Красноярский край

В чьих руках комфорт Красноярска?

962
14 июня 2016 г.
Городские проекты

В Красноярске жить некомфортно, потому что городские власти отстаивают интересы строителей, бюджетные средства расходуются непродуманно, а горожане не имеют механизмов влияния на принимаемые градостроительные решения. Об этом единогласно говорят эксперты — архитекторы и строители, общественники и депутаты.

С утверждением генерального плана в качестве градостроительной стратегии на ближайшие 15 лет заметных перемен к лучшему в Красноярске не произошло. Наболевшие проблемы краевого центра и шаги, с которых надо начинать уже сейчас, чтобы не превратить сложную ситуацию в безвыходную, обсудили на состоявшемся в конце мая круглом столе, организованном газетой «МК в Красноярске».

Среди предложений, как развивать Красноярск, чтобы он становился привлекательнее для местных жителей и приезжих, в первую очередь звучит призыв объединить множество неравнодушных к родному городу красноярцев, которые получат правовые рычаги воздействия, тогда с мнением горожан, с выбранной ими стратегией развития и архитектурной концепцией города вынуждены будут согласовывать свои действия остальные участники градостроительного процесса. Только когда власть и бизнес найдут общий язык с общественностью, начнется расселение ветхих бараков на центральных улицах, вместе с качественной гармоничной застройкой появятся эффективные транспортные развязки, остро необходимые жителям школы и поликлиники, скверы и парковки — то, чего сейчас недостает красноярцам для комфорт

Евгений Зыков, член правления Красноярской региональной организации Союза архитекторов России:

— Стратегами развития города являются не политики, не жители Красноярска, не бизнесмены, являются стратегами в основном крупные застройщики, которые этот город перекраивают на свой манер, под свои интересы. Я надеюсь, что этот подход изживет себя в самое ближайшее время, и, как только стратегию города будут обозначать другие действующие лица, это будет достаточно серьезный импульс для развития городской среды. Если мы посмотрим на зарубежный опыт, то увидим, что присутствует двухступенчатый девелопмент, когда разработку градостроительной документации финансирует, как правило, муниципальное образование, а потом уже для реализации этой градостроительной стратегии привлекают частные структуры.

По опыту других стран мы видим, что именно городские сообщества являются мощным стимулом для развития города. Самый первый шаг — это создание заинтересованного сообщества горожан, которые могли бы воздействовать на власть, на застройщиков, на архитекторов, на бизнес и создавать какие-то стратегии. Наивно думать, что этот шаг можно достаточно быстро сделать, он может растянуться на десятилетия, потому как и культура у нас прихрамывает на обе ноги, и недостаточно информированы люди, мы живем в пространстве мифов. Это очень сложная деятельность, но эту деятельность нужно начинать, потому что без этого мы только лишь теряем время. А параллельно с этим заниматься другими актуальными для города вопросами — и транспортная проблема, и социальная инфраструктура. Если мы сегодня не придумаем, каким образом эти проблемы решить, еще через десять лет это будет просто катастрофа для города.

Алексей Мякота, руководитель проектно-образовательной студии «АДМ»:

— Качество — вот определяющая, ничто в Красноярске не настроено на качественный результат. Для нас, архитекторов, самая основная проблема — это то, что мы готовы конкурировать друг с другом, и в цивилизованном мире есть только один механизм — очень качественно, грамотно, демократично организованные архитектурные конкурсы. Мы не можем на протяжении 20 лет этого пробить. И это очень показательная вещь, потому что, когда ты выиграл конкурс, ты сделал проект, и надо следовать ему, выполнять его и исполнительной власти, и бюджету, и всем остальным.

Любой проект изначально уже как посыл неправилен — перед общественностью защищать проект, надо вначале с ней поговорить, выявить желания, потребности, отсюда рождается качество города. Этот диалог надо срочно начинать. Если власть противится — додавливать своей инициативностью. Сегодня мы видим такие тенденции в России — новое поколение урбанистов, инициативных общественных деятелей толкают эти механизмы. У нас они тоже появляются, но очень медленно

Александр Горностаев, генеральный директор компании «ИНКОМ–Сосны»:

— Город Красноярск — некомфортный город. Иностранцы, которые приезжают ко мне в гости, говорят: шикарная природа, но город неухоженный. Я живу в Красноярске, мне самому стыдно слушать такие слова. Должна быть идеология, концепция и архитектурный стиль города. Если из промышленного города решили делать город для жилья, соответственной должна быть и архитектура.

Ни в одной европейской стране ни один застройщик не может прийти и влепить свое видение, какой-то дом. Конечно, они очень чтут традиции, но коль в городе Красноярске нет таких традиций, так давайте их организовывать. Должен быть лидер среди архитекторов, должен быть главный художник, который нарисует и покажет, как это должно выглядеть, чтобы люди видели. Лидер, который, имея под собой юридические документы, ввел архитектурный облик Красноярска. Должна быть четко продуманная концепция и желание привести город в надлежащий вид.

Нужны нормативные документы, законы. Сейчас человек, неважно, юридическое или физическое лицо, получивший в городе земельный участок, считает, что это его собственность, и строит на этом участке так, как он видит. Он не вписывается в концепцию ни города, ни района, ни какого-то микрорайона, и заставить его с юридической точки зрения невозможно: я хозяин, что хочу, то и делаю

Егор Фролов, председатель красноярского отделения Федерации автовладельцев России:

— Власть раньше не задумывалась о развитии транспортной инфраструктуры. На том промежутке, где предусматривались правоповоротные шлюзы, уже установлены автозаправочные станции — вблизи с дорогой и жилыми помещениями. Плотность застройки не позволяет создать никаких проездов, не учитывается озеленение проездов.

Общественные слушания имеют рекомендательный характер, не совсем к ним прислушиваются, и на местном уровне действовать фактически невозможно — надо выносить на уровень Федерации, для того чтобы Федерация уже оказывала какое-то давление на местные власти. Местные власти на сегодняшний момент пока только пишут отписки гражданам, а если предусматривают, к примеру, какие-то согласия, то те интересы, которые предусматривались раньше, переносят на другие объекты. Один из примеров — убрали один дом, на остальные дома добавили этажность, для того чтобы обеспечить интересы строителей. На сегодняшний момент силы больше у строителей, чем у политиков.

Любые предложения надо рассматривать до разработки проекта, потом выносить эти разработки на общественное обсуждение и уже совместно с жителями согласовывать, как это должно выглядеть. Для того чтобы объект был в архитектурном ансамбле, согласовывать еще и с архитекторами. И строитель, который должен начать строить жилой дом, должен получать разрешение у архитектора, а не брать разрешение просто на строительство объекта, который он построит так, как ему выгодно.

Александр Глисков, заместитель председателя горсовета Красноярска:

— Центры притяжения в городе должны быть: Роев ручей, Татышев… Центры эти, конечно, надо развивать, но Лондоном мы не станем. К нам не приедет 16 миллионов туристов. У нас миллион жителей, которые просто тут живут каждый день, ходят на работу, дети ходят в садик, в школу, они ходят в поликлинику. Они не пишут мне жалобы, что на Татышеве мало места, где гулять, они мне пишут жалобы, что у них нет поликлиники, садика, школы, вместо дороги и автобусной остановки в луже плавают лягушки — у нас громаднейшая проблема с комплексным развитием микрорайонов.

Не надо заниматься гигантоманией, надо принимать с учетом ограниченности средств точечные решения и делать так, чтобы людям было комфортно жить. Это все вопросы решаемые, это, опять же, вопросы стратегии и действий в условиях ограниченного бюджетного ресурса.

Стратегии нет, инвесторы вкладываться не хотят — виноваты тут далеко не строители, виноваты чиновники городской администрации. Мы как горсовет пытаемся в меру своих очень ограниченных полномочий ситуацию исправлять, но они нас берут числом.

Надо перестать говорить про нанотехнологии, новации, про то, что будет миллион триста тысяч жителей, чиновникам надо спуститься на землю и просто привести в порядок тот город, который исторически сложился, — не застраивать новые микрорайоны на окраинах, а сносить бараки, приводить в порядок центр города, где у нас они тоже существуют. Подход надо менять в первую очередь, а законы уже под этот подход формировать, иначе ничего не получится.

Аркадий Волков, депутат горсовета Красноярска:

— Я считаю, проблема в том, что мы очень мало реально привлекаем красноярцев на начальной стадии обсуждения вопросов. Смотрите, какой генплан несет конфликтный потенциал. Помимо того, что там 600 поправок мы сейчас делаем, там, где привлекали красноярцев на публичные слушания, в большинстве случаев красноярцы были недовольны тем, что им предложили власти. Почему-то мы привлекаем даже от общественности тех людей, которые понятны главе города, руководителю департамента, мы не привлекаем общественность в широком смысле этого слова, потом у нас идут конфликты, которые депутаты вынуждены гасить. Сама по себе исполнительная власть этого сделать не может.

Вторая проблема — это мотивация власти. Идеология есть, лидеры есть, дело не в застройщиках. Если бы была воля и понимание, что нужно для города, — не в моменте, ситуативно, а в перспективном видении развития города, систем города — я думаю, что и все застройщики бы стояли по стойке «смирно», как стоят в Кемерово.