Очень важные фигуры | Городская скульптура

Городская скульптура выступает очень важным дополнением архитектуры и неотъемлемой составляющей благоустройства городского пространства. Причём ценность ваяния не утилитарная, а воспитательноэстетическая. Эта славная разновидность пластических искусств представлена и на красноярских улицах - появление новых фигур находит живой отклик горожан и оживлённо обсуждается культурной общественностью.

Городская скульптура Красноярска и её роль в формировании среды обсуждалась участниками "круглого стола", тема которого звучала как "Скульптура в городском пространстве". В дискуссии принимали участие руководители и представители творческих союзов (художников, архитекторов, дизайнеров), красноярские скульпторы и зодчие, заинтересованные бизнесмены и неравнодушная общественность. Городские власти "круглый стол" не почтили непосредственным присутствием. Выступающими предлагалось восстановить то хорошее, что существовало в советские времена - в частности, должность главного художника города и создание художественного совета, в котором были бы представлены все творческие союзы и с профессиональным мнением которого муниципальные власти вынуждены будут считаться. В компетенции такого совета должно быть определение и рекомендации по увековечеванию памяти знаменитых земляков, событий и явлений, но главное - в эстетически выверенной и не противоречащей общей гармонии форме.

Прозвучало определение города как "территории, покрытой деньгами" - но весьма неравномерно, отчего центр и окраины по уровню благоустройства, в том числе пластического оформления весьма различаются. В городе нет чёткой программы, кого и что запечатлевать в камне и металле на городских улицах. Монументальное творчество носит случайный, нередко частный, а иной раз и волюнтаристский характер - вознамерившийся воздвигнуть изваяние бизнесмен исходит из своих соображений и состояния, но не общепринятых эстетических критериев. Так зачастую поступают и чиновники - оттого в городе уже под две сотни фонтанно скульптурных композиций, но интересны из них лишь немногие. В связи с этим профессионалы предлагают не только согласовывать с администрацией эскизы будущих скульптур, но и предварительно проводить конкурсы на лучший вариант.

Городская скульптура

Многие вспоминали про воспитательную роль городской среды: что ребёнок видит сызмальства, то он и будет воспроизводить, повзрослев. А потому "простолюдинские" и подчас скабрезные изваяния, созданные из озорных побуждений (вроде пьяного мужика с собачкой возле одного из банков), - не просто хулиганство, а символы, закрепляющие в сознании обывателя это "свойство русского человека", не самое лучшее, между прочим. Стоит ли после такого культурно скульптурного воспитания сетовать на русский менталитет?

Смысл подобных "круглых столов" - инициировать работу групп заинтересованных граждан, которые обращаются затем с законодательной инициативой к избранным в горсовет депутатам о том, чтобы воздвижение изваяний регламентировалось профессиональным архитектурно художественным советом. Чтобы при смене мэра или его зама по культуре не требовалось начинать всё сначала. Сизифов труд не облагораживал даже самого Сизифа?

Скульптура несёт в себе не только духовный заряд, но и требует конкретного материального воплощения, подтверждённого в числе прочего и деньгами. Такое единение изобразительных средств с финансовыми также должно быть гармоничным. Поэтому желание капитал имущих необходимо направлять эстетически и исторически, а затем фиксировать руками властей предержащих. Так, за "круглым столом" представитель банковского бизнеса озвучил идею создания памятника изымаемой из обращения 10 рублёвой купюры с достопримечательностями Красноярска. Инициатива весьма популистская, но почему бы и нет. Пока конкурс на проект проводился "в народе", а в будущем банк планирует привлечь к участию в нём профессионалов. Появится ли памятник десятке, в каком виде и где (предположительно - на набережной у речного вокзала) - вопрос времени. Будет ли это монумент в бетоне или цветочная клумба, также пока неведомо. Поживём - увидим?

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский Дом»