Городская среда | Парковки в спальных районах

Полвека назад обычному советскому гражданину приходилось годами стоять в очереди и копить деньги, чтобы купить автомобиль. Пока машина считалась роскошью, а не средством передвижения, счастливые автовладельцы хранили свое имущество под защитой многочисленных замков в гаражах, в разы более доступных по цене, чем «Волги», «Жигули» и «Москвичи». Всеобщая автомобилизация перевернула прежний расклад с ног на голову, так что стоимость гаража и хранящейся в нем машины стали сопоставимы.

Пока число автомобилей на душу населения в Красноярске неуклонно приближалось ко второму показателю по России, автолюбители стали доверять сохранность своего движимого имущества не каменным стенам и мощным засовам, а куда более дешевым автосигнализациям. Тем временем вслед за ростом цен на жилье подорожали и квартиры для «железных коней».

Согласно СНиПу, не менявшемуся еще с прошлого века, каждую новостройку застройщики обязаны обеспечивать как минимум парковочными карманами во дворе из нормы 250 машино-мест на тысячу жителей, независимо от того, есть спрос на обустроенные подземные парковки или нет. Тогда как по данным текущего года на тысячу красноярцев приходится 350 автомобилей. Ситуацию усугубляет неравномерное распределение автопарка по территории города. В новостройках, где квартиры покупают люди молодые и энергичные, этот показатель доходит до одной машины на каждую семью. Так что, хотя число парковочных мест в новостройках и соответствует нормам, дворы домов в популярных спальных районах с вечера до утра переполнены автомобилями, как и обочины центральных улиц в дневное время.

Боксы в подземном гараже Ориентировочная стоимость машино-места в подземной парковке - 250 тысяч рублей

На сентябрьском совещании в департаменте градостроительства администрации города руководитель департамента Геннадий Игнатьев призывал активизировать работу по устройству парковок в городе. По его словам, для этого необходимо в первую очередь создать условия для инвесторов, оптимизировать сроки рассмотрения документов, а также решить вопрос с теми застройщиками, которые, оформив земельный участок, затягивают со строительством объекта. Этими мероприятиями декларативного характера шаги городских властей навстречу строительным компаниям и заканчиваются.

Однако, по мнению застройщиков, возможны и более эффективные действия. Например, в Японии нельзя купить автомобиль, пока не обзаведешься гаражом или машино-местом для него. Почему бы на уровне муниципалитета не запретить владельцам автомобилей парковаться хотя бы во дворах многоэтажек? Тогда, если отвести в каждом районе на неиспользуемых землях плоскостные бесплатные автостоянки, на них будут оставлять машины самые экономные автолюбители, а места в подземных парковках раскупят те, кому хочется держать авто поближе к дому. Нужно отметить, в свободных от транспорта дворах заинтересованы не столько власти, сколько сами жители, и, если запрет будет носить массовый и обязательный характер, порядка и места людям на придомовых территориях действительно станет больше.

Гараж или парковка?

Хотя на дворе ХХI век, по-прежнему не придумано более дешевых мест для личного транспорта жильцов, чем дворовые «карманы». Жилье экономкласса часто ими и ограничивается, хотя пути удешевления подземных парковок все же есть, доказательство чему — опыт компании «Альфа». Как и многие другие застройщики, строительная фирма предлагает своим инвесторам выбор, в каких условиях будет храниться транспорт. Те жильцы, кому важнее было вложить все доступные средства в жилье, готовы оставлять машины стоимостью 100–300 тысяч рублей на придомовой территории, тогда как их более состоятельные соседи не пожалеют денег на машино-место для дорогого автомобиля в возведенной рядом с домом охраняемой парковке. Парковки последнего типа запланированы в 3-м микрорайоне Солнечного: там появятся девять парковок на 60 машин, а возле дома № 33 уже построен пробный образец — подземный гараж на 36 боксов, капитальное «жилье» для избранных автомобилей.

Каждое машино-место в нем отгорожено стенами от общего проезда. Автомобиль в подземном гараже закрыт со всех сторон, и владелец может быть спокоен за его сохранность. Таким обособленным боксам необходима индивидуальная сигнализация, отдельный электросчетчик и мощная система приточно-вытяжной вентиляции, куда принудительно подается воздух с улицы, причем нагревать его должен отвод от теплотрассы. Все эти инженерные коммуникации неминуемо ведут к удорожанию, и подземные гаражи обходятся строителям примерно в 400 тысяч рублей, но, как показывает опыт, красноярцы не готовы пока массово скупать их. Так, из 36 мест в подземном гараже у дома № 33 в 3-м микрорайоне Солнечного, которые продаются по 380 тысяч рублей, за год менее половины боксов обрели хозяев.

Планируя и в дальнейшем строить стоянки для автомобилей, ООО «Альфа» признало строительство подземных гаражей нецелесообразным. В компании решили ограничиться возведением более доступных по цене подземных и надземных парковок. В общих чертах проект подземной парковки выглядит так: на нижний и верхний уровень предусмотрены отдельные въезды, а через щели выходящих на улицу боковых стен помещение парковки будет проветриваться. Машины в нем не замерзнут зимой, хотя отопления там не будет: достаточно тепла идет от земли. Стоимость таких сооружений может опуститься до 250 тысяч рублей за машино-место, поскольку проект упрощен в инженерном отношении. Нераспроданные места застройщик планирует сдавать в аренду до тех пор, пока на них не найдутся покупатели.

Многоуровневые парковки предлагается строить рядом с жилыми домами вместо существующих стихийных автостоянок Строительство подземной автостоянки

Парковка, встроенная в ландшафт

Хотя жильцы не торопятся перемещать свой автопарк в цивилизованные условия, застройщики руки не опускают, а применяют новые, в нашем случае хорошо забытые старые, идеи. Особенность естественного ландшафта с перепадом высот позволяет спроектировать стадион школы в 3-м микрорайоне Cолнечного так, чтобы вместо подпорной стенки на одну из его сторон выходил въезд в парковку на нулевом уровне, и сейчас соответствующее проектное решение находится в разработке.

Действующий пример такой конструкции в Красноярске есть, поскольку впервые со строительством подземных гаражей компания «Альфа» столкнулась, возводя на территории школы № 149 на Взлетке, под спортивным ядром, подземный гараж на 65 машин. Тогда местные жители охотно раскупили в нем боксы, и объект двойного назначения служит им уже добрый десяток лет. Второй раз применить тот же самый проект сегодня запрещают новые санитарные и противопожарные требования.

Еще одну похожую двухъярусную подземную парковку на 150 машино-мест ООО «Альфа» проектирует в 3-м микрорайоне Солнечного — на участке с большим перепадом высот на границе с 5-м микрорайоном. Завершится строительство всего микрорайона в 2016 году, и к этому моменту застройщик планирует обеспечить парковками (как надземными «карманами», так и подземными сооружениями) до 80 процентов его квартир.

Эксперимент по инициативе властей

Обычно подземные паркинги появляются как непременные атрибуты новостроек. Ведь в этом случае застройщику понятен круг потенциальных покупателей. Оказалось, что в коммерческих проектах такого рода городские власти видят способ разгрузить заставленные машинами дворы жилого массива, строившегося с учетом старых норм.

По инициативе администрации Советского района компании «Альфа» был выделен земельный участок в переулке Светлогорском микрорайона Северного, и с 2011 года в качестве эксперимента в зоне существующей массовой застройки началось строительство многоуровневой парковки для жителей окрестных домов. Так что на месте прежней самовольной открытой автостоянки на 60 мест через год появится подземная парковка с тем же количеством машино-мест. Такой же проект многоуровневой парковки компания реализует в Солнечном на ул. 60 Лет Образования СССР и обещает завершить его уже к декабрю.

На примере этих объектов в строительной компании поймут, насколько востребованы платные машино-места у жителей плотно застроенных микрорайонов и как скоро удастся возвратить вложенные в строительство оборотные средства. Этот опыт позволит сделать выводы, готовы ли красноярцы платить за то, чтобы их автомобили хранились в цивилизованных условиях.

Городские власти заостряют внимание общественности на проблеме парковки на обочинах центральных улиц — там бросают транспорт те, кто приехал в деловой центр днем. Между тем нехватка парковочных мест в плотной застройке новых микрорайонов тоже создает немалые трудности их жителям. Сквозь плотно заставленные автомобилями проезды еле пробираются машины спасательных служб и мамы с колясками, выхлопные газы стали привычной составляющей атмосферы детских площадок и квартир на нижних этажах. К сожалению, загнать красноярские автомобили в платные организованные паркинги получится, скорее всего, лишь в принудительном порядке. Когда сформируется устойчивый спрос на машино-места и строительство парковок станет рентабельным, застройщики и инвесторы с готовностью примут участие в подобных проектах.

Зоя Зимина

Источник: Журнал «Сибирский дом» №10 (93), октябрь 2011