Предновогодний совет | Архитектурные проекты

К концу календарного года принято подводить итоги и довершать дела. Именно так выходит с работой градостроительного совета: два вопроса декабрьского заседания значились в повестке дня предыдущих, ноябрьских слушаний.

Не только ввысь, но и вширь

Проект 19 этажного офисного здания с подземной парковкой в районе издательства "Офсет" и фитнес клуба "Экселент" рассматривался на предыдущем заседании градостроительного совета. Напомним, что заказчиком выступило ООО "Сибирский двор", а разработчиком - институт "Сибаэропроект". Здание с двухэтажной подземной парковкой на 125 машин и завершением переменной этажности (18 и 19 этажей), ресторанами в первом и верхнем уровнях рассчитано на 600 офисных работников.

После уточнения его увязки с транспортной схемой на этом напряжённом участке города он был представлен аудитории повторно. Проект был дополнительно согласован со специалистами института "Красноярскгражданпроект" и никакого дополнительного напряжения в транспортную ситуацию ни сейчас, ни в будущем (в связи запланированным поблизости строительством двухуровневых эстакадных развязок) не вносит.

Докладчиками были учтены все предыдущие пожелания и кроме представления подробного участка генплана были показаны картинки видов здания в разных ракурсах и в привязке к сложившемуся силуэту района.

Проект и его подача были практически безупречны, и вся проблематика обсуждения касалась сложности этого транспортно напряжённого района. Этот участок с привязываемыми к нему проектами рассматривался уже не раз, а потому желание решить его судьбу комплексно и навсегда было особенно сильно. Перспектива перепрофилирования соседнего издательского комплекса в торгово развлекательный выводит проблему с парковочными площадями на первый план. Прозвучало предложение заказчику офисной высотки обратиться с запросом в горархитектуру об освоении смежного куска земли и организации здесь дополнительной надземно подземной парковки. Представитель заказчика и разработчик проекта уверили, что это уже сделано, но на оформление согласований уйдёт много времени, а к строительству здания планируется приступить уже весной.

Решение всей территории в комплексе позволило бы выполнить застройку в едином стиле и единым заказчиком - тем самым окончательно завершить оформление квартала. Скорее всего, так и будет - заказчику с проектировщиком предстоит осваивать пространство не только ввысь, но и вширь.
Небольшие замечания, касающиеся озеленения территории, и предложения "поиграть" формой вертикального завершения будут учтены перед началом строительства. В этом Светлана Кайль успешна: красующийся по соседству фитнес центр "Экселент" - её рук дело.

Проект 19 этажного офисного здания с подземной парковкой

Трио в пикселях

Проект торгового комплекса в микрорайоне Северный, в пересечении улиц 9 Мая и Водопьянова, также перекочевал в повестку дня с прошлого заседания совета. В прошлый раз его не рассматривали ввиду недостаточно подготовленной подачи и цейтнота. Проект выполнен "Студией Z", а представил его автор - Роман Волошко.

На этот раз подача была обильно иллюстрированной, по выражению одного из присутствующих, - журнальной. Глянец подачи выражался в смоделированных цветных видах ночных фасадов - в ущерб традиционным прорисовкам генплана.

Участок застраиваемой территории - 2,6 гектара, сумма площадей составит 40 тысяч квадратных метров, из них чисто торговых - две с половиной. Назначение зданий - торгово офисное в соотношении 7:3, а высотная доминанта составляет шесть этажей. За основу проектирования взяты одинаковые модули, сочетаемые таким образом, чтобы они не выглядели "коробочками". Пластическое решение такое, чтобы при движении по улице 9 Мая эти составляющие раскрывались одна за другой. Комплекс спроектирован в трёх частях, каждый из корпусов имеет общую площадь около семи тысяч метров - большая требует дополнительного противопожарного оборудования. Здания расставлены подковой, а образованный ими внутренний двор предназначен для загрузки покупок в запаркованные автомобили и погрузо разгрузочных работ магазинов. Въезд выезд запланирован внутрь "подковы", также имеется несколько подъездов в подземную парковку.

Новаторский подход состоит в том, что корпуса поставлены "спинкой внутрь", а фасады представляют сплошную стеклянную стену, за которой видны эскалаторы, лестничные марши и свободные пространства, связывающие все уровни здания в единый объём. Кроме того, стеклянная поверхность фасадной линии будет оформлена цветными прямоугольниками - пикселями, или, возможно - рекламными модулями. Такое "пиксельное" оформление вполне в духе времени и оригинально выглядит.

Необычным выглядит и решение проблемы парковки автомобилей. Подземную стоянку можно назвать избыточной - площадь единой для комплекса зданий подземной парковки - 20 тысяч метров! Она рассчитана на 700 машино мест (по 350 на нулевом и минус первом уровнях) и сможет удовлетворять транспортным запросам не только торгового комплекса, но и окрестных кварталов.

Проект гармонично вписан в силуэт района. Корпуса малой этажности по соседству с возводимыми жилыми шестнадцатиэтажками создают многоплановость пространственного решения. Члены градсовета отметили грамотность и оригинальность исполнения проекта. Замечания прозвучали в отношении запутанности внутридворовой логистики - каким образом будут разведены товарно складские помещения и покупательские потоки. Прозвучала и досада (не в адрес проектировщиков) на непоследовательность в градостроительном решении этого участка: ранее он предназначался под сквер, затем - под общественный центр. Теперь будет построен ещё один торговый комплекс, которых в Северном уже немало в отличие от рекреационных зон.

Проект был в целом одобрен советом с замечаниями касательно градостроительных связей в этом микрорайоне. Они будут учтены в рабочем порядке, в ходе доработки проекта.

Власти и советы

Аудиторией высказывалось недоумение, почему на заседаниях градостроительного совета не присутствуют чиновники городской администрации и разрешительных служб - транспортники, пожарные, экологи и санитары. Эта тема возникает всякий раз, ведь это не просто дискуссия в профессиональной архитектурной среде, а обсуждение того, что будет строиться в городе, экспертами в области зодчества, но и комплексной организации жизни мегаполиса в целом. Присутствие представителей экспертизы и руководителей отделов мэрии позволило бы сократить сроки согласований и оптимизировать градостроительную работу.

Кто определяет, что и где строить в городе? Почему транспортную проблему и пути её решения должны предвидеть и предлагать способы её разрешения не транспортники, а архитекторы? Где предусмотренный генпланом баланс жилых, торговых и инфраструктурных составляющих? Пока получается, что инициатива строительства исходит не от властей, а от фирм застройщиков и инвесторов, вкладывающих деньги в коммерческую недвижимость. Опять же, какова роль, отводимая градостроительному совету - просто консультативная и рекомендательная? Вопросы без ответов - о смысле градсоветов. Вот такие мысли приходят под конец года, в декабре?

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»