Designформация: инструкция к взаимодействию | Дизайн интерьера

Обретя жилище, редко кто останавливается на достигнутом. Как правило, счастливый его обладатель намеревается сделать своё счастье ещё более полным - то есть красивым, удобным, актуально звучащим. Без профессионального дизайнера тут не обойтись. Чем руководствоваться в выборе специалиста и как выстраивать взаимоотношения с ним, чтобы не разочароваться в результате и получить интерьер вашей мечты, не затратив лишних денег, времени и нервов?

Рекомендация первая - рекомендательная

Хорошие дизайнеры на дороге не валяются, и вряд ли стоит искать предложение в газетных объявлениях. Как правило, к дизайнеру обращаются по рекомендации знакомых, довольных выполненными проектами. Именно так делается доброе имя, а людская молва эффективнее всякой рекламы. По словам Евгения Патрушева, подавляющее большинство заказчиков фирмы ссылается на знакомство с кем то из бывших клиентов. Такая же картина складывается и у других известных красноярских интерьерщиков.

Если некому посоветовать вам "проверенного" на собственном опыте дизайнера, полистайте специализированные журналы. В некоторых из них показываются и описываются выполненные ими работы достаточно подробно для того, чтобы составить общее впечатление.

Дизайнерский интерьер - это тоже товар, но штучный и сугубо индивидуальный, а потому, как любое произведение "от кутюр" или как минимум "прет а порте", не может стоить дёшево. Малость запросов дизайнера может означать одно из двух. Либо дизайнер всё равно возьмёт своё - для этого существует масса приёмов, взять хотя бы практику откатов от дистрибьюторов отделочных материалов, мебели, аксессуаров. В таком случае комплектация интерьера будет вестись исходя не из тех качеств продукции, которые лучше всего подойдут для воплощения вашей мечты, а из ассортиментного ряда "партнёров" такого "экономичного" дизайнера. При этом, по словам Юрия Казука, специалист по интерьеру всегда сможет убедить клиента в том, почему необходима та или иная марка обоев, именно эта люстра, и никак нельзя обойтись без такой вазы. Спорить тут бесполезно: дизайнер найдёт тысячу аргументов, чтобы убедить заказчика в своей правоте. Однако порядочный не станет этого делать - он попросту вывесит честный ценник на свои услуги.

Другая причина - излишняя скромность, граничащая с неуверенностью, но что за художник без амбиций?! И не полнейшее ли отсутствие клиентуры заставляет его демпинговать? Может быть, конечно, это начинающий гений, но стоит ли проверять это на собственном интерьере?

Архитекторы, специализирующиеся на интерьере, работают с разными целевыми аудиториями. Среди них можно найти дизайнеров и премиум , и эконом класса. Однако стоимость разработки проекта менее тысячи рублей за квадратный метр должна наводить на мысль - а стоит ли?

Впрочем, само по себе то, что дизайнер запрашивает высокую цену за свои услуги, далеко не всегда указывает на его мастерство. Как и во всяком деле, в дизайне интерьеров немало саморекламщиков, слывущих, тем не менее, "модными штучками". Чтобы не попасть в гламурную засаду, а впоследствии и впросак, см. пункт второй.

Место встречи красит человека

Стоит насторожиться, если потенциальный дизайнер назначает вам встречу в баре, кафе, ресторане. Для первой встречи - знакомства это, может быть, и нормально, особенно если вы уже видели его работы, но в принципе обсуждение должно проходить в рабочей обстановке - в офисе, где вы сможете детально ознакомиться с предыдущими проектами (кстати, проект - это не просто картинка, а толстый альбом чертежей), полистать портфолио, каталоги, посмотреть образцы материалов, проникнуться деловой атмосферой.

Дизайнерское красноречие похвально, если не оборачивается пустым краснобайством. Если эффектная девушка или импозантный молодой человек много и красиво говорит, жестикулирует и кокетничает, то это внушает определённые подозрения. Некоторые высокопрофессиональные дизайнеры весьма сдержанны, предпочитают эмоциям цифры и термины, а словам - дела. Иногда лучше удалиться под предлогом необходимости поразмыслить - и, уверенным движением головы стряхнув лапшу с ушей, пойти поискать другого, не столь красно и велеречивого мастера?

Нарочито деловитая атмосфера шикарного офиса тоже не исчерпывающая гарантия мастерства. В нём всё должно быть функционально и рационально, без излишеств. Излишний пафос должен насторожить, ведь вся эта роскошь оплачивается вами и другими клиентами. Стоит ли переплачивать за "фантики", блестящую и, по большому счёту, ненужную упаковку так же, как и за громкое имя, бренд? И как определить, где реальная стоимость проекта, а где - имиджевая составляющая затрат?

К сожалению, узнать это наперёд и наверняка не всегда представляется возможным. Что тут посоветуешь? Постарайтесь критически отнестись ко всему, что увидите и услышите, прислушайтесь к голосу интуиции.

Место встречи красит человека Место встречи красит человека

Интерьерный триумвират

В деле дизайна интерьера один в поле не воин. Как отмечает Юрий Казук, это творчество коллективное, и в будущем триумфе задействованы как минимум три специалиста: архитектор, дизайнер и декоратор.

Архитектор перекраивает пространство квартиры, разрабатывает объёмно планировочное решение, дизайнер подчиняет его общей идее, скрывая недостатки и подчёркивая достоинства замкнутого помещения визуальными и материальными средствами. Декоратору отводится важная роль довести выполненный проект до совершенства путём внесения ярких, но вместе с тем гармоничных штрихов и акцентов. Главный в триаде всегда архитектор, и только ему под силу свести воедино элементы дизайна и декора, ведь архитектура сама по себе - это синтез искусств.

Проработка ведётся от общего к частному - от решения пространства к деталям, но никак не наоборот. Глупо подбирать костюм под носовой платок или запонки, хотя, как отмечает Юрий Казук, на идею для создания качественного интерьера дизайнера может натолкнуть и необычная форма дверной ручки?

Вот так начинающийся с кончика отточенного карандаша проект завершается и оттачивается усилиями целого творческого содружества. Конечно, все три специальности может соединить в себе одна творческая личность, но работать над проектом в одиночку намного дольше, чем втроём.
Впрочем, коллектив - ещё не всё. Для работы специалистам потребуются не только карандаши, но и дорогостоящее оборудование, лицензионное программное обеспечение.

Постоянный диалог

Дизайн проект интерьера не может быть монологом по определению. Его разработка не может проходить иначе, как в режиме диалога с заказчиком - ведь именно ему предстоит обитать в продукте творчества и сотворчества. Потому заказчик выступает своего рода соавтором проекта, одобряя или корректируя дизайнерские решения - ведь ему с этим жить. Этот диалог не должен быть диктатом ни одной из сторон, он должен носить конструктивный характер. Категоричность, как известно, - признак ограниченности, а в ограниченном пространстве квартиры она вообще неуместна. Опытный дизайнер не будет чересчур жёстко стоять на своём, но и не отдаст всё на откуп фантазии клиента. Он учтёт все пожелания заказчика, какими бы они ни были противоречивыми, и сумеет создать цельную картину. По словам Виталия Виинапуу, такое умение - один из критериев профессионализма.

Дизайн - искусство возможного, ведь порой и финансовые возможности клиента далеко не безграничны. Всегда можно найти компромисс между художественным замыслом и материальными ограничениями - по мнению Юрия Казука, в этом и состоит мастерство дизайнера.

Удобство прежде всего

Направленный на преобразование жилой среды, дизайн проект просто обязан начинаться с обмера помещения. На предварительном этапе вполне достаточно инвентаризационного паспорта БТИ, но для того, чтобы непосредственно приступить к разработке проекта, выезд, так сказать, на пленэр, на объект - обязателен.

Пространство должно быть функциональным - никакого искусства ради искусства, никакой бесполезной декоративности. Обилие аксессуаров и безделушек не должно заслонять пространственного решения, а всё предметное наполнение обязано подчиняться ему. И это плохой дизайн, если на супермодном диване перед телевизором нельзя расслабиться, а о кованую загогулину можно порвать одежду.

Все составляющие дизайн проекта - планировочные решения, отделка, меблировка - должны гармонично дополнять друг друга в стремлении к максимальному комфорту. Прощупав пространство, дизайнеры сразу продумывают мебель. С цветом, светом и аксессуарами можно поиграть: это вещи и предметы важные, но не первостепенные.

Как правило, дизайнер подсказывает, где и какие материалы можно приобрести или заказать, рекомендует исполнителей и уж обязательно - прослеживает выполнение своего проекта. Ведь далеко не всякий строитель отделочник умеет читать чертежи, и многие из них склонны упрощать дизайнерские задумки до полного безобразия. Во сколько обойдётся материализация интерьера квартиры вашей мечты - это вопрос вашей целеустремлённости и материального состояния. В крайнем случае, мечта сбывается постепенно, а желанный интерьер дополняется поэтапно - в рассрочку.

По заданной дизайнером канве обитатель интерьера сможет впоследствии вышивать свой узор, дополняя своё жилище милыми сердцу вещицами. По мнению Евгения Патрушева, правильно разработанный проект нельзя испортить, он сам подсказывает допустимые изменения и в каком то смысле эстетически воспитывает. Но не дидактически, а в неге и комфорте.

Ещё один критерий, свидетельствующий о грамотности разработки и качестве исполнения интерьера, по словам Виталия Виинапуу, заключается в том, что он повышает ценность квартиры не только в эстетическом и художественном плане, но и буквально - её рыночная стоимость как объекта недвижимости существенно увеличивается.

Скоро сказка сказывается

Да не скоро дело делается? В среднем разработка дизайн проекта требует от трёх недель до двух месяцев, а материальное воплощение замысла - ещё месяцев семь-девять. В общем, почти как выносить ребёнка. Как и дитя, дизайн проект всегда выстрадан и любим. В идеале, конечно?

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»