Для тех, кто выбирает брусчатку | Ландшафтный дизайн

Дорога, мощенная камнем, известна издавна. Сначала камень применяли в необработанном виде, потом стали придавать ему кубическую форму. Так появилась брусчатка. Однако при нынешних объёмах дорожного строительства добывать и обрабатывать природный камень долго и дорого, поэтому сейчас применяется бетонный тротуарный камень, или, иначе, тротуарная плитка.

Активное производство брусчатки и тротуарной плитки из бетона началось в нашей стране сравнительно недавно. Однако уже сегодня можно с уверенностью сказать, что качественная тротуарная плитка и фасадные изделия из бетона завоевали сердца частных потребителей и архитекторов. И спрос на них постоянно растет.

Такие изделия имеют стандартную форму и строгие размеры, поэтому работа с брусчаткой не доставит больших трудностей. К тому же тротуарная плитка очень красива, практична и, что самое главное, — очень стойкая к механическим нагрузкам и климатическим факторам. Всевозможная цветовая гамма позволит сделать покрытие абсолютно уникальным и воплотить в жизнь самые изысканные дизайнерские решения.

Она применяется при мощении дорог, площадок возле магазинов и супермаркетов, аллей в парках. А на территории загородных домов ей нет альтернативы, да и на территории новостроек чаще всего можно увидеть именно брусчатку.

Литье или вибрация?

Существует несколько типов производства брусчатки и тротуарной плитки — методом вибропрессования, литья и вибролитья. Технология вибропрессования заключается в том, что вибрирование бетонной смеси в пресс форме производится под давлением на вибропрессе. Этот метод высокопроизводителен, допускает высокую степень автоматизации и даёт возможность производить тротуарную плитку с цветным облицовочным слоем (с добавлением в состав лицевого слоя гранитной и мраморной крошки).

Метод литья реализуется путём вибрации бетонной смеси в форме на вибростоле, имеет меньшую производительность и не позволяет автоматизировать процесс изготовления. Причем в связи с высоким водоцементным соотношением при таком производстве уменьшается окончательная морозостойкость изделия, её приходится увеличивать дополнительным количеством цемента, дорогими модификаторами и пластификаторами, что значительно увеличивает себестоимость.

К тому же вибропрессованная брусчатка имеет шершавую поверхность, и это делает её удобной для мощения городских территорий, полос разгона и торможения транспорта (остановок), складов, терминалов. А тротуарная плитка, получаемая литьевым методом, имеет гладкую глянцевую лицевую поверхность, и зимой на ней образуется наледь, поэтому нежелательно использовать ее в районах, где температура опускается ниже 0 °С, также она имеет низкую морозостойкость.
Гладкая поверхность литой плитки не "дышит" в той мере, в какой необходимо, что приводит к тому, что поверхность тротуарной плитки разрушается при замерзании воды и плитка растрескивается.

Изделия, полученные методом вибропрессования, имеют строгую геометрию формы и параллельность поверхностей. Плитка для мощения, произведенная методом литья не имеет строгой геометрии, что затрудняет ее укладку и ремонт. Однако какой бы ни была технология производства, в результате можно получить брусчатку не только с гладкой поверхностью, но также плитку, поверхность которой подобна натуральному камню, доскам и разным породам древесины. К тому же применение пигментов позволяет получить различные цветовые решения.

Местный рынок

В Красноярске реализацией брусчатки разных типов занимаются порядка двадцати компаний. Родоначальником брусчатки в Красноярске по праву считается строительная фирма "Культбытстрой", производящая ее вот уже более пяти лет. Кстати, весь центр города выложен именно брусчаткой "КБС".

Виды предлагаемых элементов для укладки очень разнообразны: брусчатка может быть разной формы ("волна", "трапеция", "катушка", "многоугольник", "квадрат" и т. д.), но всегда толщиной около 10 см, размером с привычный кирпич.

У нас производится брусчатка методом полусухого вибропрессования. "Этот способ производства брусчатки хорош тем, что позволяет добиться повышения качества продукции, — рассказал Вадим Федоров, заместитель генерального директора компании ООО "Стройпром", — которая в процессе эксплуатации и воздействия отрицательных температур не подвержена разрушению облицовочного слоя за счет высокой степени морозостойкости. Данная брусчатка не скользит на морозе, выдерживает воздействие шипованых шин и очень долговечна. Одним из главных отличий нашей продукции является наличие государственного сертификата соответствия ГОСТу и постоянный контроль качества, осуществляемый институтом градостроительства, управления и региональной экономики СФУ".

Производство брусчатки компанией "СтройПром" ведется на импортном оборудовании, по уникальной технологии, разработанной Институтом градостроительства, управления и региональной экономики СФУ, с использованием как серого, так и белого цемента. Применение пигментов позволяет получить порядка шести цветов. Стоимость такой брусчатки находится в пределах шестисот рублей за квадратный метр, однако цена может изменяться в зависимости от желаемого цвета и сложности геометрии элементов. Такая брусчатка способна выдержать порядка 50 сезонов.

Для тех, кто выбирает брусчатку Для тех, кто выбирает брусчатку

Также большой популярностью пользуется брусчатка с имитацией натурального камня типа базальт, производимая компанией "Новые заборы". Она, как и обычная брусчатка, имеет различные цветовые решения и комбинации мощения — в базовом состоянии имеется семь элементов, комбинируя которые можно получить различные рисунки: круг, дорожки, площади. Отличительная особенность этой брусчатки — ее фактурная часть, элементы укладываются так, чтобы они немного разнились по высоте укладки, имитируя укладку мостовой. Такой рельеф смотрится весьма современно и пролежит без изменений более 20—30 лет. Цена такой брусчатки в среднем 500 рублей за квадратный метр.

Тротуарная плитка в городе представлена также весьма разнообразно: "деревянные дощечки", "спил дерева", имитирующая камень, речную гальку, гранит и т. д. Основное ее отличие от брусчатки в толщине — плитка тонкая.
"За последние несколько лет в Красноярске и Красноярском крае у частных застройщиков появился спрос на нестандартную плитку, — рассказала Марина Бобровская, заместитель генерального директора ООО "ПК "Гранд Декор". — Мы представляем тротуарную плитку, которая имитирует не только каменное, но и деревянное покрытие".

По своим прочностным характеристикам, морозостойкости и влагостойкости она выгодно отличается от других. Если говорить о цене, то эта плитка дороже, чем обычная брусчатка — 215 рублей за одну штуку размером 450х450х40, что составит около 1000 рублей за квадратный метр. Такая цена обусловлена применением дорогостоящих составляющих: импортный белый цемент, высококачественное фиброволокно, используемое в качестве арматуры, немецкие пигменты, пластифицирующие и гидрофобизирующие добавки нового поколения. Однако можно сказать, что инвестируя в качество, вы получаете уникальный и оригинальный материал для воплощения идей, который пролежит более пятидесяти лет.

Итак, как можно убедиться, выбор материалов обширен. Но какой бы вы ни выбрали, всегда следует обращать внимание на два основных показателя брусчатки, которые определяют ее долговечность. Это поглощение влаги и морозостойкость. Морозостойкость определяют так: замораживают плитку при —20 °С, затем опускают ее в воду и оттаивают в воде, мокрую плитку вновь замораживают до —20 °С градусов и так далее, пока на ней не появится трещина. "Морозостойкость — 100 циклов" означает, что ваша плитка выдержит как минимум 100 таких циклов заморозок. Морозоустойчивость также будет зависеть от того, покрыта дорожка снегом или нет.

Технология укладки

После приобретения желаемого материала необходимо правильно уложить его. Нарушение технологии укладки и применение несоответствующих материалов приводит к тому, что элементы мощения расшатываются и разрушаются, дороги проваливаются, тротуары горбятся. Поэтому при укладке мелкоштучных элементов мощения важно соблюдать технологию, корректно использовать материалы и применять специальное оборудование для выполнения данного вида работ.

Следует сразу уточнить — выложить брусчаткой или плиткой большие поверхности вряд ли удастся в одиночку. Например, бригаде из четырех человек, чтобы замостить площадь в 50 кв. м, придется трудиться не менее 12 часов. К тому же при обустройстве больших площадей понадобится вибромашина для трамбования плит, алмазный диск для резки брусчатки и т. д. Но выложить самому дорожки к крыльцу дома или небольшую площадку для барбекю вполне по силам. Но в любом случае, нанимая бригаду, вы должны знать последовательность работ в целом, чтобы быть уверенным в качественном результате.

Итак, шаг 1 — планировка. Для начала следует определиться с тем, куда должны вести тротуары из брусчатки. Нужно спланировать будущую дорожку или площадку на местности: прочертить контуры, вбить колышки на изгибах и поворотах, натянуть на них бечевку почти на уровне земли. Причем чем больше кривых включено в дизайн, тем большее количество брусчатки нужно обрезать.

Для того чтобы обеспечить прямолинейность швов, необходимо натягивать шнуры в продольном направлении через каждые три метра. Если брусчатка укладывается на большом участке, шнуры необходимо натягивать в двух направлениях и контролировать соблюдение прямых углов через каждые 1—3 метра.

Шаг 2 — подготовка трассы. Теперь нужно вынуть верхний плодородный слой почвы на такую глубину, чтобы поместилась гравийно песчаная подушка (подкладка) плюс сама брусчатка. Толщина подушки зависит от нагрузки на будущую дорожку: если она будет пешеходной, то достаточно толщины в 15 см, если по дорожке или площадке будут ездить легковые автомобили — 20 см и более.

До начала укладки необходимо уплотнить земляное полотно до устойчивого основания и уделить особое внимание организации его дренирования. Если грунт песчаный, то несущий слой, как правило, не требуется. Однако если грунтовое основание влажное с низкой несущей способностью, необходимо использовать геосинтетические материалы.

Шаг 3 — укладка подушки. Для несущего слоя должен быть применен морозоустойчивый, однородный по зернистости материал. Для брусчатки и тротуарной плитки подушка готовится по разному. Под брусчатку: нижний слой — из гравия (щебня, шлака), а верхний — из песка. Если вы просто прокладываете тротуар — глубина траншеи должна быть 14—18 см, а если вы хотите утрамбовать брусчатку специальным укладочным оборудованием — глубины 20—25 см будет достаточно.

Для тех, кто выбирает брусчатку Для тех, кто выбирает брусчатку

Под плитку помимо указанных двух нужен третий, самый верхний слой: смесь цемента и песка из расчета 1 кубический метр песка и 100—150 кг цемента. Под основание дорожки вполне хватит 8—10 см.
Песок и цемент смешиваются "на сухую". Эта сухая смесь впитает из грунта влагу и сама "схватится". Толщина песчано цементного слоя около 2 см. Подстилающий слой обычно делается из мелкого щебня крупностью 1—3 или 2—5 мм, песка фракций 0—2 или 0—4 мм или смеси песка с щебнем. При этом размер крупных частиц должен быть не более 8 мм. Если на участке укладки предполагаются повышенные транспортные нагрузки, то рекомендуется добавлять цемент в качестве связующего для подстилающего слоя.

Материал подстилающего слоя на участках под крышами или навесами обычно остается сухим и рыхлым. Обычно в данном случае брусчатку укладывают во влажный раствор и соответствующую щебеночную смесь, и заполняют мелким песком промежутки между камнями. Толщина подстилающего слоя составляет от двух до пяти см, при этом верхнюю границу превышать нельзя, поскольку в таком случае может деформироваться наружное покрытие.

Шаг 4 — трамбовка. Подушку нужно утрамбовать подручными средствами. Чтобы будущая дорожка не "разъехалась", нужно проложить вдоль ее контуров пластиковый бордюр, затем его можно будет скрыть газоном. Для того чтобы получить идеально ровную поверхность, необходимо использовать виброплиту, которая уплотнит покрытие до устойчивого состояния. Если же автоматического оборудования нет, придется пользоваться ручной трамбовкой.

Шаг 5 — укладка. Укладку брусчатки следует начинать от нижней точки к повышающей, от оптически важной границы или от важных зримых элементов, таких как парадный вход дома, крыльцо.

Брусчатку нужно уложить на 1 см выше того уровня, который будет окончательным. Зазор между отдельными "кирпичиками" должен быть в 1 2 мм. После первого уплотнения готового покрытия на поверхность насыпают немного обязательно очень сухого просеянного и чистого речного песка, так, чтобы песок легко и плотно заполнял щели между элементами. Насыпанный песок разметается равномерно по всей площади и забивается в швы простым подметанием, "связывая" все покрытие прочно и надёжно. Затем сухое и чистое покрытие уплотняется резиновым молотком, и наносится слой сухого просеянного песка. После чего можно ещё раз промести площадку.

Размеры швов и их расположение вдоль бордюрных кромок должно быть спланировано в соответствии с модульной сеткой. При этом надо принимать в расчет отклонения размеров ± 3 мм, обусловленные технологией изготовления элементов мощения. Такой подход позволит заменять камни и плитки в покрытии при необходимости.
При укладке брусчатки на участках, прилегающих к зданиям, необходимо укладывать элементы так, чтобы поверхностные воды стекали от здания. Если это невозможно, следует предусмотреть сточные желоба и дождеприемные решетки непосредственно рядом с постройкой.
Если же процесс укладки брусчатки кажется долгим и трудоемким, можно нанять специалистов. Их услуги обойдутся в среднем от 200 до 600 рублей за квадратный метр в зависимости от сложности требуемого рисунка.

Текущая эксплуатация

Не меньше правильности укладки брусчатки важен последующий уход за ней. В зимнее время во избежание наледи покрытие нужно регулярно чистить с помощью метлы и деревянной лопаты. Для уменьшения скользкости можно посыпать песком. Если снег не был вовремя убран и наледь образовалась, ни в коем случае нельзя убирать лёд при помощи металлического лома.

При воздействии различных материалов на брусчатке могут возникать загрязнения, существенно изменяющие вид покрытия. Например, автопокрышки оставляют черные полосы, пыль и дорожная грязь делают поверхность черно серой. С помощью чистящих средств и специальных веществ можно вернуть поверхности первоначальный цвет.

В общем, в сравнении с другими видами покрытий — камнем и асфальтом — брусчатка и тротуарная плитка обладают рядом существенных преимуществ. Во первых, процесс их укладки прост и не требует дорогостоящей специальной техники. Во вторых, экологичность — неоспоримое достоинство тротуарной плитки (последние исследования доказали, что асфальтовое покрытие при нагревании свыше 25°С начинает выделять канцерогенные вещества).

Срок службы брусчатки более 25 лет. При необходимости проведения ремонтных работ брусчатку легко разобрать, провести необходимые работы и её же уложить снова.

А кроме того, она позволит избежать монотонности серого асфальта, и к тому же мощеные дорожки у загородного дома — это надежно, престижно и просто практично. Что касается эстетической стороны вопроса, то равных брусчатке нет: цветовая гамма может быть самой разнообразной, а насыщенность цвета со временем не теряется, и многообразие форм позволяет создавать неповторимые рисунки дорожного и тротуарного покрытия.

Татьяна Лапрад

Источник: Журнал «Сибирский Дом»