Лучше больше и круче | Торгово-развлекательные центры

До конца года в Красноярске откроется три крупнейших торгово развлекательных комплекса суммарной площадью около 300 тыс. кв. метров. "Планета" стала первой, вслед за ней распахнут двери ТРК "Июнь" и "Огни". При этом, по признанию экспертов, этот сегмент коммерческой недвижимости пока остается далеким от насыщения. Но с вводом в эксплуатацию каждого нового объекта конкурентная борьба между ритейлерами все более обостряется.

Перспективный рынок

Подобная ситуация характерна сегодня не только для Красноярска, почти то же самое происходит сейчас во всех крупных сибирских городах. В каждом из них уже действуют сотни тысяч квадратных метров торговых площадей, и готовятся к открытию еще более масштабные торгово развлекательные центры. По словам директора по продажам московской компании Ross Group Ильи Афраймовича, появление новых торговых центров и конкуренция между ними городу только на пользу: "Управляющие компании еще на стадии разработки концепции привлекают консультанта, который заранее предусматривает возможность ее дальнейшей трансформации и укрупнения формата. Совместно с управляющей компанией он занимается внедрением современных технологий, которые позволят "привязать" к себе клиента. С помощью определенного цвета, звука, приемов аромомаркетинга, единой дисконтной карты для всего ТРЦ добиться лояльного отношения покупателей. Но это еще не все. Состав арендаторов торгово развлекательных центров должен меняться, обдуманная ротация позволит создать тот пул арендаторов, который будет действительно интересен жителям и позволит удовлетворить запросы самого взыскательного клиента. Помимо этого сделать центр посещаемым помогут новые, еще не представленные в других ТРЦ товары и услуги и новые развлечения".

Время борьбы за клиента

По мнению московского эксперта, следом за сегодняшним ростом торговых площадей наступит новый этап — время борьбы за клиента. Но готовиться к нему стоит уже сегодня. "В торговых центрах должно быть предусмотрено удобство во всем, начиная от парковки и до чистоты зала. От разработки концепции зависит только половина успеха, доходным ТРЦ способно сделать грамотное управление, — настаивает Илья Афраймович. — При неграмотном управлении отток покупателей и арендаторов произойдет очень быстро. Рынок взрослеет и уже не прощает тех ошибок, что прощал раньше. Наша общая задача создать культуру потребления, При подготовке необходимо учесть все эти проекты, все технологии, чтобы проект был действительно интересным и нравился людям".

Торговый молл признается специалистами самым сложным объектом недвижимости, ведь ему необходимо производить впечатление и привлекать покупателей на протяжении длительного периода времени. Среди требований, которым должны отвечать современные торговые центры, компания Astera Oncor называет высокие потолки (небольшая высота полотков в помещении начинает давить на человека и уменьшает время, которое он захочет в таком помещении провести), большие размеры коридоров — связаны с тем, что глаза человека должны находиться в расслабленном состоянии, а это возможно только когда он смотрит в перспективу. Поэтому так популярны у создателей ТРЦ атриумы — помещения, в которых много света и пространства вызывает у человека положительные эмоции. В композиции атрума основной упор делается на вертикальные линии, они являются символом активности и стремления. Причем чем роскошнее молл, тем больше в его отделке должно применяться вертикальных линий. А чтобы покупатель не устал от однообразия, в объекте стараются соблюдать определенный ритм, чередование архитектурных форм и акцентов.

По особому организованным должно быть пространство торгового центра. Бутики размещаются не в том месте, где того захотел арендатор, а в определенном порядке — магазинам среднего класса выделается нижний уровень ТРЦ, роскошным и дорогим отводят верхние этажи. Масштаб зданий ТРЦ также выбирается не случайно, он будет совершенно разным для областных и городских центров. И главное, каждый из торговых центров должен иметь совершенно определенный художественный образ, выражающий его идею и позволяющий выделяться на фоне других объектов. По другому и быть не может, ритейлеры вынуждены создавать все более креативные концепции своих центров, чтобы привлекать потребителей. По словам президента компании Astera Oncor Джефри Кокс, "сегодня жизнь человека меняется, все это привело к появлению лайф стайл центров, куда люди приходят не только за покупками, но и для развлечений: покататься на коньках или роликах, сходить в кино или в ресторан, просто отдохнуть. Все это потребовало новых подходов к строительству и новых архитекторов, которые смогут эти идеи воплотить".

Татьяна Крупко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»