Красноярский край

Театральную площадь вынесли на обсуждение

1769
22 октября 2015 г.
Городские проекты

В Красноярске найдется совсем немного мест, равных по значению Театральной площади. Главная площадь города, место проведения праздников и прогулок красноярцев, в разное время осмыслялась различными архитекторами, подготовлено несколько проектов.

Последний раз судьба Театральной площади обсуждалась в 2011 году, когда на градостроительном совете был представлен проект гостиницы на пересечении улиц Дубровинского и Перенсона, выполненный московским архитектурным бюро.

В отличие от него проект, выставленный в Доме архитекторов в октябре, — результат сов­местной работы красноярских зодчих: народного архитектора России, автора архитектурного ансамбля Театральной площади Арэга Демирханова, директора проектной мастерской «Первая линия» Артура Пилипенко и главного архитектора Красноярска Андрея Макарова. Заказчиком выступил инвестор строительства отелей Ibis и Novotel (KAYI holding — Inka Construction).

— Когда несколько лет назад мы приступили к проектированию гостиничного комплекса Ibis и Novotel, в своем проекте мы захватили только часть этого квартала, тогда главный архитектор Красноярска Андрей Макаров предложил заказчику для понимания градостроительной ситуации подготовить более масштабный проект, — рассказал докладывавший по проекту ведущий архитектор группы «Первая линия» Игорь Орестов.

Первоначально макет реконструкции был подготовлен к Красноярскому экономическому форуму, и только сейчас, в День архитектора, авторы решили обсудить идеи, заложенные в новой концепции.

Главной целью нового проекта было освободить пространство площади от личного автотранспорта, занимающего сегодня большую часть Театральной площади, насытить ее новыми функциями и сделать более приспособленной для проведения праздников и прогулок горожан. Эту функцию в проекте предлагают совместить с другой — Театральной площади отводится роль крупного транспортного хаба, места, куда красноярцы будут приезжать, чтобы оставить свои машины в подземных стоянках и передвигаться дальше по городу уже на общественном транспорте.

Проект Театральной площади представил ведущий архитектор
группы  "Первая линия" Игорь Орестов

В проекте площадь с западной стороны ограничена гостиницей, вызвавшей бурное обсуждение несколько лет назад (проект разработан московской компанией «Аукетт Фицрой Восток»). Приступить к ее строительству собирались еще в 2011 году, до того как стало известно о планах разместить по соседству Ibis и Novotel, завершить — в конце 2012 года.

С востока границей Театральной площади сегодня является здание Енисейского речного пароходства и жилой дом, на месте последнего в проекте заявлена новая высотная доминанта — многофункциональный общественно-деловой комплекс. Таким образом, высотность зданий на главной городской площади будет идти по нарастающей — сначала часовая башня администрации города, далее высотка Енисейского пароходства и самое высокое здание Театральной площади — новый комплекс. Новый объект включает 23 тысячи квадратных метров офисных площадей и апартаменты, на его нижнем уровне размещаются двухуровневые парковки.

Два этих объекта: общественно-деловой комплекс с одной стороны и новая гостиница с другой — задают границы площади, раму, через которую открывается панорама Енисея и отрогов Саянских гор.

Проект предполагает реконструкцию здания администрации Красноярска с надстройкой двух этажей, строительство нового пешеходного моста между мэрией и Театральной площадью (существующий, по мнению авторов, не отвечает современным требованиям) и снос здания ресторана «Фон Барон».

Для того чтобы сократить поток транспорта, идущего с правого берега через центр, у здания краеведческого музея запланировано строительство дорожной развязки, предусмотрен правый съезд на набережную с Коммунального моста.

По другую сторону от Коммунального моста, на месте начинавшего строиться здесь культурно-развлекательного центра, запроектирован многофункциональный мультимедийный научно-познавательный комплекс. Обтекаемая форма здания и технология строительства (кровля создана по системе Texlon, той же, что была применена при строительстве бассейна «Водяной куб» для Олимпийских игр 2008 года в Пекине), по словам разработчиков, выбраны для того, чтобы здание не перекрывало панораму гор. Под зданием историко-культурного центра размещается 350 машино-мест. С краеведческим музеем в проекте новый объект соединяет подземный пешеходный туннель.

Кроме того, в проекте заложен перенос здания общежития пед­университета за границы исторического центра и появление на его месте многофункционального общественно-делового комплекса площадью более 15 тысяч квадратных метров с подземной парковкой на 170 машино-мест.

Реконструкция самой Театральной площади предполагает перенос под землю парковок, на их месте появится открытая общественная территория с различными функциями и торговые площади. Появление торговых площадей объясняется необходимостью привлекать средства инвесторов на строительство парковок.

Парковки разместятся на нижнем ярусе площади. Многоуровневая автостоянка, въезд в которую расположен между запроектированной гостиницей и Театром оперы и балета, доходит под землей до четырех уровней и вмещает 990 мест. В общей сложности на Театральной площади должно появиться более 2 300 новых парковочных мест, по мнению авторов проекта, достаточно, чтобы разгрузить центр.

Участники обсуждения высказали целый ряд замечаний к проекту. Сложность и значимость этой части города требует серьезного осмысления того, какие новые объекты нужны на главной площади Красноярска и как они будут соотноситься с уже сложившимся ансамблем Театральной площади. Понять это можно только в результате широкого обсуждения, уверены архитекторы.

Евгений Зыков, директор архитектурной мастерской «Тектоника»:

— Как человеческий организм, по словам ученых, полностью обновляется за восемь лет, так должен обновляться и город. Он должен регенерироваться, должны сноситься старые здания, меняться функции. Но как мы узнаем этого человека через восемь лет, хотя он и состоит из других клеток, так мы должны узнать этот город. Отличие города от человека состоит в том, что он может активнее меняться, быстрее модифицировать свою внешность.

Если бы девелоперы позволили архитекторам такую роскошь сделать здесь то, что мы хотим, то мы должны создать на этом месте какую-то ценность, превосходящую ценности, сегодня существующие. К примеру, если у находящегося на этой площадке общежития ценность, предположим, на пять баллов, если архитектор убирает это здание, он должен создать что-то, что будет иметь ценность 25 баллов.

Сегодня есть то, что ценности не несет. Гостиница на пересечении Перенсона — Дубровинского — это объект, которым город совершенно точно не будет гордиться. Несколько лет назад на эту площадку проводился конкурс, в котором участвовали три архитектурные мастерские. И хотя начинали они с совершенно разных вариантов по массе и высотности, в итоге независимо друг от друга пришли к одной типологии: все разместили на этом месте высотку.

Несколько лет назад главный архитектор Красноярска Андрей Макаров предложил нам осмыслить всю площадь, во время этой работы мы пришли к некоторым неожиданным для самих себя выводам. Главное откровение заключалось в том, что не нужно делать здесь парковочные места. Один из самых известных в мире ученых-транспортников Вукан Вучик говорит, что в центре города не нужно располагать парковки, особенно большие, потому что они, как магнит, притягивают к себе автомобилистов. Если мы сделаем огромную парковку, горожане будут знать, что здесь много места и они всегда смогут припарковаться, все дороги будут забиты транспортом, который будет ехать на эту парковку. А улица Дубровинского уже сегодня загружена на сто процентов, и больше ее пропускную способность не увеличить.

Мое глубокое убеждение состоит в том, что нужно рассматривать весь центр Красноярска более глобально, нужно перекраивать всю транспортную схему, убирать из исторического центра транзитный транспорт и парковочные места, разместить их на въезде в центральную часть города. Театральную площадь нужно вычистить от автомобилей, сделать ее пешеходной, чтобы на ней могли гулять дети.

Алексей Мякота, директорпроектной мастерской «Архитектура. Дизайн. Методология»:

— Театральная площадь — очень значимое место для города. Как бы ни разрастался Красноярск, каким бы он ни становился, эта площадь и через сотню лет все равно останется главной, и суть не в величине каких-то небоскребов, суть в преемственности. Ценность исторической среды для любого города колоссальна, потому что она несет в себе связь с поколениями. Именно поэтому проект для главной площади должен рождаться из очень осмысленного и обсужденного материала. Мы должны понять, что бы здесь могло появиться в значении всего города, какие смыслы, какая перспектива, какая столичность и современность.

Нам важно понимать, что предполагает реконструкция площади, как следует все выверить, для этого потребуется колоссальная работа, в которой должен принимать участие весь город, вся общественность и все архитекторы. Это значит, что на подготовку проекта для Театральной площади нужно проводить архитектурный конкурс.

Ольга Смирнова, главный архитектор компании «Сады Семирамиды»:

— Авторы проекта отработали американский вариант со стоянками, показали, что получится, если взять за основу то, что в историческом центре города должны быть парковки для личного транспорта. В Америке, где в прошлом веке активно строили многоуровневые развязки и стоянки, затем отказались от этого пути развития через несколько лет. В Европе введены запреты на движение личного транспорта в пределах исторического центра. Мое личное убеждение: не нужно в центр запускать транспорт, я считаю, что мы сейчас ищем те решения, к которым кто-то уже пришел много лет назад.

Ирина Крылова, главный архитектор СФУ:

— Мое первое впечатление — в проекте нет комплексного градостроительного решения. Это скорее бизнес-проект, основанный на принципах менеджмента, предполагающего коммерческое использование любого из представленных фрагментов площади. Но неправильно ссылаться только на готовность инвесторов платить за это деньги. И не может один архитектор размещать свой объект на том месте, где ранее был запроектирован другой объект другим архитектором. На значимые городские пространства должен быть объявлен архитектурный конкурс, в котором должны участвовать авторы, уже работавшие с этой площадкой, чьи проекты получали первые премии на профессиональных конкурсах.