Автоматический швейцар

640
08 мая 2007 г.
Архитектура и строительство

Представьте, что вы подъезжаете к воротам дома под проливным дождем. Не выходя из машины, нажимаете на кнопку небольшого пульта, и ворота гостеприимно распахиваются, нажимаете другую кнопку, и ворота гаража послушно поднимаются. Автоматика избавила вас от необходимости идти отпирать ворота под проливным дождем и по грязи.

Сейчас существует огромный выбор надежного и функционального оборудования, которое сможет обеспечить автоматизацию ваших ворот за разумные деньги. Автоматические ворота приносят удобство и комфорт. Часто они являются неотъемлемой частью все более популярных в последнее время «умных» домов. Для того чтобы ворота открывались и закрывались автоматически, их снабжают электроприводом с дистанционным управлением. Фирмы, работающие на строительном рынке, предлагают большой спектр этих устройств. На выбор модели влияет много факторов: конструкция и размеры объекта, условия эксплуатации и даже климат.

Автоматика для ворот широко представлена на российском рынке. В основном это продукция итальянских компаний CAME, BFT, NICE, GENIUS, SEA, FAAC, Roger Technology и немецкой фирмы MARANTEC. Обычно в комплект оборудования входит необходимое количество электроприводов и блок управления. Но могут быть и средства дистанционного управления: радиоприемник, два брелка, а также система безопасности, состоящая из фотоэлементов и мигающей лампы. Цена автоматических устройств обычно составляет 20–30 % от общей стоимости ворот.

В прошлом номере мы писали о типах секционных ворот, которые являются самыми удобными и современными. Теперь мы расскажем о приводах для секционных ворот.

Приводы для секционных ворот

В большинстве современных коттеджей установлены секционные ворота. Они поднимаются вверх, складываясь гармошкой, занимают мало пространства. Конструкционные преимущества и отличные теплоизоляционные свойства помогли им завоевать огромную популярность у владельцев гаражей и частных домов. Благодаря удачному внешнему виду такие ворота гармонируют с общим архитектурным обликом здания. Торсионная пружина, входящая в состав конструкции, позволяет скомпенсировать вес створки-гармошки, что дает возможность легко поднимать и опускать ее вручную. Но отчего бы не использовать преимущества автоматизации?

Автоматика и механизмы движения секционных ворот имеют, пожалуй, самое сложное устройство. Применяемые в них электроприводы бывают потолочного и бокового размещения.

Устройство первого типа хорошо подходит для ворот частных гаражей. Оно состоит из корпуса, где размещены направляющий профиль, мотор-редуктор и электронный блок управления. Привод монтируют на потолке в глубине гаража, чтобы не препятствовать ходу ворот. Тяговое усилие от него передается через рычаг на верхнюю дверную панель, и ее секции, изгибаясь под углом, уходят под потолок. Для открывания ворот вручную предусмотрен механизм отключения автоматики. Если в помещении нет отдельного запасного входа, стоит установить аварийный разблокиратор, позволяющий открывать ворота снаружи при обесточивании.

Если у вас просторный гараж с массивными воротами, то лучше выбрать автоматический (иначе, осевой) электропривод бокового размещения. Устройство включает в свой состав корпус, мощный электродвигатель и массивный редуктор. Привод устанавливают либо непосредственно на вал секционных ворот со стороны левого или правого барабанов, либо рядом с ним, передавая вращающий момент через звездочку и цепь. Такой механизм имеет существенный недостаток. Осевой привод не фиксирует полотно секционных ворот в закрытом состоянии, и, если нет дополнительных замков, «дверь» можно поднять за нижний край.

Как выбирать?

Выбрать подходящую модель электропривода — непростая задача. Необходимо учесть конструкцию, размер и массу створки, геометрию и размеры неподвижных опорных частей, а также то, насколько интенсивно собираются использовать ворота, и др.

Мощность механизма для конструкций нужно выбирать в зависимости от качества петель, направляющих роликов и т. д. Нагрузку на будущий привод определяет предполагаемая интенсивность использования. Производители определяют это понятие по-разному: одни отмечают в документации среднее число циклов работы в день, в час, другие — число циклов наработки на отказ и т. д. Хотя существует обобщенная классификация электроприводов, которой придерживаются все производители. Так, существуют устройства для частного, общего и индустриального применения. Первые рассчитаны на интенсивность использования около 20 циклов в день, вторые предназначены для автоматизации ворот общего назначения с низкой интенсивностью эксплуатации в течение дня и фиксированной по времени пиковой интенсивностью (выезд машин с утра и заезд вечером). Например, это может быть автостоянка или прилегающая территория многоквартирного дома. Приводы индустриального применения рассчитаны на управление большими и тяжелыми воротами с высокой интенсивностью эксплуатации — 100–300 и более циклов в день. Разумеется, для гаража частного дома подходит привод, предназначенный для частного использования.

Пульт для ворот

Электронные блоки управления для приводов позволяют регулировать скорости открывания и закрывания ворот, точки открывания и закрывания, замедление в начале и конце цикла движения ворот, а также определяют тайм-аут для режима автоматического закрывания. Встроенная система безопасности контролирует токопотребление и мгновенно останавливает либо изменяет направление движения полотна ворот, как только они натолкнутся на препятствие. Устройства для секционных моделей поддерживают функцию «пешеходный стоп» для прохода людей.

В продаже имеется множество вариантов пультов дистанционного управления. Например, они могут иметь кнопки, подключенный считыватель карточек, кодовую клавиатуру, датчики света фар, приемник радиоуправления и т. п. Последний позволяет управлять механизмом на расстоянии с помощью миниатюрного радиобрелка. Как правило, для поддержания безопасности эти устройства снабжены цифровой системой кодирования с фиксированным или динамическим (плавающим) шифром. Многоканальные брелоки объединяют управление сразу несколькими приводами, назначенными на разные кнопки (например, сначала открываются ворота на въезде на участок, затем — гаражные).

Блоки управления обязательно предусматривают подключение разнообразных устройств сигнализации (светофоры, сирены, проблесковые маячки) и средств обеспечения безопасности проезда, таких как фотоэлементы, индукционные металлодетекторы для обнаружения присутствия автомобиля в заданной зоне и т. п.

В случае перебоев с электроэнергией, которые за городом не редкость, автоматические электроприводы (если они не снабжены системой бесперебойного питания) не работают. Однако их можно легко поднять или опустить вручную. В целом же автоматика делает все, чтобы обеспечить максимальное удобство и комфорт хозяину частного дома.

Екатерина ЩЕРБАКОВА

Источник: Журнал «Сибирский Дом»