Нувель аркитектюр | Архитектор Жан Нувель

3555
03 сентября 2008 г.
Архитектура и строительство

Архитектору с такой фамилией самой судьбой предначертано заниматься "новой архитектурой" — "nouvelle architecture". Жан Нувель входит в пятёрку главных мэтров современного мирового зодчества, а его творения гармонично встраиваются в городские ландшафты по всему миру. В 2008 году 63 летнему архитектору была присуждена высшая награда в области архитектуры — Притцкеровская премия, хотя такой знак внимания автору 68 реализованных по всему миру сногсшибательных проектов — как цветы запоздалые.

Оправдывая фамилию

По французски "nouvelle", звучащее одинаково с фамилией Nouvel, обозначает новость и вообще всё новое. От этого слова происходят и "новичок", и новатор — последнее как раз о французском архитекторе. Жан Нувель только что разменял седьмой десяток — это самый расцвет творческих сил, возраст "акме". Сегодня француз входит в десятку лучших архитекторов мира.

Жан Нувель родился в 1945 году в Фурнеле, деревне на юго западе Франции. Он начал увлекаться архитектурой ещё в школе, а в 25 лет открыл собственное бюро и вскоре принял участие в нескольких конкурсах. Отнюдь не с нигилистических позиций, Нувель начинает любой проект, руководствуясь только своим непредвзятым мнением. Сам мастер именует направление, в котором работает, "критической архитектурой". Сверкающие разноцветным стеклом высотные башни, ошеломляющие дизайном торговые центры, музейные здания, чьи стены сотканы из растений, — все они построенны Нувелем по всему миру, от Испании до Японии, от Рио до Абу Даби — это высокое во всех смыслах искусство, новая архитектура. Nouvelle architecture?

В 1970 х Нувель оказался одним из главных адептов "критической архитектуры", убеждённый в том, что зодчие не должны ограничивать себя манифестами и макетами, ударяясь в "бумажную архитектуру". Напротив, архитекторы должны, в случае необходимости, отстаивать свои права и взгляды не только в отношениях с клиентами, но и с местными властями. Не правда ли, актуальное для нас направление? Энергии "критических архитекторов" хватило даже на изменение градостроительного законодательства в некоторых регионах Франции. Одной из первых побед архитектора и его прогрессивного заказчика, правда, не без компромиссов с местными властями, стала постройка особняка в византийском стиле посреди средневековой готической застройки — это случилось в 1970 х, и с тех пор месье Нувель продвинул мультикультурную, или, как ее еще называют, экуменическую архитектуру в европейские города. Притом этот вселенский фьюжн противоположен по смыслу как глобализму, так и пуризму. Автор волен творить в собственной манере, при условии, что она не оскорбляет ничьих чувств.

Жан Нувель

Жан Нувель - архитектор.
Его бюро «Atelier Jean Nouvel» проектирует постройки для всего мира.

Само слово "автор" словно несёт в себе межъязыковой каламбур: частица "а" отрицает повтор. Несмотря на неизбежное заимствование традиционных архитектурных форм одновременно с выходом за рамки традиции, Нувель придаёт огромное значение проектированию зданий в гармонии с окружающей средой. Во многих работах он последовательно использует взаимодействие прозрачности, тени и света.

Нувель действительно архитектор нового времени в том смысле, что он может себе позволить заниматься "белой работой", поручив "чёрную" (вернее, черновую) выполнять другим. В его большом архитектурном бюро (называемом "архитектурной фабрикой") трудятся сто молодых зодчих, как у некоторых других мэтров вроде Фостера.

Нувель как архитектор универсал строит все: гостиницы, социальное жилье, торговые центры, небоскрёбы по всему миру — в этом он тоже универсален, то есть исполнен вселенского размаха. Однако более всего он прославился как строитель очагов культуры: театров и музеев. По признанию Нувеля, в мире есть только несколько городов, вдохновляющих по настоящему любого архитектора. Это — Рим и Венеция, Барселона и Нью Йорк, Прага и, конечно же, Париж. Впрочем, остальные крупные и не очень города мира тоже не обойдены его вниманием.

Гражданин архитектор мира

Несмотря на ультрасовременные технологии проектирования и строительства, применяемые архитектором в своих творениях, француз проявляет приверженность к бережному и любовному подходу ко всему историческому и географическому в облике городов всего мира. На своей персональной выставке, прошедшей летом 2005 года в Музее современного искусства "Луизиана" в датском городке Хумлебек, Нувель выступил также как куратор и дизайнер экспозиции. Эта выставка стала своеобразным манифестом архитектора, в котором он выразил свою творческую философию и идеи касательно сегодняшнего состояния мировой архитектуры. Кроме того, Нувель опубликовал и настоящий "Луизианский манифест", в котором призвал стремиться к вариативной архитектуре, неразрывно связанной с её окружением и назначением, приносящей удовольствие людям, живущим и работающим в подобных зданиях. Также он выступил против "глобализации" проектирования, результатом которой становится появление однотипных, псевдостильных построек по всему миру. В рамках экспозиции архитектор постарался создать диалог между своими работами и светлыми залами музея, расположенного у самого моря на зелёном мысе.

Музейная "фишка" месье архитектора

В 1981 году Жан Нувель победил в конкурсе на осуществление одного из десятка "больших проектов" в Париже, инициированных французским президентом Франсуа Миттераном после его прихода к власти. В 1987 француз был награжден "Архитектурным Гран при" за ряд своих работ и "Equerre d`Argent" за разработанный дизайн мебели для гостиниц. Он удостоен также премии в полмиллиона долларов от Ага хана, швейцарского миллиардера арабского происхождения — за этнический музейный проект. Выстроенный за шесть лет, "Инститют дю Монд Араб", культурный арабский центр, состоит из двух главных блоков. Изогнутое здание выходит фасадом к Сене и имеет очертания предыдущего здания на этом же участке. Больший блок занимает библиотека и информационный центр. Отличительной особенностью Арабского института стали фотоэлектрические экраны, которые открываются и закрываются в зависимости от световых условий. Дизайн экранов дал новую интерпретацию традиционным арабским решетчатым ширмам из стекла и стали. При строительстве здания Нувель применил архитектурную новинку: фасад здания, облицованный по разному реагирующими на освещенность панелями, меняет свой вид в зависимости от времени суток и погоды.

Через тринадцать лет после завершения работ по строительству "Арабского института" Жан Нувель спроектировал для тематического парка на ЭКСПО 2000 в Ганновере "Всемирный театр труда". Впервые за полтораста лет существования всемирных выставок мир был удивлен архитектурными новшествами. Нувель как комиссар французского павильона стал обладателем главного приза "Золотой лев" на бьеннале в Венеции — за лучшую интерпретацию темы выставки. Трактовка темы, предложенная французами под шапкой "Постоянная опасность", аскетична: пустой зал, на белые стены синими и красными мелками нанесены тексты об ужасах современной цивилизации, а напротив входа, в нише помещался подсвеченный макет кораблика vaporetto (главного вида общественного венецианского транспорта). Смысловой частью экспозиции стали дискуссии и семинары на тему заботы о сохранении хрупкого природного и культурного равновесия на всей планете.

Забота о сохранении культуры развивающихся стран стала для Нувеля профессиональной привычкой — следом он взялся за проект "Музея искусств цивилизаций Азии, Африки и Океании", который недавно был открыт в Париже на набережной Бранли, прямо возле Эйфелевой башни.

Строительство длилось восемь лет и обошлось в четверть миллиарда евро — зато этнографический музей оказался необычным не только экспозициями, но и конструктивным решением здания. Образцы искусства тропических народов размещены буквально в родных их душам и телам джунглях — музейные стены в прямом смысле живые и дышат! Они сотканы из зарослей плюща и папоротников, причём растительностью не увиты кирпичные стены, как в старинных замках, а зелень сама выступает своеобразным строительным материалом. Конструкция проста: металлический каркас, на который надеты пластиковые щиты, за ними — трубы, подающие прямо к корням растений воду, воздух и удобрения. Каждый из французских президентов отметился в Париже музеем: Помпиду построил Центр современного искусства, Жискар д'Эстен — музей д'Орсэ, Миттеран — стеклянные пирамиды Лувра, и вот — Ширак поддержал новую традицию, причём привлёк для этого благородного дела соотечественника Нувеля.

Институт арабского мира» (institut Du monde arabe).Париж, 1987 «Живые» стены «Музея искусств цивилизаций Азии, Африки и Океании»

След архитектора заметен и в Испании — его гению принадлежит новый музейный комплекс современного искусства имени царствующей сейчас королевы Софии, построенный в Мадриде. Нувель провел реконструкцию здания больницы XVIII века архитектора Франсиско Сабатини, дополнив ее оригинальными конструктивными решениями. Проект Нувеля — часть масштабной программы "Бульвар искусств", цель которой — создать из всех главных музеев испанской столицы единый ансамбль.

Впереди у Нувеля ещё более масштабные проекты: вот вот завершится строительство большого концертного комплекса в Копенгагене, в 2012 м в Париже откроется абсолютно футуристическое здание Парижской филармонии.

Несколько лет назад между Нувелем и Фондом Гуггенхайма было подписано соглашение о проектировании музея в Рио де Жанейро. Руководители фонда и города подписали договор о создании в бразильском мегаполисе очередного музея Гуггенхайма, пятого по счету после Нью Йорка, Бильбао, Венеции и Берлина. Открытие "нового храма искусств", предположительной стоимостью строительства 190 миллионов долларов, должно вроде бы уже и начаться. Здание, несомненно, будет иметь футуристические очертания, как все музеи Фонда и экспонируемая в них арт начинка.

Творчество Нувеля не могли не заметить амбициозные эмиратские власти. К 2012 году в Абу Даби планируется построить фантастический музейный комплекс "три в одном". Во первых, в него войдет филиал Лувра, на который Эмираты потратят миллиард евро. Во вторых, очередной музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, который грозится стать всемирным центром "modern arts". Кстати, на строительство филиала музея богатого еврея из арабской казны выделено полмиллиарда — этот факт позволяет надеяться, что конфессиональная гармония все таки будет обретена. По своим масштабам (площадь строения составит 45 тысяч квадратных метров) музей превысит считавшийся до этого самым амбициозным проект в баскском Бильбао. Третьим крылом музейного триптиха станет музей пророка Мухаммеда, по большей части светской направленности и рассчитанный на иностранцев. Вся пустынная триада обойдётся примерно в два миллиарда евро. Искусство (в том числе архитектурное) требует скорее не жертв, но трат?

Бивни, рога и скалы

Упирающиеся в небо башни Нувеля очертаниями напоминают именно эти животные атрибуты силы и огромные минеральные кристаллические наросты. Эти архитектурные доминанты из стекла и металла, как и пристало фаллическим символам, доминируют в пространстве, символизируя мощь, силу и защищённость — прежде всего на визуально психологическом уровне восприятия. Как египетские обелиски, высеченные из асуанского гранита?

Именно таким "гранитным утёсом", по задумке автора, должна выглядеть гостиничная башня в городке Виго на западном испанском побережье. Ателье Нувеля выиграло конкурс на проект реконструкции старого порта Виго, и в мае 2008 были представлены планы и эскизы. Выдающийся в океан пирс увенчан небоскрёбом необычных очертаний и фактуры, по замыслу авторскому напоминающим грубо вытесанный из гранита кривоватый обелиск. Само название "гранит" отмечает его зернистую структуру, и в данном случае окна имитируют ростки кварца, ведь расположены они на стенах здания так же хаотически, как минерал в горной породе. Сами же фасады приобретут гранитную фактуру благодаря применению минеральной керамики или природного гранита, а потому не исключено, что впоследствии здание станет скалодромом для скалолазов.

По словам самого Нувеля, на оконечности мыса здание монолит встанет на конце пирса как его часть. Высота здания сопоставима с окружающими Виго горами Aguia (что по русски звучит как Ахуйя), и фактически высотка становится рукотворной доминантой природного скального ансамбля. Здание фактически выглядит частью рельефа, да и сам материал для отделки фасадов "скалы" будет добываться в окрестных горах. В "утёсе" планируется разместить отель, а наверху — ресторан. Внутренний атриум здания так же призван поддерживать идею каменного монолита. Многофункциональный получится монолит: можно и проживать, и лазить. И лакомиться, обозревая живописные окрестности?

Торре Агбар!

Это не клич религиозных фанатиков и не восклицание матадора, а аббревиатура заказчика сооружения — барселонского аналога нашего "Водоканала". В этом небоскребе с помощью интересных находок Жана Нувеля во всей красе воплощен пафос каталонских водопроводчиков.

Башня высотой 142 метра согласно замыслу должна напоминать фонтан, символизируя специализацию "Agua de Barcelona", давшей имя своему зданию — AgBar. В церемонии открытия штаб квартиры управления городского водопровода принял участие сам король Испании Хуан Карлос. О воде призвана напоминать и внешняя оболочка здания — тысячи её стеклянных панелей окрашены эмалевой краской сорока различных оттенков и бликуют на солнце, словно поверхность водоема.

Расположение сорока четырёх сотен окон небоскрёба определил генератор случайных чисел. Это решение компьютера создало серьёзные проблемы для сохранения статики оболочки здания, зависящей от каждого конкретного отверстия. Это также повысило стоимость проектирования и строительства — для каждого этажа потребовалось разрабатывать индивидуальный план. Общая площадь офисов в "Torre Agbar" составила тридцать девять тысяч квадратных метров, а стоимость башни — 133 миллиона евро.

Порт города Виго в Галисии увенчает дом‑утес под названием «Менгир» Порт города Виго в Галисии увенчает дом‑утес под названием «Менгир»

За свой стеклянный сталагмит Нувель получил всемирную премию "За высотное строительство 2006". Организаторы конкурса отметили в башне и продуманное взаимоотношение с окружающей застройкой, и лаконичность сложной геометрической формы, и комфорт внутренней среды. Для регулирования температуры внутри здания применены остроумные технологические находки. Во внешней бетонной стене башни окна пробиты, на первый взгляд, без всякой системы, но в результате она выступает не только как конструктивный элемент, но и как заслон от летней жары. Снаружи, поверх стеклянной навесной стены, установлен ещё один слой — жалюзи, тоже стеклянных. Они защищают от солнечного света и жара, но не понижают прозрачности окон.

Конструктивное ядро расположено внутри здания, но вне геометрического центра постройки. Это позволило эксцентричному архитектору создать там большие помещения без внутренних перегородок и опор. Разноцветная оболочка "Торре Агбар" выделяет его на фоне городского ландшафта в любое время суток. Все эти решения возникли не на пустом месте — идеи энергосберегающего и самокондиционируемого "умного дома" лорда Фостера развил его младший, но не менее именитый коллега месье Нувель в большей по высоте махине.

Башню "Агбар" отличает не только поразительный внешний вид и экологичность задумки, но и то, что она не вторгается своим мощным стеклянным станом в историческую застройку. Слава архитектурным властям Барселоны, что допустили строительство пусть и замечательного небоскрёба, не в историческом центре старинного города, а ближе к окраинам. По правде говоря, на балеарском побережье трудно понять, где заканчивается один и начинается следующий город, и где же расположилась башня "Агбар" — в Барселоне или соседней Бадалоне. Главное — не место, а как человек "красит" это место — высотка чрезвычайно удачно вписана в каталонский пейзаж, став его архитектурной доминантой и символом технической продвинутости страны. Вива, Испания! Браво, маэстро! Торре, Агбар!

Не башней единой

Известный не только музеями, но и оригинальными высотными башнями, Нувель участвовал в приснопамятном конкурсе проектов строительства "Газпром Сити" в самом центре Санкт Петербурга, но не выиграл его. Это не первая попытка Нувеля внести сочный мазок в архитектурный портрет Петербурга. В 2001—м он решил принять участие в создании проекта обновления петербургского Эрмитажа, но неожиданно мэтра современной архитектуры постигла неудача. Что ж, не всякий француз способен покорить Петербург, но, может, когда нибудь вслед за Монферраном и Нувель с триумфом впишет свое имя в историю Северной Пальмиры.

У Нувеля в отличие от многих его коллег нет фирменных приёмов: он не ограничивает себя ни строгой геометрией, ни лишь криволинейными поверхностями. Свой метод он называет "гиперизбирательностью": каждый его проект должен быть предельно точно адаптирован к условиям заказчика, назначению здания, местному ландшафту и культурным традициям.

Прежде чем приступить к разработке проекта, Нувель обращается к истории места и его окружению, к укладу, привычкам и предпочтениям жителей города, где разместится его новое здание. С точки зрения архитектора, всякий человек — "продукт цивилизации и культуры", и сам он, уроженец послевоенной Франции, на которого из всех интеллектуальных течений больше всего повлиял структурализм, не исключение. Его убеждённость, что архитектура — это "временное изменение пространства, города, ландшафта", лишь кажущееся вечным, глубоко исторично и философично. Такое философское отношение к своему призванию не может не вызывать восхищения.

Сверкающие разноцветным стеклом высотные башни, ошеломляющие дизайном торговые центры и музейные здания, чьи стены сотканы из растений, творения, построенные Нувелем по всему миру, от Испании до Японии, от Рио до Абу Даби, — это высокое во всех смыслах искусство, новая архитектура. Nouvelle architecture?

Сергей Волочаев

Источник: Журнал «Сибирский Дом»