Сны о Калифорнии | Ландшафтный дизайн

Соединенные Штаты Америки - страна, которая в последнее время все чаще развенчивает мифы о себе. И экономика, как выяснилось, у нее не самая стабильная, и валюта не самая популярная, и великий автопром, судя по последним фоторепортажам из Детройта, остался в прошлом. Красноярский архитектор Ольга Смирнова, недавно вернувшая из очередной поездки в Штаты, подобно Ильфу и Петрову в 1930 х, развенчивает еще один устойчивый миф. Страна небоскребов, стекла и бетона, какими США привыкли считать россияне, на поверку оказывается страной уютных малоэтажных городов, полных зелени - даже сейчас, в постиндустриальную эпоху.

Сан-Франциско

"Самый самый" Сан Франциско

Раскинувшийся на 43 холмах Сан Франциско снискал славу одного из самых уютных американских мегаполисов. Почему, понимаешь практически сразу же, как попадаешь на его улочки.

Его и мегаполисом назвать довольно сложно - площадь этого города всего 49 квадратных миль, то есть 127 квадратных километров, то есть в десять раз меньше Нью Йорка и почти втрое - Красноярска. Постоянно проживают во Фриско, как его называют американцы, 800 тысяч человек, благодаря чему плотность его населения считается одной из самых высоких в Штатах. При этом никакой суеты, толчеи и прочих атрибутов перенаселенных городов.

Разумеется, без чисто американской гигантомании и тут не обошлось - в Сан Франциско много того, что в путеводителях обозначают эпитетом "самый". Сама его судьба вызывает восхищение историков и хроникеров - полностью разрушенный землетрясением и пожаром 1906 года, он уже через 10 лет засиял новыми архитектурными гранями, превратившись в самый красивый город Америки. Впрочем, еще в 1806 году чрезвычайный посол государя Российского Николай Петрович Резанов, сойдя в порту Сан Франциско, назвал его "лучшим кряжем Земли". Именно здесь случилась та самая история любви, завершившаяся столь печально для Марии де ля Кончепчии де Аргуэльо, дочери местного губернатора, и о которой в России уже много лет поют артисты рок оперы "Юнона и Авось". Кстати, если считать Красноярск тоже городом фигурантом в этой мелодраме, а точнее, ее финальным пунктом, можно сказать, что между Сан Франциско и городом на Енисее есть некая романтическая связь. Для побратимства маловато, конечно, но чем черт не шутит…

Вещественных доказательств "самой самости" Сан Франциско тоже немало. Здесь находится самый большой естественный порт мира - все благодаря уникальному расположению города, который с трех сторон окружен водами Тихого океана, пролива Золотые ворота и залива, названного бухтой Сан Франциско. Здесь же - самый длинный в мире подвесной мост Golden Gate (англ. - золотые ворота): 2,73 километра пути по нему на высоте 75 метров над водой ежедневно преодолевают 100 тысяч 500 машин! А полюбоваться его оранжево красным сиянием в лучах заходящего солнца каждый вечер собираются тысячи горожан и приезжих. Поблизости от моста - еще один Golden Gate, самый большой искусственный парк запада Америки. Неподалеку, в проливе - самая знаменитая островная тюрьма Алькатрас, где отбывал наказание самый опасный, и в то же время уважаемый гангстер Аль Капоне. По устоявшейся легенде, за всю историю этого пенитенциарного заведения отсюда не сбежала даже крыса!

Здесь самая неожиданная погода, особенно для жаркой Калифорнии. Марк Твен, которого любят цитировать горожане, как то сказал: "Самая холодная зима в моей жизни - это лето в Сан Франциско". Перепад температур в течение года - каких то 15 градусов, зимой не бывает холоднее +10, летом - жарче +25. Поэтому самые популярные сувениры в Сан Франциско - теплые свитера с эмблемой города, которые расходятся среди жмущихся от холода туристов в шортах и майках просто на ура. Причиной тому - дыхание океана и залива, а так же холодное Калифорнийское течение, освежающее прибрежные воды. Благодаря этому триумвирату, над городом каждое утро висит плотный туман, ставший своеобразной достопримечательностью: в его пелене тонут и небоскребы, и мосты. Самые смелые визитеры даже сравнивают Фриско с Лондоном. Причем не только из за погоды - архитектура тому тоже вполне способствует.

Ломбард Стрит получила известность благодаря своей изогнутой форме, которая помогает сгладить 27% уклон. скорость на поворотах ограничена 8 км/ч Сан-Франциско

Новый Вавилон и его обитатели

Первое, что ищут в Сан Франциско приезжие из разных стран, разумеется, небоскребы - символ современной Америки. И находят их практически сразу же - вид на величественные высотные здания встречает каждого, кто въезжает в город со стороны бухты. Правда, нью йоркским высоткам сан францисканские не чета, рекорд высоты здесь ограничивается всего 260 метрами. Именно таков "рост" знаменитой пирамиды Transamerica Corporation, в которой 48 этажей и 3678 окон. Конкурируют с ней здание Bank of America и жилой комплекс Golden Gateway, которые немного пониже.

Строить выше не позволяют, во первых, сейсмические условия - город дважды переживал разрушительнейшие землетрясения. Из за этого была разработана специальная конструкция "высоток" - на основе складывающихся каркасов, чтобы в случае чего здание не разлетелось на куски в разные стороны, а сложилось "в гармошку".

А во вторых, в городе существует целое движение против высотной застройки. Дело в том, что после бедствия 1906 года, когда сначала практически весь Фриско ушел под воду, а потом остатки выгорели дотла, архитекторы решили спроектировать совершено новый облик Сан Франциско. За образец для подражания были взяты европейские столицы, в частности, Париж и Лондон. И это сразу же бросается в глаза путешественникам, не раз бывавшим в других городах и мегаполисах США.

"Больше всего меня впечатлило то, что абсолютно все улочки, все перспективы, по которым вдаль скользит взгляд, заканчиваются водой: океаном, проливом или заливом, - рассказывает архитектор Ольга Смирнова. - При том, что город расчерчен дорогами абсолютно по американски, то есть параллельно перпендикулярно, дух здесь совершенно европейский. Люди, которые восстанавливали Сан Франциско, были под впечатлением от викторианского стиля, зданий эпохи Возрождения, неоклассицизма. Конечно, здешней архитектуре не повторить красоту, скажем, лондонской - тут ничего не поделаешь, у них и нет такой истории, такой многовековой культуры. Зато с эстетической точки зрения все сделано великолепно".

Благодаря этому, Фриско быстро завоевал любовь как самих американцев, так и гостей из старушки Европы и был признан самым красивым городом в Штатах. Однако прогресс не стоит на месте, и в 1970 х годах здесь тоже начались "гонки по вертикали". Строительство колоссов из стекла и бетона среди уютных малоэтажных кварталов вызвало у коренного населения бурный протест, который окрестили "движением против манхеттенизации". Сила оппозиции была настолько велика, что мэрии пришлось пойти на уступки и ввести ограничения по высоте зданий в городе. Но в последние годы чиновники все время говорят о том, что этот норматив будет изменен - все дело в разрастании города и увеличении спроса на жилье, которое внутри города строить просто негде. Что из этого выйдет, покажет время. Одно ясно - вторая волна небоскрёбостроения, также как и первая, была встречена недовольством среди населения. А значит, у Сан Франциско есть шанс остаться на своей высоте.

Сан-Рамон признан самым уютным пригородом Калифорнии. Население — 100 тысяч жителей

Экскурсионный маршрут

Отличных местечек, окруженных легендами либо просто очень красивых, в Сан Франциско наберется на пухлый туристский путеводитель. В список достопримечательностей попали не только здания, памятники, сады и парки, но и… улицы. Причем не в том смысле, в каком знаменита улица Красных фонарей в Амстердаме, и не в том, что Елисейские поля или Красная площадь. Улицы Фриско благодаря своей извилистости стали притчей во языцех. "Езда по Сан Франциско на автомобиле - это уже аттракцион", писали Ильф и Петров в своей "Одноэтажной Америке". Холмистый рельеф делает улицы Сан Франциско похожими на рельсы американских горок, от чего захватывает дух. Особенно, если речь идет об улице Ломбард, опять же самой извилистой, за что она и попала в книгу рекордов Гиннеса. Она настолько крута, что на ней соревнуются официанты - кто быстрее пронесет вверх вниз поднос с бокалами, наполненными шампанским.

Из за сложного ландшафта здесь в 19 веке возник уникальный вид транспорта - кабельный трамвайчик, позволивший заменить лошадей и осуществить строительство особняков на высоких холмах города. Трамвайчик жив и по сей день - только уже в качестве развлечения для туристов, которые обожают смотреть, как пара дюжих вагоновожатых в прямом смысле слова вручную разворачивают его в конце пути и запускают вспять.

Если выстроить маршрут с целью взглянуть на творения архитекторов, он обязательно должен пройти мимо Дворца Искусств, выстроенного к 1915 году для нашумевшей экспозиции "Панама-Пасифик". Это был официальный праздник по поводу открытия Панамского канала, для которого был возведен целый комплекс грандиозных зданий. К сожалению, до наших ней дошел только Дворец Искусств, и тот давно утратил свою функциональность, и теперь служит фотомоделью для снимков а ля "я был в Сан Франциско" и открыток с видами города.

Центр Эмбаркадеро, представляющий из себя не то улицу, не то торговую галерею, протянувшуюся над землей на уровне 3 этажа, соседствует со знаменитым Pier 39 - это пирс, ставший полюсом притяжения людей, птиц и морских котиков. Последние тут попросту живут - целыми днями лежат на лежаках, которые для них соорудили люди, несмотря на то, что на берегу все время толпится любопытный народ, да и судоходство в принципе никто не отменял. Разумеется, именно в районе пирса оно ограничено - не давить же миролюбивых морских обитателей, которые сами тут поселились да, к тому же, не прочь порой устроить показательные выступления для зевак.

"Это очень интересно, очень трогательно, - делится своими впечатлениями Ольга Смирнова. - Котики не просто не боятся людей, они еще постоянно шоу кстраивают, используя людей как зрителей. Чем дальше от берега лежаки, тем спокойнее котики, которые на них лежат - просто греются на солнышке. Чем ближе, тем больше активности: они плавают, кульбиты вытворяют, задирают друг дружку. На этих котиках построен весь прибрежный бизнес. Рестораны, кафе, аттракционы, магазины, вплоть до ювелирных, рыбный рынок - там можно провести весь день. При этом о комфорте отдыхающих позаботились заранее - на подъезде есть многоэтажная автостоянка, нет проблем с туалетами, таблички с полезной и интересной информацией об истории Сан Франциско, пирса, о котиках, о птицах… Птицы, кстати, - улыбается Ольга Федоровна, - огромные, прожорливые и наглые! Они буквально выпрашивают съестное. Мне пришлось одной такой птице отдать свой хот дог".

Ольга Смирнова - ландшафтный архитектор, и поэтому ее очень заинтересовал парк "Золотые ворота", что раскинулся неподалеку от одноименного моста. Golden Gate Park был спроектирован в 1871 году молодым, всего 24 х лет отроду, архитектором Уильямом Хэммондом Хиллом. Он превратил 1017 акров песчаных дюн в самый большой в мире городской парк. Главная его гордость - оранжерея, построенная в викторианском стиле в 1879 году. Правда, ни оранжерея, ни само убранство парка посетительницу из Красноярска не впечатлили.

"Я бывала в парках в разных странах, - объясняет Ольга Федоровна, - и могу сказать, что такого уровня садово паркового искусства, какого достигли англичане, больше никто достичь не сумел. Golden Gate - парк большой, парк интересный, много экзотики, однако ничего особенного в плане ландшафтного дизайна я не увидела. Более того, мне показалось, что парк немного запущен - желтые листочки, давно не стриженные кустарники… Пожалуй, понравился только японский садик - Japanese Tea Garden с пагодой и пешеходным мостиком в форме подковы".

Впрочем, для самих калифорнийцев такой Сан Франциско - тоже город с открыток. И узнать о реальной жизни американцев, а точнее, калифорнийцев, побродив по культовым местам, не получится. Для этого надо выехать за его пределы и осесть хотя бы на пару дней в пригороде. Например, в городке Сан Рамон, что в ста километрах на юго запад.

Сан-Франциско Конструкция дома легкая, материал стен — прессованная щепа. срок службы дома — 50 лет, затем его заменят на более современный

Suburbian как образ жизни

Жить в пригороде, работать в городе - формула, к которой мы только привыкаем, давно стала нормой в США. Например, Сан Рамон - типичный американский городок, один из множества, раскиданных по Калифорнийским холмам. С виду небольшой, он вмещает в себя 100 тысяч жителей, расселившихся в аккуратных типовых двухэтажных домиках, которые организованы в "коммьюнити" - этакий аналог наших кварталов, в котором насчитывается от 10 до 15 домов.

Коммьюнити - довольно удобная форма планировки участков, считает Ольга Смирнова. Здесь заранее известно, какой именно дом будет расположен на том или ином пятачке, как будет выполнено озеленение, участки полностью готовы к строительству с точки зрения инженерной инфраструктуры. Никакой самодеятельности не допускается, да это и не нужно - единые по стилю коммьюнити выглядят куда приятнее и аккуратнее, чем пафосная разномастная застройка, встречающаяся на подъездах к крупным российским городам.

"Самое поразительное, здесь сначала строят дороги, - рассказала Ольга Смирнова, гостившая в Сан Рамоне у родного брата. - Не времянки, а полноценные дороги, на 4 полосы в ту и другую сторону, с хорошим полотном, разметкой, знаками, светофорами. Такая фантасмагория получается - я на велосипеде объезжала окрестности, и в одном месте дорога заканчивается, просто дорога в никуда. При этом здесь уже обозначен пешеходный переход и знак "Осторожно, дети"! И все это в чистом поле, потому что дома еще не построены".

Еще одна отличительная черта американского пригорода (по англ. - suburb) - огромные незастроенные пространства. Местные строительные компании не экономят пространство, оставляя крупные куски земли свободными от зданий. Скажем, школа, одна на несколько коммьюнити, обязательно стоит посреди такого пустыря, засаженного зеленью.

А вот участки для личного пользования в Калифорнии выделяют совсем небольшие, и те только в аренду, чтобы у хозяев дома не возникло соблазна как то особенным образом выделиться среди соседей и испортить общий вид коммьюнити. Что касается ландшафтного дизайна, то и с ним придется повозиться: прежде всего жильцов снабжают пухлым томом документов, запрещающих высаживать те или иные растения. Одни слишком высоки и могут стать угрозой во время урагана, другие обладают неприятным запахом, у третьих еще какие то недостатки…

Тем не менее, Сан Рамон буквально утопает в зелени. "Меня это поразило, - признается Ольга Смирнова. - Тут такой климат, что еще весной что то цветет, зеленеет, а летом выгорает на солнце и превращается в пустыню. Так вот, американцы эту пустыню превращают в оазис, сад цветущий, озеленяя каждый уголок, каждый клочок земли, и вполне успешно. Возможно, поэтому здесь так прекрасно дышится. При том, что все передвигаются только на автомобилях, я удивилась, насколько чистый воздух в этом городе - им просто надышаться невозможно, в нем такой букет ароматов цветов, трав, листвы деревьев. И выхлоп вообще не чувствуется - американцы пользуются только хорошо очищенным бензином, который практически не отравляет воздух".

Действительно, Сан Рамон в 2007 году даже удостоился звания самого экологически чистого города штата Калифорния, и именно поэтому он считается самым популярным пригородом Сан Франциско, который постоянно прирастает новыми кварталами коммьюнити.

Особенностью таких городов является то, что внутри самих кварталов нет вообще никаких социальных объектов - магазинов, аптек, медицинских кабинетов. Все, что необходимо для жизни, можно приобрести, выехав на мол - центральную часть города. Здесь на огромной площади сосредоточены все объекты соцкультбыта - от кафе и парикмахерских до музеев и театров. Мол - довольно обособленный участок, и выезд в центр всегда событие для семьи. Поэтому он спроектирован так, чтобы люди могли проводить здесь столько времени, сколько душа пожелает.

Устав бродить по салонам и бутикам, можно присесть и отдохнуть на лавочках и диванчиках, расставленных вдоль торговых галерей. Либо расположиться за столиком в уличном кафе, установленном на берегу искусственного пруда, где обитают рыбки и водоплавающие. Пруд - главное украшение мола: внушительный по площади и своеобразный по форме, он украшен природными и искусственными валунами, образующими островки, фонтанами, композициями из буйной цветущей растительности.

"Как архитектору, мне было интересно поизучать, как здесь все сделано, - рассказывает Ольга Федоровна. - Если приглядеться повнимательнее, станет ясно, что все это - дело рук человека, хотя выглядит очень натурально. Даже камни на дне, словно выщербленные водой, на самом деле из бетона. Но то, как это сделано, внушает глубокое уважение: каскады, парящие над водой скульптурные композиции, мох и водоросли, вымытые на берег - когда прогуливаешься по дорожкам вдоль пруда и мостикам, создается впечатление, что это река или канал, каких много в старых вропейских городах".

Жизнь в таком уютном местечке, по признанию Ольги Смирновой, напоминает рай. Потому что человек здесь вписан в условия, максимально комфортные для души и тела. Взгляд наслаждается холмистым калифорнийским пейзажем. Можно дышать полной грудью, вдыхая природные ароматы, а не городской смог. И пусть до места работы и обратно добираться пару часов - если речь идет о Сан Франциско, не жаль потратить время и очередной раз полюбоваться его красотами. Ибо, как гласит высказывание классика, соединившись вместе, Вода, Земля и Небо создали здесь чудо.

Евгения Дергачева

Источник: Журнал «Сибирский дом»