Красноярску предлагают развиваться вокруг крупных транспортных узлов

1467
28 февраля 2019 г.
Городские проекты
От застройки удаленных районов в Красноярске предлагают перейти к реновации территорий, расположенных вокруг сложившихся транспортных узлов. Новый принцип развития, по оценкам архитекторов, позволит городу высвободить для строительства около 2200 гектаров — примерно 100 новых микрорайонов.

Сегодня застройщикам удобнее работать на свободных площадках, где не нужно заниматься расселением ветхих домов. Но отсутствие инфраструктуры и плохая транспортная доступность делают построенные микрорайоны некомфортными для жизни. Появления дорог, поликлиник, школ и детских садов жителям новостроек приходится ждать несколько лет.

Ситуацию можно изменить, если вместо того, чтобы строить новые районы на окраинах, где всю инфраструктуру приходится создавать с нуля, заниматься реновацией существующих территорий. Превратить пустыри и заброшенные промплощадки в комфортные городские районы архитекторы предлагают с помощью нового подхода к городскому планированию — транспортно-ориентированного развития. Этот принцип развития города, который получил широкое распространение за рубежом и в последнее время начинает применяться в России, предполагает размещение коммерческой и жилой застройки на уже обеспеченных транспортной инфраструктурой площадках. Тогда город не будет тратить огромные деньги на строительство дорог в новых районах, а займется модернизацией территории, расположенной вокруг крупных транспортных узлов. Как с переходом на транспортно-ориентированное планирование может измениться Красноярск, рассмотрели в своем исследовании специалисты проектной мастерской «А2» (руководитель — Борис Шаталов).

Проект застройки вокруг транспортно-пересадочных центров

Основа для такого развития в Красноярске уже создана. В краевом центре существует железнодорожная сеть, на базе которой с 2012 года работает проект городской электрички. К этому моменту линия электрички образует кольцо, которое охватывает весь Красноярск и в общей сложности включает 27 платформ. На месте этих платформ в дальнейшем могут появиться транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) — крупные комплексы, где в пределах одной площадки находятся остановки автобусов, троллейбусов и трамваев и станция городской электрички. Здесь пассажиры смогут в комфортных условиях пересесть с одного вида транспорта на другой. Большой пассажиропоток позволит расположить в этих местах торгово-развлекательные центры, офисы, гостиницы, кинотеатры и спортивные комплексы.

Схема железнодорожной сети городской электрички Красноярска

Один из первых транспортно-пересадочных узлов в Красноярске — «Северный» — планируется разместить на площадке между микрорайонами «Преображенский» и «Солонцы 2». Сегодня по территории проходит ветка городской электрички, а в перспективе здесь может появиться остановка автобуса, скоростного трамвая и метро. Сюда же со временем собираются перенести со Взлетки междугородний автовокзал. Тогда, приехав в Красноярск, жители края будут сначала добираться на междугороднем автобусе или личном автомобиле до ТПУ, пересаживаться здесь на автобус или внутригородскую электричку и уже на них передвигаться дальше по городу.

«Пересечение в этом месте линии городской электрички и Северного шоссе с главной меридиональной осью Красноярска — проспект Авиаторов — Октябрьский мост — улица Мичурина — создает условия для появления на этой площадке мощного общественно-делового кластера, — считает архитектор, руководитель проектной мастерской «А2» Борис Шаталов. — В таких центрах могут размещаться не только офисы, но и научные центры или современные производства». По замыслу архитекторов, в будущем ТПУ «Северный» может стать местом работы для жителей близлежащих районов: «Преображенского», «Солонцов 2», Солнечного и Северного.

Создание многофункциональных центров даст импульс развитию тех районов, в которых они появятся. Как только городской электричкой станут пользоваться больше красноярцев, увеличится привлекательность расположенных вдоль линии городской электрички территорий. Появятся застройщики, заинтересованные в освоении этих площадок. Со временем вокруг ТПУ будут формироваться новые центры города.

Спально-офисно-рекреационные районы

Застраивать территории, расположенные вокруг транспортно-пересадочных узлов, предлагается уже по новым принципам. На месте пустырей, складов и промышленных предприятий должна появиться многофункциональная городская среда, в которой отсутствует разделение районов на спальные и офисные. На одной территории создаются все условия для комфортной жизни, работы и отдыха. Чтобы побывать в торговом комплексе или сходить в кинотеатр, жителям такого района не придется специально ехать в исторический центр. Все необходимое есть в своем районе.

Проект застройки территории, расположенной вокрун транспортно-пересадочных узлов

Благодаря тому что у горожан отпадет необходимость куда-то выезжать, можно будет разгрузить от дополнительных транспортных потоков центр города. В районах, сформированных с учетом транспортно-ориентированного развития, все объекты находятся в пределах пешеходной доступности, поэтому их жителям реже потребуется автомобиль. Добираться до места работы или учебы они смогут пешком или на велосипеде.

Как может преобразиться улица Семафорная?

Архитекторы рассмотрели, как с использованием транспортно-ориентированного подхода может измениться одна из таких неэффективно используемых территорий города — расположенная рядом с железной дорогой площадка на улице Семафорной. Сегодня часть ее занимают пустыри, по части проходит санитарно-защитная зона железной дороги. Но за последнее время требования к санитарно-защитным зонам изменились, и такая большая зона отчуждения железной дороге больше не нужна.

Проект реновации ул. Семафорной

В разработанном проектной мастерской «А2» проекте не только сократили санитарную зону, но и перенесли ближе к железной дороге существующую дорогу по улице Семафорной. Это позволило объединить две санитарно-защитные зоны в одну, а на высвободившейся территории разместить новые объекты. Рядом с железной дорогой существует ограничение на строительство жилья, но здесь могут появиться нежилые объекты: многоуровневые парковки, офисы и спортивные центры. Что касается существующей улицы Семафорной, то она превращается во внутренний проезд. После реновации Семафорная станет тихой южной улицей, которую от железной дороги отгораживают новые здания. Это позволит разместить на ней новую инфраструктуру. Новые коммерческие объекты позволят привлечь на эту территорию новых жителей. На расположенных ближе к существующей застройке площадках для них можно будет уже строить жилые дома. По подсчетам архитекторов, только на этой территории можно разместить 115 тысяч квадратных метров нового жилья.

Таких неэффективно используемых территорий в Красноярске достаточно много, и большинство из них пока не включены в городские программы развития. Архитекторы провели ревизию этой территории, и оказалось, что общая площадь таких участков составляет 2200 гектаров. Это примерно 100 новых микрорайонов, которые после перехода на новый принцип развития может получить Красноярск.