По-японски аскетичный пентхаус | Cтудия Виинапуу

Мода на всё японское поразила западную цивилизацию век—полтора назад и не перестаёт поражать снова и снова. Простота и лаконичность, натуральность и изящество линии в японской культуре возведены в абсолют, и этот минималистический абсолютизм очень пришёлся по душе индустриальному и постиндустриальному обществу стран, заселённых представителями европейской расы. Красноярск расположен аккурат между Востоком и Западом, между Страной восходящего солнца и закатными землями, а потому японская эстетика и философия обрели поклонников и среди наших горожан — не только в виде суши и роллов, кино и кимоно, но и в дизайне интерьеров. Примером и образцом может служить квартира, переделанная студией Виинапуу.

Квартира, в которой задумано создать японский интерьер, расположена в двух уровнях на верхних этажах здания. Второй этаж получился полумансардным — с наполовину перекрытой лоджией, в которой разбит своего рода зимний сад, с небольшим выходом на открытую террасу. Лоджию переделали, накрыв и перекрыв перегородками — из неё открывается вид на тополёвый парк, обрамлённый белым квадратчатым переплётом. Живой пейзаж в интерьере — это тоже так по японски!

Дальневосточная тема очень близка заказчику, который побывал и в Японии, и в Китае, где проникся созерцательным духом тамошней философии. Немаловажным оказалось и то соображение, что японский минимализм выгоден ещё и тем, что эта тема совершенно незатратная в исполнении. При этом традиционными выразительными средствами возможно создать очень выигрышный внешне и наполненный внутренним смыслом интерьер.

Для создания атмосферы в японском духе использовано обилие перегородок с ячеистым квадратным членением и простым белым наполнением. Вместо бумаги, традиционно используемой для этого японцами, по большей части применено белое матовое стекло. Привкус японского быта вносит и мебель — она встречает посетителей уже на входе. В прихожей поставлена низкая деревянная лавочка "а la Japon". Японская мебель не всегда и не совсем удобна для европейцев, потому наряду с классической приземистой японской, собранной из грубоватых брусков, использована плетёная — из ротанга. Тоже Восток, только более южный.

Стиль удачно объединяет противоположности:максимализм в наполнении при минимализме
снаружи Стиль удачно объединяет противоположности:максимализм в наполнении при минимализме
снаружи

Довольно традиционным и простым решено освещение: одним из светильников выступает рамка с намотанной под ней проволокой в форме гнезда — включённый свет проецирует на белый экран абажура размытые тени. В сочетании с композициями из корявых ветвей, отделки бамбуком и плетения создаётся ощущение японского садика. Подвешенные на бамбуковых конструкциях бумажные светильники льют мягкий рассеянный свет. Не факт, что это обычная бумага — скорее негорючая, пропитанная акрилом ткань. Освещение устроено как одиночным точечным, так и каскадным — по два, по четыре светильника. Эффектно смотрятся настенные светильники — довольно простые бра, собранные из ряда продолговатых полосок белого пластика. Будучи включенными, они создают контрастный и вместе с тем мягкий рисунок чередующихся полос света и тени, причём складывающихся в звездчатые фигуры на стене. За спинкой дивана устроено консольное освещение, подчёркивающее фактуру поверхности стены, отделанной "диким камнем" — плиткой из натурального песчаника. Всё в гостиной, как, впрочем, и в остальных помещениях, навевает мысли о прелести природы. Даже высокотехнологичное наполнение современного интерьера стилизовано и декорировано на соответствующий манер. Телевизионная панель окружена характерным образом: вокруг выполнено белёсое ячеистое обрамление, закреплена высохшая коряжка, добавлен традиционный светильник.

Лодочный бамбук и аутентичный японский фонарь подсвечивает мелкие плоские камешки, закреплённые на полу. По этим камням можно ступать босыми ногами: и восточный акупрессурный массаж, и ощущение пребывания на берегу речки или ручья. Для этих целей использован всё тот же "дикий камень", традиционно применяемый в японских интерьерах.

Интерьер не только эстетичен и аскетичен, но и практичен. Комната функционального назначения отгорожена от остальных помещений разновидностью жалюзи, что, может, и не совсем строго соответствует японскому стилю, но, во всяком случае, не чуждо колониальному. Вместо стандартных перил применены ограждения из бамбука.

Окна прикрывают японские шторы, создающие комфортный в японском понимании полумрак. Хозяйская спальня выполнена в духе главенствующего интерьере минимализма. Кровать можно описать как матрац на низкой деревянной платформе. Рядом с нею выполнена деревянная рамка, которую можно обтянуть тканью — тогда она станет служить балдахином. Заднее изголовье кровати просто подвешено к потолку. Подвешены наподобие жалюзи и декоративные панно — плетёные из джута коврики. В качестве освещения — бумажные японские светильники, а на стенах размещены декоративные коврики циновки. И светильники, и прочие аутентичные аксессуары нужно специально заказывать, но проще просто съездить в путешествие в Китай или Японию и привезти их в качестве сувениров — прекрасное сочетание полезного с приятным. Забавно, но образец, по которому сделана кровать в спальне, — из итальянской коллекции в японском стиле. Она изготовлена местными столярами по мотивам этих разработок. Прикроватные столики выполнены тоже в минималистическом ключе, представляют собой традиционные японские лавочки. Под постельные принадлежности и покрывала предназначен ларь складушка, а вообще весь скарб прячется в гардеробной комнате, расположенной напротив кровати. Будуарный столик (пуфик) сделан из цельного куска дерева в форме пирамидки. Чрезвычайно действенный акцент создаёт круглая полочка со встроенным светильником, на котором поставлена чаша с водой и цветком — очень философская и настраивающая на созерцательность вещь.

Радиаторы центрального отопления покрыты кожухами, также стилизованными под традиционные японские перегородки. Вечером здесь царит полумрак, рассеиваемый бумажными фонариками над бильярдным столом и потоками света, направленными на скрывающие радиаторы белые экраны.

Поскольку верхний этаж мансардный, потолок выполнен с применением вместо гипсокартона менее гигроскопичной и более теплоизолирующей берёзовой фанеры. Её поверхность ошлифована и тонирована в лёгкий медовый цвет. Навесной фанерный потолок поддерживают декоративные, словно "провисающие" криволинейные балки.

Стиль удачно объединяет противоположности:максимализм в наполнении при минимализме
снаружи Стиль удачно объединяет противоположности:максимализм в наполнении при минимализме
снаружи

Ванную комнату скрывает декоративная перегородка — с решёткой, позади которой устроено освещение, отбрасывающее тени на экран, чем создаётся ощущение бамбуковой рощи, просвечивающей сквозь густой белый туман. Ванная комната тоже отделана деревянной реечкой, вместо ступеней уложен фрагмент обработанного бревна, а на полах везде постланы циновки. Этот цельнодеревянный брус выполняет роль небольшой ванночки и одновременно служит платформой, по которой удобно заходить в ванну. Здесь устроено такое же мягкое освещение, как и во всём остальном интерьере. В оформлении стен использована специальная песчаная штукатурка, имитирующая натуральный камень — песчаник.

Для покрытия пола подобрана кафельная плитка с рисунком и фактурой, чем то напоминающим джутовое плетение — сизаль. Использована также плитка с "тканевой"поверхностью, кардинально отличающейся от общепринятого европейского кафельно санфаянсового глянца. Минимум полированного и хромированного металла, бликующих глазури и эмали. Сантехника фирмы "Villeroy&Boch" подобрана с полуматовой поверхностью, а мойдодыр выбран из "деревянной" коллекции и тоже выполнен в китайском стиле.

"Японская кухня" в интерьерном смысле далека от суши и сашими, хотя столь же проста и невзыскательна внешне. Кухонная группа первоначально предполагалась итальянского производства, но была установлена московского. Столешница изготовлена из искусственного камня, имитирующего светлый песчаник, а фасады шпонированы под светлое дерево. Подобные кухни продвигают на рынок японские дизайнеры, работающие для итальянских производителей — в духе традиционного японского минимализма. Стиль удачно объединяет противоположности: максимализм в наполнении при минимализме снаружи. Дизайн кухни нейтральный и не тянет за собой каких либо концептуальных решений: вся функциональность спрятана под аскетичными матовыми поверхностями. Лишь вытяжной колпак выполнен из блестящего металла в стиле хай тек — в принципе, современная Япония славится своими высокими технологиями. Впрочем, ничто не мешает эту вытяжку заменить менее диссонирующей или просто спрятать. Ничто не мешает и шире продвигать столь экологичную и экономичную японскую эстетику в наши жилища — недорого и сердито! Просто и просто комфортно?

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»