Современное жилье или перегруженные комплексы

Интересный дом в интересном месте

Облик города формируется отнюдь не гигантскими «стройками века» – по крайней мере, не только ими. Он складывается постепенно, день за днем, месяц за месяцем, дом за домом. Поэтому у градостроительного совета никогда не кончаются темы для обсуждений. Учитывая, что в последнее время количество жилых и торгово-офисных комплексов растет, работы у совета только прибавляется.

 Интересный дом в интересном месте

Первым на прошедшем первого июня градостроительном совете рассматривался комплекс жилых домов в Советском районе, в квартале ВЦ-5а жилого массива «Аэропорт». Компания «Монолитинвест» на этом участке собирается построить два симметричных десятиэтажных монолитно-кирпичных дома, как бы «отраженных» друг в друге. Комплекс отличает интересная архитектура – одновременно классическая, что подчеркивается симметричностью объемно-планировочного решения, и по-современному динамичная, яркая. Динамику подчеркивают выступающие эркеры – части внутреннего объема здания, выходящие из плоскости фасада. На этот же эффект «работает» выступающий верхний этаж, как бы накрывающий весь объем здания. По словам Александра Добролюбова, главного архитектора проекта, именно монолитная технология позволяет реализовывать такие пластичные решения. Кстати, все стены комплекса – и внутренние, и внешние – будут закрыты навесными вентилируемыми фасадами. Исключение составят только первые этажи, которые будут покрыты жесткой облицовкой – «антивандальный» вариант.

Пожалуй, один из главных козырей запроектированного жилого комплекса – двухэтажные жилые парковки под каждым домом, на 266 автомобилей каждая. То есть парковочных мест будет примерно на 20% больше, чем квартир! К сожалению, для Красноярска такая ситуация пока – большая редкость. Причем спуститься в подземные паркинги можно будет, не выходя на улицу – прямо на лифте или по лестничной клетке. Предусмотрены и надземные парковочные места (числом около девяноста), для работников и посетителей офисов, которые разместятся в первых двух этажах домов. Архитекторы отметили логичность и высокое качество проекта и практически без дискуссий утвердили его. Учитывая, что все технические условия на подключения к инженерным сетям «Монолитинвест» уже получил, нет сомнений в том, что этот изящный и солидный жилой комплекс украсит наш город уже в ближайшем будущем.

Полгектара функций

Ратушняк Андрей Михайлович

Андрей Михайлович Ратушняк Проектное бюро Ратущняка

Следующим пунктом повестки дня было рассмотрение проекта строительства на пересечении улиц Маерчака и Лиды Прушинской «торгово-офисного и гостиничного комплекса с подземным гаражом-стоянкой». Такое обилие функций в одном строении сразу насторожило многих членов Градостроительного совета.

С архитектурной точки зрения проект здания, представленный Андреем Ратушняком, весьма интересен. Сочетание нескольких объемов – плоского 16-этажного гостиничного блока и закругленной восьмиэтажной офисной части, объединенных двух-трехэтажным «торговым» стилобатом, и «провала» между ними рождает ощущение новизны и необычности. Предполагалось, что комплекс будет хорошо просматриваться с улиц Новосибирской и Копылова, создавая карту высотных доминант этой части города. Безусловно, по сравнению с «ветхим частным жилым фондом», который находится сейчас на этом участке, комплекс был бы просто «архитектурным прорывом». Однако архитекторов смутило соотношение масштабов объекта и объемов предоставленного участка. Шутка ли – на площадку в 4800 кв. м (это меньше половины гектара) планируется «посадить» 47600 кв. м площадей четырех различных функций! А ведь каждая такая функция требует особой организации транспортных и человеческих потоков и, кроме того, создает дополнительную нагрузку на окружающее пространство, которое уже и сейчас перегружено. Улицы вокруг узкие, а людей и машин из-за расположенных рядом офисных зданий и учебных заведений очень много.

Авторы проекта предполагали решить проблему нехватки парковочных мест за счет трехуровневой подземной стоянки. Однако, учитывая, что в комплексе должно быть порядка 10 тысяч кв. м торговых площадей, в данном случае подземная парковка не станет панацеей. Человек, приехавший в магазин, вряд ли будет ставить машину «на три этажа вниз», да еще и за деньги.

В итоге проект был отправлен на доработку. Как отметил главный архитектор города Аркадий Супоницкий, «архитектурное решение – замысловатое, оригинальное, интересное, но в существующую градостроительную ситуацию оно, к сожалению, не вписывается, в силу того, что функция для этого пространства слишком велика». Доработанный проект градостроительный совет рассмотрит повторно.

Вадим ГУСЕЛЬНИКОВ

Источник: Журнал «Сибирский Дом»