Станет ли доступным «доступное» жилье

Как известно на сегодняшний день в России провозглашен приоритет четырех национальных проектов. Одним из них наряду со здоровьем нации, образованием, и развитием сельского хозяйства является обеспечение граждан России жильем — комфортным и доступным. Естественно, для этого необходимо увеличить объемы строительства, ведь недостаток жилых площадей неминуемо провоцирует увеличение стоимости. Строители ежегодно ставят перед собой планы ввода в эксплуатацию все большего объема жилых площадей, надеясь на разумную помощь государства.


Необходима помощь государства

Но, к сожалению, нужно признать, что со стороны государства действий, направленных на увеличение объемов строительства (кроме развития программ ипотечного кредитования), в настоящее время не предпринимается. Отсутствуют программы комплексного развития инженерных сетей и коммуникаций в районах новостроек, большие проблемы со строительством социальных объектов — школ, детских садов, больниц — в национальном проекте вопрос о них вообще не отражен. А как строить жилой микрорайон, когда государство не в состоянии профинансировать строительство в нем подобных учреждений? Один из примеров: во втором микрорайоне Взлетки было начато строительство школы. Но это благое начинание засохло на корню: бюджет был урезан, стройка — заморожена на стадии строительства каркаса основного здания. И таких примеров немало.


Почему же растут цены на жилье?

В то же время всех живо интересует вопрос о том, почему же растут цены на жилье. Хотя тут-то как раз все логично и закономерно. Как им оставаться стабильными, если повышаются цены на материалы? Например, металл за 8 месяцев текущего года подорожал уже дважды (в зависимости от марки его общее удорожание составило 10–30%). Примерно на столько же выросла цена цемента. Стоимость бензина 92-й марки с начала лета увеличилась на 7% (с 17,6 до 18,9 рубля), рост цен на ГСМ мгновенно отражается не только на перевозках, но и на работе всех специальных строительных механизмов (бульдозеры, краны, панелевозы и пр.), без которых возведение зданий невозможно. К сожалению, государство эти отрасли регулировать не может — главную роль в них играют законы рынка.

Но очень странно выглядит деятельность государственных чиновников разных уровней: с одной стороны, они ратуют за доступность жилья для населения, с другой — сами же вводят дополнительные платежи, обоснованность которых сомнительна, но которые естественным образом увеличивают себестоимость новостроек. Например, с октября прошлого года согласно новому градостроительному кодексу земельные участки под застройку приобретаются лишь на аукционах, из-за чего застройщики несут значительные дополнительные затраты. В начале этого года Красноярский Городской Совет отменил понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы на земельные участки, отведенные под строительство, и на сегодняшний момент плата за участок, на котором возводится здание, увеличилась более чем в 30 раз. В 30 раз!!! И эта цифра тоже автоматически включается в стоимость будущих квартир.

Последним фактором, который может негативно повлиять на ценообразование, является августовское постановление региональной энергетической комиссии (РЭК) Красноярского края (?56 от 03.08.2006 г.), согласно которому застройщики обязаны заплатить единовременные суммы за подключение объектов к электрическим сетям.

Вырисовывается такая картина. Подключение объекта, которому для нормального функционирования хватит электрических мощностей менее 15 кВт, обойдется владельцу (физическому лицу) примерно в 7 тысяч рублей, цена за 1 кВт в этом случае с учетом НДС составит 482 рубля. За подключение объекта, которому требуется энергии около 30 кВт (средний по площади коттедж), придется выложить уже 272 тысячи, цена же за киловатт опять же с учетом НДС будет составлять 9 тысяч. Дальше — больше. Жители подъезда жилого дома потребляют в среднем 80–90 кВт: стоимость же 1 киловатта для такого объекта по новой схеме обойдется в 15331 рубль (с НДС). Произведя нехитрые расчеты, обнаружим, что стоимость подключения, например, 4-подъездного дома выльется строителю в сумму примерно 5,5 миллиона. Нас же в первую очередь волнуют интересы дольщика: если учесть, что в таком доме порядка 8800 кв м площадей, то получается, что инвестор будет вынужден доплачивать за каждый квадратный метр еще около 600 рублей. А значит, жилье становится все более и более недоступным.

Куда же идут вырученные энергетиками деньги? Если на развитие коммуникаций, то опять же возникает вопрос, а разве в тарифах, которые мы все платим за коммунальные услуги, не заложены расходы на их развитие? К тому же в любом случае цена должна быть экономически оправданной, а оправданны ли расценки энергетиков? В Красноярске по инициативе Союза строителей была создана корпорация «Центр», в которую вошли ведущие строительные компании города. Из-за дефицита электромощностей в районе Взлетки корпорация была вынуждена принять решение начать самостоятельное строительство подстанции «Весна-2» (мощностью 72 мВт). В ходе строительства выяснилась очень интересная деталь: если цена электроэнергии, предлагаемой РЭК, фактически равна 15 миллионам за мегаватт, то на подстанции «Весна» стоимость того же мегаватта равняется 5 миллионам. В три раза меньше. Поэтому вопрос остается открытым — из чего же складывается стоимость тарифов, выдвинутых РЭК?


«Доступное» жилье может остаться недоступным

Нельзя сделать жилье доступным, принимая решения, которые ведут к удорожанию недвижимости. Все судьбоносные постановления и законопроекты принимаются и одобряются депутатами Горсовета и краевыми чиновниками. Чтобы решить жилищную проблему, их деятельность должна быть согласована с общими задачами. Ведь те шаги, которые предпринимаются сейчас, ничего кроме роста цен на недвижимость за собой не влекут. А значит, проблема обеспечения россиян жильем по-прежнему может остаться нерешенной.

Ольга НИКОЛАЕВА

Источник: Журнал «Сибирский Дом»