Изменения в законодательстве | Проверки по согласованию

В работе Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края произошли изменения. Организация, призванная контролировать качество и безопасность строительства, с недавнего времени имеет право проводить внеплановые проверки только после согласования с прокуратурой. Изменения связаны с вступлением в силу поправок в Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», действие которого теперь распространяется и на строительный надзор.

Проверки по согласованиюЕсли еще недавно Служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов власти, органов местного самоуправления, информация из СМИ, то после вступления в силу поправок в Федеральный закон № 294-ФЗ проведение проверки возможно только после официального согласования с прокуратурой. В свою очередь прокуратура может согласовать проверку только при условии, что в поступившем обращении содержится указание о нарушении технических регламентов, проектной документации, в результате которых возникла или может возникнуть опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, государственному или муниципальному имуществу, имуществу физических или юридических лиц.

«Из 20 обращений, поступивших в стройнадзор за месяц, прошедший с момента вступления в силу поправок в федеральный закон, направлены на согласование в прокуратуру и согласованы шесть, — рассказывает начальник правового отдела Службы строительного надзора Красноярского края Нина Шаталова. — Причина отказа — отсутствие в поступивших обращениях информации о том, что в результате действий юридических лиц может создаваться угроза жизни или здоровью».

Для того чтобы проверка была согласована, в обращении должно содержаться указание на нарушения (как в разрешительной документации, так и в технологии строительства), допущенные в процессе реконструкции, которые предполагают наличие возможной угрозы.

«Новый закон не учитывает специфику деятельности строительного надзора. Задачей нашей организации является предупреждение, выявление и пресечение нарушений, допущенных заказчиком или застройщиком. Другими словами, строительный надзор направлен на проверку объекта капитального строительства, а федеральный закон предусматривает проверку деятельности юридического лица, — объясняет Нина Шаталова. — Это создает дополнительные сложности в применении его положений на практике. Учитывая, что на одном объекте строительные работы могут одновременно осуществляться более чем десятью юридическими лицами, согласовывать с прокуратурой потребуется сразу несколько проверок каждого отдельного юридического лица».

Все основания для проведения проверок теперь перечислены в статье 54 Градостроительного кодекса РФ. Согласно этому документу поводом для проверки может стать: истечение срока исполнения предписания; требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; извещение, поступившее от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, о начале работ, об устранении нарушений, об окончании строительства, реконструкции. Кроме того, как и прежде — до появления изменений в законодательстве, — надзорный орган после корректировки ФЗ № 294 вправе проводить проверки на основании программы проверок.

Единственное исключение из общего правила, предусмотренное законом, когда для проведения проверки не требуется предварительное согласование в прокуратуре, возможно в том случае, если необходимо принять неотложные меры для предотвращения нарушений. В этом случае сначала проводится проверка, после чего в течение 24 часов стройнадзор уведомляет об этом факте прокуратуру.

С момента вступления закона в силу надзорный орган обязан поставить в известность о проведении проверки саморегулируемую организацию, для того чтобы ее представитель смог присутствовать при проведении проверки. Если в ходе проверки выявлены нарушения, Служба строительного надзора должна сообщить о них в саморегулируемую организацию в течение пяти рабочих дней со дня проверки.

В федеральном законе предусмотрены случаи, в которых результаты проверки могут быть отменены. Результаты проверки могут быть признаны недействительными, если: отсутствует основание для проведения плановой проверки; отсутствует основание для проведения внеплановой выездной проверки; был нарушен срок уведомления о проведении проверки; отсутствует согласование с прокуратурой внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В то же время в законе предусмотрена ответственность за создание препятствий работе должностного лица надзорной организации при проведении проверок и за уклонение от проверки. Нарушителей ждет административный штраф.

Источник: Журнал «Сибирский дом» №10 (93), октябрь 2011