Красноярский край

Подходящий дом для "железного коня"

786
20 августа 2015 г.
Городские проекты

До конца 2015 года министерство строительства и ЖКХ края должно разработать пакет документов, регламентирующих строительство подземных парковок в жилых домах. Предполагается, что с этого момента каждый жилой дом будет обязан иметь собственный подземный паркинг.

Продажи парковочных мест в Покровском еще не открыты

И горожане, и строители солидарны во мнении: решать проблему временного размещения личных автомобилей, убирая их из перегруженных дворов, необходимо. Но об экономической стороне вопроса забывать нельзя. Если бы решение зависело только от доброй воли застройщика, в городе не было бы пустующих подземных парковок.

На данный момент единственный обязательный документ, который регламентирует нормы хранения личного транспорта в Красноярске, — это СНиП 2.07.01 от 1989 года, который отталкивается от показателя обеспеченности населения личным транспортом. Все нормы в документе просчитаны, исходя из 250 автомобилей на тысячу жителей, тогда как сейчас их число перевалило за 400. Более поздний Свод правил (СП 42.133330.2011), изданный в 2010 году, является рекомендательным, и выполнять его требования застройщик не обязан. Впрочем, этот документ оперирует цифрой 350 автомобилей на тысячу населения, а значит, его соблюдение тоже не гарантирует решения проблемы. Тем более что по нормативам местами на открытых стоянках в границах жилого района должны быть обеспечены только 25% автомобилей от общего расчетного количества. Значит, строительство подземных парковок — ­неизбежность.

Подземная парковка — дорогое удовольствие

Попытки «оптимизировать пространство» в Красноярске предпринимаются давно, и желание найти место для хранения «железного коня» идет рука об руку с современными технологиями. Современная подземная парковка — это сложное инженерное сооружение, оборудованное системами вентиляции с возможностью подогрева воздуха, полностью находящееся под землей, с качественной гидроизоляцией и кровлей, которую можно полноценно эксплуатировать, размещая на ней объекты дворовой инфраструктуры: газоны, детские и спортивные площадки, зоны ­отдыха и т.д.

Объект получается не из дешевых: до кризиса места в таких паркингах предлагались от 900 тыс. рублей и выше. Сейчас, если хорошенько поискать, можно найти более бюджетные предложения. Но застройщики снижают цены не от хорошей жизни. Некоторые объекты, уже полностью завершенные, до сих пор не поступили в продажу. Так, например, происходит с новой подземной парковкой в седьмом микрорайоне Покровского, где, казалось бы, каждое машино-место на вес золота. Развитие городского транспорта не успевает за ростом количества жителей, и забитые автомобилями дворы и наземные платные стоянки — привычный для Покровского пейзаж. А значит, автолюбители должны стоять в очереди за возможностью приобрести место для комфортного хранения своего движимого имущества. Однако компания «Сибиряк» не спешит открывать продажи: застройщик еще «не определился с ценовой политикой».

— Подземные парковки — это сложные и дорогостоящие инженерные сооружения, они не могут быть дешевыми, — говорит директор информационной компании «Сибдом», аттестованный аналитик рынка недвижимости Александр Шляхин. — И тут возникает очевидное противоречие между необходимостью в них в районах массовой застройки и покупательской способностью их жителей. Человек, купивший бюджетное жилье или взявший квартиру в кредит, вряд ли сможет выложить еще не менее половины ее стоимости за машино-место. Подземные парковки более востребованы в домах комфорт- и бизнес-класса, а также в центральной части города. В микрорайонах, где строится жилье экономкласса, на них нет платежеспособного спроса. А попытки обязать застройщиков строить подземную парковку в каждом доме приведут к повышению затрат, а следовательно, и стоимости жилья. Раскупаться быстрее машино-места не будут.

Многоэтажка для машин

Как сделать экономику парковки более экономной, не потеряв в качестве и функционале, — эта задача занимает умы застройщиков уже не первый год.

Одно из решений, казалось бы, очевидное и успешно опробованное в разных странах: наземная автоматизированная парковка. Не надо «зарываться в землю», строить дорогостоящие системы вентиляции и гидро­изоляции, можно сэкономить на размере земель­ного участка, а легкие конструкции такого рода парковок не требуют устройства сложного фундамента.


Одной из первых подобную автоматическую парковку представила компания «Паркматика», бывшая резидентом краевого бизнес-инкубатора (КРИТБИ). Парковка элеваторного типа действует по принципу «колеса обозрения». Это вертикальный замкнутый конвейер, водитель заезжает на платформу, ставит автомобиль на стоя­ночный тормоз и уходит. Платформа поднимается, и на следующую ступеньку может заехать другой автомобиль. Парковка занимает всего 30 кв. м, конструкция весит от 12 т и управляется с помощью электропривода от 7,5 кВт. Парковка открытая. Опытный образец, рассчитанный на 9 машино-мест, начал монтироваться возле КРИТБИ в 2013 году, компания предполагала заинтересовать им предпринимателей, однако дальше пилотного проекта дело не пошло.

Компания "Омега" строит
роторную парковкку на Пашенном

Другой проект автоматизированного паркинга на 88 машино-мест собирался строить «Монолитхолдинг» в микрорайоне Яблони. Принцип работы схожий: водитель оставляет машину на парковочной платформе, после чего она перемещает авто на нужный этаж. Однако в этом варианте покупателям предлагалось фиксированное парковочное место, сам комплекс был закрытым. Также в нем предполагалось разместить дополнительные сервисы, например автомойку.

Строительство было проанонсировано в 2014 году, но так и не началось. Как пояснили в компании, реализации проекта помешал экономический кризис: инвестор отказался от участия. Но в данный момент компания ищет других парт­неров и надеется, что в обозримом будущем парковка все-таки будет построена.

Скорее всего, первым реализованным проектом автоматической парковки станет наземный паркинг с подъемником, который начала строить компания «Омега» рядом с жилым комплексом «Два капитана». Это наземное сооружение из легких металлоконструкций, которое открывается электронным ключом. Водитель въезжает на свободную платформу, а затем подъемник ставит автомобиль на свободное место. На площадке возведен каркас и должна начаться облицовка сэндвич-панелями. Только после этого будет начат монтаж самого главного: электроники, управляющей парковкой, а также систем пожаротушения. Завершение работ назначено на осень 2015 года.Компания рассматривает этот проект как пилотный: экономические выгоды для застройщика очевидны (парковка требует меньше затрат и занимает меньше места), будет ли спрос.