Большая вода большого Лисбоа | Архитектура Лиссабона

1882
14 марта 2008 г.
Архитектура и строительство

Существует множество версий происхождения названия португальской столицы. Согласно одним, Lisboa и Lisbon несут в себе упоминания имён легендарных основателей - Одиссея (Ulysse) и Цезаря (Julius), по другим название Лиссабон происходит от Agua Bona, что в переводе означает "хорошая вода". В этом есть скрытый и явный смысл, ведь город расположен у широкого эстуария при впадении реки Тежу (Тахо) в океанский залив. Сегодняшний Большой Лиссабон разбросан не только по семи холмам, но и на сотнях квадратных километрах окрестностей - большая вода одновременно и разъединяет части городской агломерации, и связывает их.

Агломерационализм

Тема создания крупных городских агломераций сегодня актуальна, как никогда. Современная цивилизация не только глобализируется, но и урбанизируется ускоренными темпами - всё большая часть населения перебирается в города, где концентрируются экономика, финансы, культура. Даже на краю Европы, в Португалии, экономика которой традиционно базируется на агроиндустрии и туризме, четверть всего населения страны проживает в Большом Лиссабоне. В последнее время в среде российских экономистов было принято равняться на темпы прироста португальской экономики и догонять по уровню жизни тамошнее население - далеко не самому высокому в странах Евросоюза стандарту. Отчего бы тогда не поискать аналогии в агломеративном устройстве португальской столицы и нашего краевого центра?

Лиссабон

Такие аналогии напрашиваются сами собой - и ландшафтно географические, и административно урбанистические. Во первых, Лиссабон и Красноярск роднит большая вода, только река Тежу впадает в океан, а Енисей "вытекает" из рукотворного моря. Обе обширные речные акватории делят города на части, через обе перекинуты мосты, связывающие городскую ткань в единое целое. Европейский опыт создания крупных городских агломераций полезен и применим в свете последних намерений краевых и федеральных властей свести Красноярск, города спутники Сосновоборск и Дивногорск, пригородные территории Емельяновского, Берёзовского и Манского районов в новое административное образование. О будущей Красноярской агломерации велась речь на недавнем

Экономическом форуме, где об опыте создания крупной городской агломерации рассказывал главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо Марин, а о неформальном индустриально экономическом образовании городов Уральского региона повествовал профессор архитектуры и член Общественной палаты Вячеслав Глазычев. Тема агломерации не просто рационалистична, но и на пике обсуждения.

Три источника и три составные части

Лиссабон - крупнейший и важнейший город Португалии, источники процветания которого -транспорт, индустрия и туризм. Продолжая аналогии между нашими городами, можно заметить, что это именно три кита, на которых планируется развитие красноярской агломерации.

Динамика прироста населения Лиссабона определяется весьма бурным развитием промышленности и туризма - в год здесь бывает около пятнадцати миллионов туристов! Так, в 1996 году в агломерации проживали 2,1 миллиона человек, к концу века - уже 2,3 миллиона, а сегодня Большой Лиссабон насчитывает под три миллиона жителей. Это столица и главный порт страны, промышленный центр, узел автомобильных и железных дорог, а также воздушного сообщения. Нефтехимические заводы, судоверфи и предприятия многих других отраслей образуют мощный промышленный комплекс, охватывающий пригороды, такие, как Амадора (140 тыс.), Баррейру (60 тыс.) и Алмада (23 тыс.) и другие.

Собственно сам Лиссабон состоял первоначально из трёх частей: Старого, или Восточного, города, Нижнего города и Нового, или Западного, города вместе с обширным районом Буэнуш Айриш. Позже, с конца девятнадцатого века, в состав города вошли западное предместье - Алкантара, Жункеера, Белен и Ажуда. Сам Лиссабон - город со сложившейся застройкой, внутри которого практически негде строить и ёмкость центра ограничена нынешней численностью населения - около шестисот тысяч человек. Пригороды с не менее очаровательной застройкой предшествующих веков - вроде Синтры, расположенной в 12 километрах от центра - также остановились в своём урбанистическом развитии.
Современной архитектурой застраиваются удалённые подступы к столице - старинный город словно обрамлён хай теком и постмодерном.

Рельеф и фигура

Лиссабон, как Рим и Москва, построен на семи холмах, хотя реально их можно насчитать пятнадцать. В принципе, и в Красноярске можно сыскать семь холмов - наши города роднит географический рельеф, но сильно различает климат. В португальской столице наличествуют все возможные водоемы: береговая полоса Атлантического океана, впадающая в него река Тежу и даже небольшое озеро. Тежу (Тахо) с ее дельтой делит страну на Север и Юг, а соединяет их величественного вида вантовый мост (имени Васко да Гама). Над городом реет огромная статуя Христа - такая же, как в Рио де Жанейро, но не на горе, а на высоком пьедестале. Чем метрополия хуже заморской колонии?!

Lisboa Antigua и старый Красноярск

Старый Лиссабон (Lisboa Antigua) очарователен сочетанием помпезных сооружений и узких средневековых улочек, взбирающихся на холмы. От старинной архитектуры португальской столицы веет чем то знакомым. Это и немудрено, ведь после землетрясения 1755 года Лиссабон отстраивался практически заново, а здания строившегося примерно в это же время Красноярска возводились по этим же калькам. Значительная разница в облицовке фасадов керамическими изразцами, но пропорции, формы и штукатурка принципиально те же, что можно видеть сегодня в историческом центре Красноярска.

Архитектурный облик Лиссабона в свое время определили вестготы, а потом стилизовали мавры, господствовавшие здесь почти четыреста лет. Многое в лиссабонском облике изменила природнее катастрофа - землетрясение, практически сровнявшая большую часть города с землёй. Отстроенные барочные здания в сочетании и с использованием мотива, заданного уцелевшими крепостными стенами замков, башенки соборов и дворцов, гармоничное слияние североевропейской и мавританской готики с пышным постренессансным искусством позволило искусствоведам выделить португальскую архитектуру в особый стиль - Мануэлино, названный в честь короля Мануэля I. В заморских территориях этот стиль нашёл отражение и преломление, снискав определение "колониальный". Если бродить по Лиссабону неспешно, создаётся ирреальное ощущение безвременья: узкие средневековые улочки с крутыми многоступенчатыми подъёмами населены, казалось бы, средневековыми горожанами - над головами колышется простиранное бельё, а признаки современной цивилизации вроде автомобилей, пластиковых окон и назойливой щитовой рекламы не просматриваются. Причём эти кварталы - отнюдь не трущобы, и следы былой роскоши отделки не стёрлись, а лишь подёрнулись тусклой патиной прошедших веков. Бродя по этим лабиринтам не ожившего, а продолжающего жизнь средневековья, тесного и малолюдного, неожиданно для себя вдруг открываешь пейзажные пространства с восхитительными силуэтами соборов, церквей и благородных в своей массивности зданий.

Башни, соборы и дворцы

Обязательной для осмотра достопримечательностью следует назвать сторожевую башню Белен, белеющую на берегу и возведённую в честь возвращения экспедиции Васко да Гама. "Вифлеемской башне" (так переводится её название) почти пятьсот лет, она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а служила не только сторожевой башней, но и маяком - воздвигнутая на пустынном берегу речного эстуария (места слияния реки Тежу с океаном), она видна издалека, а с неё просматриваются окрестности на многие километры.

Как и барселонский собор Святого семейства, не достроенный великим Гауди, и незавершенный парижский Нотр Дам, лиссабонский собор Девы Марии вот уже триста лет остается недостроенным. Это уже не стройка века, а целых трёх! Видимо, такое в природе романского духа. Но на этот долгострой, право же, стоит взглянуть. Впечатляет пантеон на холме района Маркиш Помбаль, не менее интересны церквушки на пути к главной площади столицы.

Лиссабон Лиссабон

Площадь Россиу с бронзовыми фонтанами и конной статуей короля конкистадора ошеломляет помпезным и монументальным видом - в португальской столице своя Красная площадь (россиу - значит красный). От неё в сторону залива ведёт улица, завершающаяся триумфальной аркой. Как во многих старинных городах Пиренейского полуострова, эта улица вымощена плиткой с выложенным ею и нигде более не воспроизводимым орнаментом - здесь это

витиеватая загогулина, напоминающая не то якорь, не то вензель венценосной особы. Пройдя сквозь проём триумфальной арки, "встроенной" между линиями смыкающихся фасадов, попадаешь к Королевскому дворцу с прилегающей Праса ду Коммерциу. От её грандиозных колоннад и портиков, словно берущих вас в каре, захватывает дух - ведь из затенённых уличных пространств попадаешь на залитую солнцем площадь с белокаменным обрамлением. Здесь высится конная статуя короля, а вообще по композиции всё сильно напоминает Дворцовую площадь перед Зимним дворцом в Питере. Перейдя оживлённую магистраль, бегущую вдоль берега, попадаешь к речному вокзалу, откуда по заливу на морских трамвайчиках удобно добираться до пригородов, образующих агломерацию Большого Лисбоа. Над всей обширной панорамой реет с высоты пьедестала гигантская статуя Христа в форме креста?

Азулежу на берегах тежу

Одной из особенностей лиссабонской архитектуры считается использование в отделке керамических изразцов - азулежу (azulejo). Это название - производное от арабского zulej, что в переводе означает "полированный камень", а их производство стало массовым с шестнадцатого века. Зазвучавшее в арабском слове "азуль" в португальском обозначает голубой цвет, да и большая часть азулежу расцвечена в бело синюю гамму (как гжель или севрский фарфор). Сине голубой диколор португальцы позаимствовали в Поднебесной, фарфор из которой привозился на каравеллах под флагами Испании и Португалии. Азулежная техника очень тесно переплетена с мореплаванием: изначально в Португалии изразцами отделывались интерьеры, а мода выводить азулежные орнаменты на фасады вернулась из заморской Португалии, как тогда называли Бразилию. Так что азулежу наружу - это здоровый бразильский вкус.

Огромные картины, сложенные из изразцов, украшают церкви, вокзалы и входы в жилые дома. Они изображают пейзажи, морские сражения, жития святых, представляют удачно сложившиеся частные судьбы и даже любовные истории. В нынешнем Лиссабоне есть две фабрики, где азулежу - узорчатую кафельную плитку разных цветов - изготовляют традиционным способом. Ими торгуют в сувенирных лавках, обрамлёнными в пробку и просто изразцами с переводными картинками и ручной росписью - лучшего овеществлённого воспоминания о Лиссабоне не придумаешь.

Реки и мосты

Тежу, конечно, по полноводности и мощи не сравниться с Енисеем, но ширина его эстуария довольно внушительна, а через его акваторию наведён мост. Как и многое прочее строительное великолепие и грандиозность Португалии, ультрасовременный вантовый мост через залив, в который впадает река Тежу, поименован в честь Васко да Гама. Это один из грандиознейших мостов современности, во всяком случае, это одно из крупнейших сооружений Южной Европы.

Общая протяженность перехода составляет 17,2, в том числе мостовых конструкций - 12,3 километра. Общая длина северного и южного подъездов, а также развязок составляет около четырёх километров. Ширина пролетов около 30 метров с тремя полосами движения в каждом направлении, а высота пилонов достигает ста метров (сваи внедрены ещё на полсотни метров в глубину). Поскольку португальская столица находится в сейсмически небезопасной зоне, элементы конструкции моста рассчитаны на долговечность в 120 лет. Тендер на строительство моста выиграли французы, которые возвели его в короткие сроки - всего за 44 месяца, а общая стоимость составила около миллиарда долларов. Сравнительно отсталой Португалии такая задача была бы не под силу, поэтому мост строили вскладчину.

Лиссабон Лиссабон

Финансировали проект Фонд Евросоюза (35%) и Европейский инвестиционный банк (33%). Остальное составили займы, пожертвования населения и участие самих мостостроителей - консорциума "Lusoponte". Чтобы мост окупился, въезд на него сделали платным до вступления страны в Евросоюз тариф составлял 350 эскудо, а сейчас при съезде и въезде с трассы с вас возьмут 33 евро, вне зависимости от того, прокатились ли вы просто по мосту или колесили по всей трассе неделю. В португальскую столицу ведут и бесплатные дороги, но они заметно хуже качеством и трудно обнаруживаемы. Наверное, спрятаны с глаз долой - надо же новый мост окупать. А может, прежний тускнеет рядом с ним. Однако не всё старинное тускло и невзрачно?

Такие разные трамваи

Нас трамваями, казалось бы, удивить трудно. Ан нет, лиссабонские железяки отличаются и габитусом, и крутизной подъёмов. Лязгу и скрежету от них тоже, кажется, исходит гораздо меньше, а брусчатка, объемлющая рельсы, не так раздолбана вибрацией. Может (и скорее всего), климат сказывается?

Трамваи здесь следуют неспешно, пересекая живописнейшие кварталы старого города, взбираясь на некоторых участках в гору под углом почти в 30°. Ко всему прочему, именно трамваем пользуются далёкие от суеты пожилые горожане, потому вы одновременно сможете ознакомиться с достопримечательностями города и познакомиться с его типичными обитателями. В старом Лиссабоне, расположенном на холмах, улочки вымощены грубым булыжником, а потому длительная прогулка на каблуках или в модельной обуви сопряжена с физическими мучениями - лучше обуть ноги в кроссовки или удобную обувь на сплошной подошве. К услугам спешащих и деловитых имеется метрополитен, а торопливым туристам предлагают автобусные экскурсии по городу. Ещё удобнее - прокатиться по городу на трамвае?

Горький сейсмический опыт

Португальская столица находится в вершине треугольника Азоро Канарской тектонической плиты, а потому сейсмические риски здесь не пустой звук. Катастрофическое землетрясение, приключившееся в День всех святых, 1 ноября 1755 года, в течение пяти минут практически разрушило весь город до основания. Уцелели лишь несколько исторический зданий, в их числе Вифлеемская башня на берегу залива, возведённая в 1512 году. Все остальные сооружения были восстановлены под умелым руководством маркиза де Помбаля в течение всего нескольких лет. Именем Маркиш Помбаль назван один из красивейших районов центра португальской столицы.

Памятуя о сейсмических напастях, лиссабонские градостроители не рвались ввысь, и сегодняшний город не слишком выдаётся силуэтом по вертикали - карабкается приземистой застройкой по холмам. Это тоже полезный для нас опыт сейсмической предосторожности?

В преддверии экспо

Как и все прочие крупные города мира, Лиссабон живет и развивается, вовлекая в своё тело очень разнообразную архитектуру - от средневековых кварталов до ультрасовременных сооружений для Всемирной выставки ЭКСПО-98. Ткань городской застройки была сильно порвана масштабным землетрясением, но впоследствии умело заштопана барочными кварталами домов зажиточных горожан. В Лиссабоне много церквей, монастырей, красивых старинных особняков в стиле барокко и рокайль, музеев, парков. Довязывается азулежное кружево исторического центра современными сооружениями - супермостами, стадионами и прочей грандиозной архитектурой. Здесь же расположен крупнейший океанариум.

Вне всякого сомнения, опыт застройки лиссабонской агломерации, с бережным отношением к старине и одновременным развитием современной урбанистики весьма полезен для нашего города. Тем более, совсем недавно озвучены планы проведения в Красноярске Всемирной выставки ЭКСПО 2020. Амбиции вполне здоровые и осуществимые, да и земля круглая - как тут не вспомнить, что на Всемирной выставке 1900 года в Париже наш железнодорожный мост через Енисей в составе Транссиба поделил золото с Эйфелевой башней. Мост, к сожалению, не сохранился, но картинки с выставки вечны?

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»