Красноярский край

Как покупатели жилья изменят красноярский рынок недвижимости

501
22 июня 2015 г.
Аналитика и прогнозы

Настоящая экономическая ситуация изменила сознание потребителей. В вопросе выбора жилья они стали требовательнее и избирательнее особенно. Чего хотят покупатели квартир и как строительные компании могут эти запросы удовлетворить?

Cтанислав Окрух (агенство SrartHeart)

— Еще несколько лет назад рынок недвижимости был дефицитным. Строительные компании работали на растущем рынке, не жаловались на продажи и не нуждались ни в системном маркетинге, ни в рекламе. Постепенно ситуация начала меняться. Кризис сказался на платежеспособности потребителей. Конкуренция среди игроков строительного рынка выросла. Изменились и покупатели, а вернее, их требования к продукту. Об этом говорят результаты маркетинговых исследований строительных компаний и нашего агентства.

Особенно ярко перемены покупательских настроений проявляются в Москве и Санкт-Петербурге. Следует ожидать, что в ближайшем будущем все новые тренды дойдут и до Красноярска.

Покупатели становятся более прагматичными

Итак, к чему готовиться красноярским застройщикам и чего именно хотят потребители? Очевидно, что потребитель стал искушенным, причем как в массовом сегменте, так и в сегменте дорогого жилья. Начнем с потенциальных покупателей экономжилья. Сейчас им вместе с низкой ценой за «квадрат» нужно, чтобы квартира была удобной, современной, по-европейски функциональной. Причем это обязательные критерии покупки. Если жилье этим требованиям соответствует, оно раскупается очень быстро. Спрос на стандартные планировки есть, но он невысок. Появление новых требований можно объяснить большой популярностью зарубежного туризма. Люди даже со средним достатком много путешествуют, видят уровень жилья в европейских странах, Америке и хотят таких же условий на родине. Это всегда жилье с разумным использованием пространства, где нет ни одного лишнего квадратного метра и каждая квартира предназначена для человека, ведущего конкретный образ жизни.

Очень похожие перемены происходят и с запросами целевой аудитории квартир premium- и lux-сегмента. Ушло поколение малиновых пиджаков, перламутрового глянца, исчезло желание соревноваться в крутости, измерявшейся в размерах, стоимости, эксклюзиве. Представители этой аудитории утончили запросы: мы наблюдаем тенденции к современной европейской жизни, более прагматичный взгляд на вещи и их стоимость. Люди готовы платить за качество, удобство, функциональность, выбирают для себя, а не для других. Конечно, классика останется классикой, и представители консервативных кругов будут покупать дворянские усадьбы, барские поместья, но эта тенденция снижается, запрос на актуальную архитектуру и современный формат жилья растет.

Московские строительные компании уже отреагировали на новые тренды. На столичном рынке появился ряд проектов, где квартиры предлагаются потребителям в зависимости от того, к какой группе относится клиент: молодая семья без детей, семья с одним ребенком, холостяк, семья с тремя детьми и тещей и так далее. Предварительно застройщики провели исследования потребностей узких групп целевой аудитории и использовали их при создании проекта, формировании планировок и дворового пространства. Данные исследований позволяют не только создать систему типажей потенциальных клиентов, изучить их желания и потребности целевой аудитории, но и сформировать уникальные планировки, обеспечивающие более функциональное использование «квадратов». Например, молодой семье — квартиру с одной спальней, совмещенной с кухней гостиной, небольшим балконом, семье с двумя детьми — три спальни, пространство для спортивного уголка, отдельные гардеробные, несколько санузлов и так далее.

Наступает время «умных» продаж

Без сомнений, наступают времена «умного» и персонального подхода в строительстве жилья. Представьте стандартную однокомнатную квартиру площадью 40 «квадратов», в одном случае это типовая планировка: одна большая комната с функцией «спальни — гостиной», кухня, прихожая, балкон. И в «умном» подходе на той же самой площади размещена отдельная спальня, отдельная гостиная, совмещенная с кухней, все пространство использовано максимально эффективно, есть гардеробная, место для работы, для отдыха, готовки еды. Два принципиально разных подхода, и один из них в ближайшие годы станет ведущим во всех сегментах жилищного строительства.

Чтобы шагать в ногу с этими трендами, красноярским застройщикам придется серьезно поработать с целевой аудиторией, изучить ее ценности и потребности. Нужно понимать модель жизни человека, знать, как проходит его день и ночь, и только потом создать для него и под него функциональное помещение, которое он хочет.

Пока в нашем городе буквально единицы игроков почувствовали эти перемены. Например, некоторые строительные компании, проектируя дом, запланировали квартиры для садоводов-дачников, в которых оборудуют специальные подоконники для удобного выращивания рассады и других растений. Небольшая деталь, но она помогает сделать продукт желанным для широкого круга потребителей. Это только начало. Чтобы быть успешным, строителю нужно думать о потребителе, жить его желаниями.

Еще один глобальный тренд, который уже пришел в Красноярск, — создание не только функциональных, «умных» квартир или жилых комплексов, но целых микрорайонов, которые будут не только удобными, комфортными, но и технологичными (smart-технологии). Например, микрорайоны, в которых создана система районного энергоменеджмента, где используется система сортировки мусора, работает видеосъемка и дворов, и подъездов, и парковок, где есть не только детские площадки и клумбы, но и парковые зоны и другие элементы «умного» города. Некоторые отдельные элементы этой системы в Красноярске уже внедряются, но в комплексе пока никто не реализовал, хотя есть очень качественные попытки это сделать. Собранные воедино, эти детали создают благожелательную, комфортную среду, что значительно повышает ценность недвижимого объекта в глазах потребителей. Комфортно жить не только в купленной квартире, но и во всем микрорайоне. Стремление к созданию таких проектов — не просто долгосрочное, а в будущем единственно возможное. Уверен, уже через несколько лет наличие smart-технологий в доме и районе встанет в один ряд с требованием о функциональности квартир, наличии подземной парковки и детских площадок. Продукт, который будет сочетать в себе все эти требования, будет самым конкурентоспособным на красноярском рынке.