доме со стеклянными стенами!

И предаваться неге и процедурам в ванной с такой стеной и дверью. Во первых эта дверь сделана из матового стекла и не позволяет полюбопытствовать деталями чужого купанья. Столь же непроницаема для взгляда стена, сложенная из матовых стеклоблоков. Обе стеклянные конструкции изготовлены из одинакового, прокрашенного в массе стекла, отчего просвечивающая плоскость представляет собой неразрывное целое и не дробит пространства. Во вторых, эти стеклянные конструкции прозрачны для света, отчего нет необходимости в дополнительном освещении ванной - неяркий рассеянный естественный свет очень комфортен и избавляет от приступа клаустрофобического ужаса входящего в темное помещение. По поводу прочности и эффектного вида таких элементов и говорить не приходится. Единственное, на чем настаивает Евгений Патрушев - стена должна быть целиком составлена из блоков, чтобы не создавалось ощущение "лоскутного одеяла" или амбразур отдельно вставленных блоков. Доступные сейчас стеклоблоки совсем не напоминают кондовые "кирпичи" советского периода, а по части окраски, рисунка и фактуры могут поспорить с любыми другими модными материалами.

Чтобы сделать ванную максимально "упакованной" удобствами цивилизации, и в то же время сохранить иллюзию простора, кроме светопропускающей стены в ней широко задействованы зеркала. За счет больших плоскостей зеркал ванная комната кажется втрое больше, при этом в ней установлена вся сантехника - раковина, ванна, унитаз, биде. Чтобы высвободить место под установку набора сантехники в полном объеме, коммуникации (трубы) уведены в соседствующий с ванной кабинет и скрыты под специальной дверкой. В результате доступ к ним открывается из кабинета, а в самой ванной комнате не торчит никаких крючков и прочего малоэстетичного хозяйства. Изнутри кабинета эта потайная дверца не выпирает из массива книжных полок и также не рушит целостности восприятия.

Отражения снов и яви

Зеркала работают и на зрительное расширение спальни. Выше уровня невысокой спинки кровати, изготовленной по индивидуальному заказу, установлено зеркало, скрадывающее немасштабность ложа и в то же время отражающее фотопейзаж утреннего леса на обоях напротив. Возлежа на кровати, видишь в зеркале не себя, а природный ландшафт, вселяющий ощущение свежести и бодрости. Так зеркала, распололоженные за спиной, вдобавок отгороженные отсечкой кроватного изголовья, не нарушают психологического комфорта и удваивают ощущение простора. Добавляет необходимого для спальни мягкого уюта плотная штора классического кроя.

Зрительно зеркала раздвигают пространство гостиной. Напротив стены, оклеенной качественными обоями с неназойливым цветочным рисунком, выполнен зеркальный портал в достойной раме, повторяющий ее декор, диванную группу и делающий пространство симметричным и вдвое большим. Зеркало зрительно увеличивает толщину узкого изящного комода, приставленного к нему. Стиль гостиной можно определить как mix с элементами классики и ар деко в виде меблировки, обоев, люстры. Дополняет гостеприимную атмосферу гостиной (кухни тоже) легкая кисейная дымка тюлевых занавесей.

Кабинет обставлен в минималистическом духе, располагающем к работе. Вообще весь интерьер мобилен, он "живой" и допускает изменения по ходу жизни и прочим соображениям. Итальянский гарнитур фабрики "ВВ" отличается компактными столешницами и придает кабинету легкость и незажатость. Здесь вместо зеркал на пространство работает форма и линия.

Кровать и стеллаж Doimo (италия), стены — панно «Граффити» (Бельгия), светильник Egoluce

Графично и фотографично

Если спальня и гостиная выполнены в основном монохромными, то комната подростка решена яркой. Обои в духе тинейджерских граффити выбрал сам хозяин комнаты - в озорном молодежном стиле, словно начертанные самим на стене с помощью баллончика краски и маркера. Бодрость комнате добавляет изображенный на стене будильник, выглядывающий из за угла и словно норовящий разбудить перед школой. По большому счету комнату трудно назвать детской - она рассчитана на довольно длительный период развития от младшего школьного возраста до окончания студенческой жизни. Учебный настрой призвана поддержать и стилизованная грифельная доска - темная плоскость, на которой мелом начертано математическое уравнение. Понятно, что сегодня, в компьютерно гаджетную эру такая blackboard - из разряда архаики, но как символ и дизайнерская "фишка" вполне свежа и уместна.

Потолок детской оставлен бетонным, поскольку к такому проще крепить спортивные снаряды, вроде боксерской груши. Кроме того, стилистика граффити предполагает простые поверхности бетонных заборов. И это перекликает потолок с графичными и граффитичными обоями. Окно комнаты прикрывает римская штора, черно белой полоской перекликающаяся с обоями граффити. Когда она полностью опускается, то просто сливается со стеной. Светильник довольно простой и ни к чему не обязывающий - экономичный, демократичный, с энергоберегающими лампами.

Если рабочий кабинет (с буквенными символами на стенах) и комната младшего члена семьи решена графичной, то элементы изобразительные остальных помещений фотографичны - живописуют природные пейзажи и силуэты деревьев. Сейчас выбор фотопринтных обоев и постеров очень велик.

Собачья жизнь

Наличие в квартире целого семейства четвероногих любимцев предопределило решение начала прихожей. Пол выложен плиткой с фактурой матового металла, что удобно с гигиенической точки зрения, а углы скруглены - подвижные бестии их не сшибают, не портя ни собственного экстерьера, ни целостности интерьера. Собачья жизнь в углу прихожей, выложенном светлым керамогранитом и плиточным металликом, комфортна для самих приветливых псов мопсов и не отягощает быта их собаколюбивых хозяев.

Искусно подобранный декор

Функционально минималистическое оформление интерьера слегка приправлено элементами стиля ар деко, название которого и расшифровывается как "декоративное искусство". Это блестки золота по серому фону "бетонной" фактуры, это картины в шикарных и изящных рамах, это зеркало солнце круглой формы в духе лейбловой эмблемы Versace, заполнившее собой некоторую пустоту на кухне. Вторят им неназойливый цветочный узор обоев гостиной (золото по холодному фону), шикарные формы люстры и светильников, забранные классическими драпировками окна, вальяжные очертания мягкой мебели и отражающихся в зеркалах комодов. Элементы ар деко привносят в интерьер свойственные стилю добротность и шикарность материалов и аксессуаров, увязывая в сопровождение "Ее Величеству Функции" "Его Высочество Декор"…

Интерактивный интерьер

Грамотно выполненный интерьер рассчитан служить долгое время, и эта относительная его "вечность" подразумевает не застывший в развитии диктат основной идеи, а ее развитие и дополнение во времени. Все течет, все меняется, вырастают дети и переустанавливаются приоритеты - и все внутри микрокосмического обитаемого мира под названием квартира. Потому "правильный интерьер" должен долго жить и служить, развиваясь как живой организм вместе с живущими в нем людьми. Он интерактивен в том смысле, что все привозимые и привносимые предметы либо вживаются в него, либо выпадают из общей картины и отпадают сами собой - все случайное и лишнее просто им выдавливается. Именно в случае такого правильно разработанного интерьера квартира становится любимой и уютной, а не походит на мертвенные пространства музейных залов и холодные просторы вокзалов. Захотелось свежести и новизны - просто переклеил надоевшие обои. Сменил светильники и шторы, обновил мебель, благо, что всего этого добра в доступном многообразии в современном мире прибавилось.

Рассматриваемый интерьер вышел именно таковым - живым и рассчитанным на долголетие. Выглядит он высококлассно, хотя и выполнен довольно экономичными средствами. Его можно рассматривать как пример грамотного построения жилого пространства, который можно свести к еще меньшим затратам, где то заменив мебельный эксклюзив отечественными женериками в том же стиле и духе, где то применив менее дорогие, но не менее качественные отделочные материалы. Выбор средств велик, а принципы те же - правильное использование света, цвета и пропорций в выстраивании комфортной среды обитания.

Текст - Геннадий Рыбаченко,
фото - Алексей Ларичев,
Евгений Патрушев

Источник: Журнал «Сибирский дом»