ФСК: Потребители со всех сторон, присоединяйтесь | Энергетики

Огромный монстр под названием РАО ЕЭС нынешним летом прекратит своё существование, уступив место своим структурным кускам. "Мавр сделал своё дело и может уйти".

Считается, что реформа энергетики — единственная из осуществлённых в соответствии со всеми планами. Правда, структурные "осколки" естественной монополии, в частности Федеральная сетевая компания — плоть от плоти гиганта и также естественные монополисты.

О том, насколько понятнее и прозрачнее будет деятельность энергетического сетевика, упростится процедура подключения новых потребителей, на семинаре журналистам рассказывал Никита Павлов, главный специалист отдела технологических присоединений Департамента взаимодействия с клиентами и инфраструктурой ОАО "ФСК ЕЭС".

Техника присоединения

Сети на то и сети, чтобы ловить и присоединять новых потребителей, и понятие "технологическое присоединение" существовало всегда. Однако как отдельная услуга, которую сетевые организации оказывают обществу, потребителям, возник более чётко очерченный термин, законодательно оформленный в конце 2006 года. Более того, и в 2007 году правительством были приняты решения, которые в дальнейшем уточнили параметры и формы технологического присоединения. Речь идет о Федеральном законе об электроэнергетике. Чуть более года назад, 21 марта 2007 года было принято постановление Правительства ? 168, которым были утверждены, с одной стороны, правила недискриминационного доступа потребителей к электрической сети, с другой стороны, правила осуществления технологического присоединения. Это основной документ, который множество клиентов Федеральной сетевой компании, клиентов распределительных сетевых компаний берут в руки для того, чтобы понять, что им предстоит в процессе технологического присоединения однако эти документы носят общий характер, а в конечном итоге их реальное действие конкретизируется практикой, которую осуществляют сетевые компании во взаимоотношениях со своими потребителями. Насколько все имеют равные возможности? Вопрос непростой, а проблем, связанных с ним, очень много. Строители жалуются, что для подключения к общефедеральным сетям требуют непомерную плату за "входной билет", что выбивает экономическую почву из под ног и катастрофически удорожает строительство новых городских районов и коттеджных посёлков.

Если даже денег хватает, то совсем не очевидно, что поданная заявка в этом же году будет удовлетворена. Работы по технологическому присоединению, особенно по сетям Федеральной сетевой компании к магистральным сетям — это длительный процесс. Получается, что технологическое присоединение требует и денег, и времени (которое, как известно, тоже деньги). Сейчас постановлением Правительства утвержден предельный срок, который этот процесс может занимать, — 2 года. При этом срок может корректироваться в результате двусторонних фиксаций изменений этого срока. Условно говоря, в договоре на технологическое присоединение может быть зафиксирован иной срок, отличный от срока, установленного постановлением Правительства. В России как всегда: закон принят, но не всегда выполним в полном объёме, к тому же под каждый закон можно подвести подзаконный акт. Так что техника присоединения — сложная штука.

Сеть как кровеносная система, от артерий до капилляров

Можно сеть уподобить не неводу, а кровеносной системе: от федеральной сетевой артерии отходят меньшие сосуды распределительных сетей, разветвляющихся на концах мелкими капиллярами коллективных и частных потребителей. Мотором всей этой сосудистой сети выступает ФСК ЕЭС и как один из важнейших органов остаётся огромной естественной монополией и пребывает под контролем государства.

Мы должны понимать, что заявки, направленные в Федеральную сетевую компанию, это заявки от крупных потребителей. Основным клиентом в данном случае являются крупные предприятия, алюминиевые заводы. Основным потребителем наших услуг являются распределительные сетевые компании, которые работают на классах напряжения более низких, чем Федеральная сетевая компания.

ФСК ЕЭС

Основными игроками в области оказания услуги по технологическому присоединению, безусловно, являются распределительные сетевые компании. Они напрямую взаимодействуют с множеством потребителей — это малые и средние предприятия, коттеджные поселки. Они напрямую взаимодействуют с огромным количеством клиентов. По данным на 2007 год, в распределительные сетевые компании было подано 12 тысяч заявок на технологическое присоединение. Можно ощутить огромную разницу по числу заявок на присоединение — 500 в ФСК и 12 тысяч заявок в РСК.

При этом и напряжение, и конфликты возникают в разных масштабах, с разной интенсивностью на уровне взаимоотношений распределительных сетевых компаний с потребителями и на уровне Федеральной сетевой компании со своими крупными потребителями. Понятно, что "Базовому Элементу" господина Дерипаски с федералами договориться легче, чем небольшому застройщику с региональной распределительной компанией. Общество разных возможностей?

Свет в каждый дом!

С точки зрения присоединения потребителей, то есть различных производств, коттеджных поселков, новых микрорайонов, задача приобретает несколько иной характер и масштаб. Соответственно, и решения, принятые в отношении этих задач, несколько иные. Здесь важно обеспечить прозрачность ценообразования, объяснить людям, в какие сроки, какие документы, куда нужно принести, кому нужно отдать и что будет, если те или иные документы не будут принесены, в какие сроки сетевая компания обязана прореагировать и так далее — что называется, работа с широкой клиентской базой.

В этом направлении подразделениями уходящего в небытие РАО ЕЭС намечен план действий. С ноября 2007 года, совсем недавно была закончена разработка так называемого стандарта информационной открытости сетевых организаций при присоединении объектов генерации. Ее задача ответить на вопрос, какую информацию, в какие сроки, в каком виде сетевые компании должны публиковать, размещать, предоставлять, направлять заинтересованным лицам, это делается для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить информированность компаний, субъектов, привлечением которых будет обеспечиваться приток инвестиций в генерирующую отрасль и развитие сетевой инфраструктуры. В рамках этого стандарта предложено несколько решений, оцениваемых как достаточно универсальные и исчерпывающе отвечающие на все вопросы.

Информация, которую все сетевые компании могут предоставлять о процессе технологического присоединения генераторов, поделена на три типа. Первый тип — это открытая информация, то есть все нормативные акты, которые регламентируют процесс технологического присоединения к генерации, форму заявки, различные правила, регламенты. Про три очень важных документа нужно сказать особо: 21 января 2008 года управлением РАО было утверждено три стандарта, регламентирующих три проблемы и пути их решения. Это решения технического свойства: сколько стоит подключение и когда для этого будут созданы инфраструктурные возможности.

Коттеджи со всеми удобствами

Особенный интерес для широкого слоя потребителей представляет та часть этой проблемы, связанной с присоединением коттеджных посёлков, малых предприятий и прочих не гигантских, но близких сердцу каждого из нас объектов.
РАО принято решение о разработке такого же информационного стандарта в отношении присоединения потребителей. Документ пока находится в стадии подготовки проекта и не утвержден. Его основным содержанием будут примерно те же решения, что и в отношении генераторов. С одной стороны, он будет предполагать, что каждый потребитель будет иметь возможность получить информацию, которая находится в открытом доступе, то есть все регламенты, формы заявки, формы обращений в сетевую компанию. На сайтах большинства сетевых компаний всё это уже опубликовано. Кстати, на сайтах сетевых компаний можно и нужно жаловаться на бездействие или действия специалистов и сотрудников Федеральной сетевой компании в рамках процесса технологического присоединения. Внедряемый информационный стандарт будет предполагать, что каждый потребитель будет иметь возможность на сайте сетевой компании иметь свой личный счёт и следить за состоянием дел по выполнению его заявки.

Процесс этот весьма нетривиальный и требует времени на решение технологической проблемы, формирование необходимых инструментов учета всех потребителей в режиме реального времени и выдачи им этой информации. Сложно, но реально.

Для чего это широкому потребителю? Каждый потребитель сможет, не изучая внутреннюю структуру всех сетевых компаний, не выясняя имена начальников, узнать, что происходит с его заявкой. Каждый будет иметь возможность ознакомиться со всеми нормативными документами, которые регламентируют процесс технологического присоединения. Каждый будет иметь возможность составить для себя инвестиционный план, который для всех является ключевым в процессе технологического присоединения. Отсутствие информации не позволяет такой план сформировать, не позволяет рассчитать объем вложений, не позволяет рассчитать сроки их возврата и сильно портит всем бизнес планирование, да и настроение. Владеющий информацией владеет всем остальным?

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирское строительство»