Путешествие в Марсель | Марсель, морское поселенье

2728
30 июня 2011 г.
Архитектура и строительство

Второй по величине и значимости город Франции, столица Прованса и крупнейший порт Средиземноморья, Марсель был основан греками за шесть веков до нашей эры как морское поселение с названием Массилия. Бог войны Марс зазвучал в названии позже, во времена расцвета Римской империи — по причине стратегического расположения вблизи удобной бухты с холмистым возвышением природного рельефа. Сегодняшний Марсель — большой современный мегаполис, сочетающий в застройке стили разных этносов и эпох.

Марсель - город-порт Форт Сен-Жан у входа в портовую гавань

Порт между двумя фортами

Марсель — это прежде всего и во все времена порт. Поселение основали еще античные греки — в бухте, в которой сегодня расположен так называемый «Старый Порт» (Vieaux Porto). Бухта по границам защищена двумя военными укреплениями — фортами святых Жана и Николя. Свое оборонительное значение эти фортификации, как и город в целом, сегодня утратили, но мужественную ноту в городской пейзаж привносят. Столь же маскулинно смотрится и знаменитый замок Иф, расположенный на островке в небольшом удалении от берега, в центре дуги лукоморья — знакомый нам по роману Дюма «Граф Монте-Кристо». Увидев расположение замка, понимаешь, что удрать из него и доплыть до Марселя было делом техники плавания.

Свое торгово-промышленное значение старый порт также утратил — в XIX веке гавань стала мелка для торгового флота. Шестиметровая глубина здешних вод осталась комфортной только для яхт и небольших посудин, которые снуют по лазурным водам и в изобилии пришвартованы в пристанях. Им и семи футов под килем предостаточно. Вся торгово-портовая инфраструктура перекочевала в соседнюю, более просторную и глубокую, но менее уютную и живописную бухту. Старый порт с примыкающими к нему кварталами старинной застройки стал туристической и романтической достопримечательностью. Марсель со своим морским грузооборотом делит с Барселоной средиземноморское первенство. Их роднит не только это — оба города выступают столицами некогда единой Каталонии, поделенной между французской и испанской коронами. Хоть Марсель значительно уступил Барселоне в архитектурном великолепии, своей значимости и престижа, а также очарования южного портового города ему не занимать.

Архитектурная Нотр-Даминанта

Марсельский ландшафт весьма крут: от побережья вздымается холмистое плоскогорье, на высшей и ближней точке которого зиждется главный собор города — Нотр-Дам-де ля Гард. Собор Девы-Защитницы безоговорочно выступает визуальной и архитектурной доминантой Марселя, с высоты которой огромная золоченая статуя Богоматери с младенцем Христом на руках осеняет золотым сиянием окрестности — с 150-метровой высоты самого холма плюс нескольких десятков метров здания, служащего постаментом.

Первая часовня собора была воздвигнута в 1214 году и одиноко высилась над головами марсельцев до 1524 года, времени правления Франсуа I, затеявшего реконструкцию не только порта, но и всего города. Собор был построен в романско-византийском стиле и освящен в 1864 году. С тех пор Дева Мария хранит Марсель от напастей, которых (включая набеги, пожары и страшные эпидемии чумы) в истории города было немало. От подножия марсельского Нотр-Дама открывается великолепный панорамный вид — это не только высотная доминанта, но и главная смотровая площадка прованской столицы.

Главный собор марселя Музейный центр

Храмы богов и капища муз

Марсель богат культовыми сооружениями и славится обилием учреждений культурных — многочисленных музеев и театров, садов и парков. Музейная старина начинается от района Старого порта. Совсем рядом с портом стоит Музей истории Марселя с экспозициями, охватывающими периоды от античности до новейшего времени. По ходу от одного из портовых фортов расположен парк Жарден-де-Фаро («Сад у маяка») с одноименным дворцом, а рядом — аббатство Сен-Виктор. Святой Виктор был причислен к великомученикам в IV веке, в пору утверждения христианства по всей прежней Римской империи, а сохранившаяся базилика его имени была воздвигнута в 1040 году и выдержана в готическом стиле. Внутри хранятся саркофаги с мощами самого святого Виктора и других мучеников. Для измученных попытками угнаться за модой, несомненно, окажется интересным Музей моды, где выставлены наряды и аксессуары последних тридцати-сорока лет. В роскошно-барочном комплексе Дворца Лонгшан сейчас действует Музей изящных искусств (Beaux Arts Musee) с собраниями живописи и скульптуры XV–XIX веков.

Другой музейный центр, Vieille Charite, построен на месте старых мастерских и богадельни, реконструированных к середине XVIII столетия. В музейный комплекс входит капелла, построенная по проекту архитектора галантного века Пьера Пюже. Внутренняя крытая галерея и не?зависимые марши лестниц пред?назначались для того, чтобы люди, жившие в богадельне, могли различными путями прохо?дить в молельни. Нищих старушек в сытой Франции поубавилось, а потому актуальность скрывающих их от посторонних глаз галерей пропала, и сегодня сооружение служит обозрению исторических красот — со второго эта?жа галереи открывается необыч?ный вид на купол капеллы. Здесь же, во Vieille Charite, находятся Археоло?гический музей с коллекцией пред?метов Ближнего Востока, Греции, Этрурии и Рима и Музей искус?ства стран Африки, Океании и Америки.

Кроме музейных экспозиций в Марселе античные ценности представлены и под открытыми небесами — в так называемом Саду руин можно ознакомиться воочию с результатами археологических раскопок римского периода. Есть в Марселе и уникальный музей, в котором выставлены не столь серьезные ценности. Это музей Сантон, в котором выс?тавлена частная коллекция крошеч?ных рождественских фигурок (по-французски сан-тон), типичных для Прованса, собранных мастером этого жанра Карбонелем. Здесь же есть мастерская, в ко?торой можно понаблюдать за изготовлением фигурок. Подарить к Рождеству купленную здесь керамическую безделушку сан-тон — хороший тон.

Аббатство Сен-Виктор Старый

Свой Прадо со своим Давидом

В Марселе есть все атрибуты столичной и имперской урбанистики. Кроме собственного Нотр-Дама есть своя Триумфальная Арка, а также парки и дворцы. Есть и свой Прадо — но не филиал мадридского музея, а широкий бульвар, пересекающий весь центр и упирающийся в уютную песчаную бухту. Здесь расположены славящиеся чистотой и красотой обзора пляжи, одноименные бульварам. Музейные ассоциации усиливает копия статуи Давида, установленная на ротонде у самого берега. Если оригинал скульптуры томится в музее, а его копия теснится в узком пространстве возле флорентийского Палаццо-Веккья, то марсельскому мраморному красавцу вольготно — он купается в лучах солнечного света и дуновениях морского бриза. При этом ничуть не забронзовел от неминуемого для человека загара — мраморный все-таки…

Сам бульвар Прадо тоже очень просторен и вольготен для гуляний и прочих праздношатаний. Здесь дивным образом сочетается архитектура разных эпох: барочные формы кованых решеток и ворот роскошных садов; особняки в стиле неоклассики, ампира и модерна; современные бетонные коробки и ультрасовременные зеркальные «кристаллы» творцов хай-тека. Последние, кстати, в странной ткани городской застройки смотрятся наиболее выпукло и эффектно.

Сборные железобетонные корпуса Ле Корбюзье

Возможно, что крутой вертикальный рельеф застройки Марселя сподвиг одного из основоположников современной архитектуры, Шарля Ле Корбюзье, избрать город в качестве полигона для его «вертикального города» и так называемой «жилой единицы» урбанистического общества. «Поэт железобетона», архитектор заложил основы современного сборно-панельного домостроения, огромных комплексов, совмещающих в своих чревах жилые, сервисные и общественные помещения. Ле Корбюзье развил в 1918 году свои идеи функционального и минималистического зодчества, за что снискал славу помешанного, но реализовать их помешали, а потом косвенно помогли мировые военные передряги. Новые подходы и ускоряющие строительство технологии оказались востребованными в разрушенной войной Франции. Марсель, больше многих других городов пострадавший от бомбежки, стал опытной площадкой для архитектурных новаций.

Революционный проект своей «жилой единицы» с ячеистыми сотами жилых комнат, ленточными окнами, встроенными в корпус здания торговыми и бытовыми площадями и зонами общественного назначения Ле Корбюзье закончил в 1948 году, но получил одобрение на строительство только в 1952-м. В течение года 17-этажный комплекс с поэтичным названием «Сияющий город» (Cite Radieuse), на железобетонных сваях, с внутренними переходами, встроенными магазинами, столовыми, прачечной и парикмахерской, детским садом на последнем этаже и террасой для отдыха на крыше, был воплощен в железобетоне. «Сите Радьез» стал не только обиталищем для 1600 горожан, но также знаковым явлением в архитектуре и достопримечательностью Марселя. Особенной художественной ценности здание не представляет, поскольку таких и в Марселе и по всему миру понастроены миллионы, но оно ценно как одно из первых в истории и как апофеоз рационализма.

Дом-коммуна Ле Корбюзье Дворец Лоншан

Гадание о хрустальном шаре

Геометрические формы зданий, излюбленные последователями Ле Корбюзье, в гигантских размерах и в немалом количестве выросли и продолжают расти на марсельских урбанистических полях — как грибы после финансового дождя. Современные инвесторы охотнее вкладываются не в благолепную старину и ее имитации, а в блистающие сплошным остеклением кубы, трапецоиды и шары. Такой гигантский сфероид — не то хрустальный шар, не то блистающий росой гигантский гриб-дождевик — вырос на открытом и просторном участке между парком Прадо и набережной. Что это за здание, узнать не получилось, но очень похоже на административное сооружение стадиона или мотовелополигона, над которым оно посверкивает своими зеркальными фасетками.

Старое и новое в городском ландшафте

По-французски это пишется как vieaux и noveau, vielle и nouvelle. Кстати, всемирно известный архитектор с похожей фамилией Нувель удстоил Марсель своего внимания. И хотя родной город зодчего, Фюмель, расположен ближе к атлантическому Бордо, архитектурный космополит Нувель украсил средиземноморский Марсель своей очередной башней, причем здание новейшего фасона он встроил в пейзаж Старого порта. Надо признать, сделал это он мастерски и весьма гармонично: Марсель по праву можно назвать городом контрастов, в котором биржа соседствует с соборами, футбольное поле с праздношатающимся бульваром, а хай-тек уживается с барочной стариной. Загадочно сверкающий почти черными стеклянными фасадами крученый сталагмит Нувеля эффектно оттеняет готические башни Большого кафедрального собора. Эта неороманская церковь стала самой большой из построенных в Европе в XIX веке. Несмотря на огромную славу базилики Нотр-Дам-де-ла-Гард, именно Нувель-Мажор является основным местом религиозного поклонения; здесь похоронены епископы Марселя.

Небоскреб Нувеля несколько напоминает его же проект башни SunCal для Лос-Анджелеса: в обоих случаях стеклянные фасады здания закрыты «трехмерной решеткой» из солнцезащитных экранов. Однако если в калифорнийском проекте за стенами жилого здания сокрыты «висячие сады» современного мегаполиса, то проект офисного высотного здания для столицы Прованса более сдержан. Висячие сады для отдыха офисных служащих предусмотрены, причем на высоте — на срединном промежутке и крыше 135-метровой башни.

Колористическое решение второй высотки зрительно придает зданию легкость: верхняя часть сооружения выполнена голубой, цвета южного неба, нижние ярусы белыми и красноватыми — в тон известняковым стенам и терракотовым черепичным крышам окружающих домов. Такой «теплый» триколор — неотъемлемая от «прованского стиля» гамма. Стройный профиль здания со встроенными оранжереями — это не только «зеленый» элемент (это позволит использовать в его помещениях естественную вентиляцию), но и вынужденная мера, поскольку небоскреб уместился на узком участке между двумя транспортными эстакадами.

Башни Нувеля входят в комплекс SAS Suиde, состоящий из трех высотных зданий и одного корпуса средней этажности. Своей комплектностью современный ансамбль задуман перекликающимся с храмовым комплексом Cathedral du Major — те же башни с приземистым зданием между ними. Такая вот воспроизведена эстафета времен, архитектуры старой и новейшей. Высотная триада в Старом порту Марселя выполнена тремя архитектурными субъектами. Кроме Нувеля, в проектировании ансамбля приняли участие Жан-Батист Петри и архитектурное ателье из Лиона. В современном городском ландшафте царит не только сочетание старого и нового, но и сотрудничество многих зодчих.

Оперный театр Марселя Башни нувеля и Каседраля де ля Мажор

Одиозная слава и сходство с Одессой

Многие наши соотечественники отмечают похожесть Марселя и Одессы — не только колоритом зданий из белого известняка и охряной терракоты, но и в вольнолюбивом духе и чувстве юмора, разлитом в атмосфере обоих городов. Марсельцы, как и одесситы, остры на язык, да и за делом не встанет: рассказывают, что на вашем автомобиле может появиться непристойная надпись — по причине раздражения неправильностью парковки или просто из любви к искусству.

Как во всяком южном городе, к тому же портовом, в Марселе немало проходимцев и злачных заведений — пристанищ порока. Кабаки и бордели портового Марселя воспеты в песнях соответствующего жанра, да и моряцко-купеческой жизни вообще присуща особая романтика, со всеми ее осложняющими симптомами. Однако дурная репутация центра торговли наркотиками, проституции и коррупции не способна ослабить очарования города и присущей южным вратам Франции неповторимой атмосферы, отличающей его от других городов.

Геннадий Рыбаченко
Фотографии — Леонид Жбанов

Источник: Журнал «Сибирский дом» №6 (89), июнь 2011