Красноярский край

Платные парковки: что, где, когда?

1938
10 ноября 2014 г.
Городские проекты

Обсуждавшаяся весь год идея сделать парковку на центральных улицах Красноярска платной наконец обрела конкретные черты. Первыми — до февраля в тестовом режиме — заработают парковочные площадки вместимостью 109 автомобилей на улицах Перенсона и Сурикова.

 Ежегодно растущее в Красноярске количество автомобилей закономерно привело не только к заторам на дорогах, но и к дефициту парковок в городе, особенно в центре. Сперва с проблемой пробовали справиться консервативно — расширением проезжей части улиц Центрального района, — но без особого результата: дополнительные полосы заняли припаркованные автомобили. Поскольку с развитием Красноярска, ростом его населения и парка личного автотранспорта дефицит парковочных мест в центре города только увеличится, власти решили действовать радикально.

Как рассчитывает городская администрация, с внедрением платных парковок вырастет средняя скорость движения транспорта и пропускная способность дорожной сети, а также пойдет на убыль количество нарушений правил остановки автомобилей. Новая система запускается заранее, еще до того как пройдет утверждение комплексная транспортная схема Красноярска, в рамках подготовки города к проведению Всемирной зимней Универ­сиады.

На заседании городского общественного совета по вопросам ЖКХ депутаты горсовета, представители администрации, общественности и бизнес-сообщества еще раз обсудили нюансы организации платных парковок на центральных улицах Красноярска.

Схема расположения парковочных карманов, плоскостных стоянок, паркоматов, видеокамер и информационных табло в центральной части Красноярска

Пять лет инвестор будет получать 90% дохода от паркингов

В разработке проекта учитывался опыт крупных городов: Краснодара, Новосибирска, Казани, Москвы, — где платные парковки уже действуют. Заниматься паркингами в центре города по примеру аналогичного краснодарского проекта будет частный инвестор, которого определят по итогам конкурса. Причем приоритет в торгах получит участник, предложивший лучшие условия по ежемесячному отчислению денежных средств в бюджет города.

За свой счет инвестор приобретет, установит и будет обслуживать оборудование, необходимое для работы парковочных мест (паркоматы, шлагбаумы, приборы системы «Паркон», которые следят за соблюдением правил парковки автомобилей, и другое оборудование), ему же предстоит содержать парковочные площадки.

По расчетам, одно парковочное место обойдется в 67333 рубля. Инвестор должен будет вложить около 330 млн рублей с учетом расходов на приобретение оборудования. 90% дохода достанется инвестору, 10% поступят в городской бюджет. Срок эксплуатации проекта составит пять лет, срок действия соглашения — шесть лет. Как только он истечет, все приобретенное в рамках инвестиционного проекта оборудование перейдет в муниципальную собственность.

Где и когда придется платить за парковку?

В промежутке от ул. Каратанова до ул. Проф­союзов оборудуют 1500 платных машино-мест, в том числе 76 парковочных карманов на 809 машино-мест и 621 машино-место на семи плоскостных парковках по типу «въезд-выезд». За транспорт лиц с ограниченными физическими возможностями, оперативных служб, скорой медицинской помощи, МЧС и иных экстренных служб на парковках плату взимать не станут. Для тех автомобилистов, кто хочет припарковаться бесплатно, предполагается организация так называемых перехватывающих парковок, которые будут попадать в радиус специального курсирующего по центру города автобусного маршрута.

Платными парковки будут только в рабочие дни, с 9 часов утра до 18 часов вечера. В выходные и праздничные дни стоянка на них будет бесплатной. Стоимость одного часа парковки предварительно определили на уровне 30 рублей, эта сумма ежегодно будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции.

Тестировать систему начнут с запуска 109 парковочных мест на ул. Перенсона и Сурикова, первоначально в бесплатном режиме. Ориентировочно с февраля пользование ими станет платным. В дальнейшем в эксплуатацию будут введены остальные паркинги.

Для контроля над соблюдением условий пользования платными парковками авторы проекта предложили использовать специальные автомобили, оборудованные системой «Паркон», и видеонаблюдение.

«В соответствии с условиями конкурса администрация города в рамках инвестиционного соглашения должна получить доступ к автоматизированной системе, в которой будут фиксироваться все данные по вопросам начисления оплаты парковок, — отметил руководитель департамента городского хозяйства Игорь Титенков. — Это условие позволит обеспечить должный уровень контроля за денежными поступлениями в бюджет. Кроме того, в рамках реализации проекта будет осуществляться взаимодействие с органами ГИБДД. Это необходимо для привлечения к административной ответственности лиц, нарушающих ПДД, а также осуществления эвакуации транспорта».

Организаторы защитили проект перед критиками

На предложение оборудовать вместо плоскостных парковок, которым практически нет места в центре, многоуровневые паркинги, мэр Красноярска Эдхам Акбулатов заметил: введение платных парковок должно подвигнуть инвесторов заниматься строительством более вместительных современных стоянок.


Депутат горсовета Константин Сенченко засомневался в правильности решения нынешнего проекта полностью запретить парковку по обочинам улиц Ленина, Мира и Маркса: есть риск, что это обернется падением деловой активности в центре города. Депутат предложил более разумный подход — вечером открывать эти улицы для парковки, а парковочные карманы на них сохранить.

В ответ представитель компании «Инфоком» (фирмы, которая объявила о намерении участвовать в торгах) сообщил, что по опыту реализации проекта платных парковок в Москве ограничения для граждан по использованию личных автомобилей не влияют на деловую активность в центре города. Когда люди понимают, что владеть автомобилем в густонаселенном городе не очень выгодно и удобно, они отказываются от автомобилей и пересаживаются на общественный транспорт. Еще один плюс платных парковок — загрузка в них не стопроцентная, и всегда есть свободные места. Поэтому человек, который приедет в центр на 10–15 минут, не будет платить и всегда найдет место, где припарко­ваться.

Эвакуаторы и камеры против нарушителей

Среди комментариев к проекту прозвучало вполне резонное замечание: если за стоянку требовать плату, то часть граждан, чтобы не платить денег, будет оставлять машины рядом с парковкой: на улицах, во дворах и проездах.

«Мы все понимаем, что введение платных парковочных мест, безусловно, повлечет за собой увеличение нарушений правил парковки автолюбителями, — признал приглашенный на заседание общественного совета представитель ГИБДД. — Поэтому, чтобы справиться с этой проблемой и достичь того эффекта, который ожидается (это увеличение пропускной способности улиц в центральной части города), ГИБДД считает, что пресечение указанных нарушений возможно только посредством применения автоматических средств фиксации нарушений ПДД либо работой эвакуаторов. Парковка во дворе не является нарушением, но жители в соответствии с Жилищным кодексом вправе ограничить пользование своим двором».

Участники обсуждения предложили ввести гибкий тарифный план — разные цены на разных парковках в зависимости от их популярности, что даст гораздо больше возможностей регулировать их наполняемость. К тому же, тарифы могли бы регулироваться в зависимости от загрузки, времени суток, пиков, сезона и т.?д. Выдвигалась и такая идея: помимо часа за единицу тарификации принять полчаса. Так будет выгоднее для тех, кто оставляет машину на 20 минут и по стандартному правилу должен оплатить целый час.

Как обещали организаторы, все эти моменты еще будут рассматриваться и уточняться на первом (тестовом) этапе реализации проекта.

Подводя итоги заседания, мэр Красноярска Эдхам Акбулатов отметил: «Честно говоря, не услышал ни одного выступления, категорически отрицающего необходимость реализации этого проекта. Нам важно сделать так, чтобы проект, который реализуется на принципах муниципально-частного партнерства, был максимально гибким и ориентированным на внедрение самых современных, наиболее эффективных технологий, которые не всегда являются самыми дорогими, а, скорее всего, будут, наоборот, более эффективными и оптимальными с точки зрения затрат, что позволит максимально быстро решить эту важную, насущную для красноярцев проблему».