Архитектор Сезар Пелли | Кесарю – кесарево

2829
31 мая 2011 г.
Архитектура и строительство

С именем Цезарь трудно избежать мании — если не величия, то величественности. Такими монументальными и посверкивающими металлом архитектор Сезар (Цезарь) Пелли и проектирует свои башни, банки и центры. Амбициозная гигантомания нынче востребована, и финансовые магнаты бурно развивающихся Востоков и Америк за ценой не постоят. Вот и рассекают городские небеса небоскребные ланцеты архитектурного кесаря.

Сезар ПеллиСезар (Цезарь) Пелли родился в 1926 году в Тукумане (Аргентина). Архитектурное образование получил в Национальном университете там же (1949 год) и в архитектурной школе Университета Иллинойса (1954 год). С 1952 года Пелли живет в США. В 1954–1964 годах работал в мастерской Эро Сааринена и Кевина Роша, затем в других архитектурных фирмах. Сезар Пелли основал собственное бюро Cesar Pelli and Associates в 1977 году (ныне оно носит название Pelli Clarke Pelli Architects). Автор проектов множества высотных и музейных сооружений. Обладатель множества профессиональных наград и званий, профессор многих университетов мира.

Панамериканец

Пелли можно назвать всеамериканцем: рожденный и получивший образование в Аргентине, он продолжил обучение и избрал новой отчизной и площадкой для своего творчества США. Как истинный панамериканец зодчий проектирует для городов обеих Америк, попутно проявляя космополитизм в направлении Японских и Зондских островов. Однако большая часть его объектов сосредоточена в Штатах по всему их периметру: Лос-Анджелес — Майами — Нью-Йорк — Чикаго — Сиэтл.

США по праву называют плавильным котлом многих традиций, а в результате выплавляемая силами многих поколений эмигрантов культура стала доминировать над всей планетой. Попал в этот котел и молодой аргентинец, равно как и оказавший на него большое влияние шеф, партнер и учитель финн Эро Сааринен. Его эстетические взгляды вкупе с выкладками Ле Корбюзье во многом сформировали творческий почерк Пелли: скупо, броско и экономично — ничего лишнего. С Саариненом он проработал десять лет, дебютировав в качестве разработчика здания терминала нью-йоркского аэропорта имени Кеннеди, а также зданий колледжа Морса и Стайлса при Йельском университете. Поскольку США всегда выглядели страной гораздо больших возможностей, после короткого возвращения в Аргентину Пелли в 1964 году меняет гражданство на американское и окончательно перебирается на новую родину. Здесь он работает со многими архитектурными фирмами, пока в 1977 году не основывает собственную мастерскую.

Архитектор и среда

Как архитектор Пелли, можно сказать, стартовал довольно поздно — его признанным дебютом стало здание мэрии в калифорнийском городке Сан-Бернардино, когда ему было уже 43 года. Начинал Пелли как ландшафтный дизайнер в соавторстве с супругой Дианой Балмори, имевшей собственную практику. Опыт в этой сфере пригодился, сформировав стремление к гармонии рукотворного с природным. Все критики отмечают прекрасное умение чувствовать среду и вписывать в нее здания и прочие объекты. По мнению самого архитектора, изложенному в 1986 году в статье журнала Architectural Digest, «не следует выносить суждение о здании, каким бы по отдельности прекрасным или теоретически обоснованным оно ни выглядело… Вместо этого следует приглядеться, насколько оно улучшает или ухудшает дополняемую им среду. Если у города нет связей с окружающим ландшафтом, то следует спросить архитектора о целесообразности его деятельности, каким бы прекрасным и концептуальным творчеством она ни заявлялась». Этой философии зрелый автор неукоснительно следует всю жизнь, несмотря на грандиозность спроектированных им зданий.

Всемирный финасовый центр в Нью-Йорке Зимний сад в галерее между башнями Всемирного финансового центра

Цитадель мировых финансов

Комплекс зданий Всемирного финансового центра (WFC), спроектированный Сезаром Пелли, вполне резонно сравнить со средневековой крепостью-городом: те же четыре возвышающихся над окрестностями башни, такая же замкнутая внутри автономная внутренняя инфраструктура. По сути город в городе — как по структуре, так и по размерам. По впечатлениям побывавших в WFC людей, его гигантская архитектура не антропоморфна — габариты зданий не соразмерны, а кратны на два порядка росту человека. Впрочем, таков весь Нью-Йорк, не без основания претендующий на звание столицы мира. Говорить приходится не о человеческом росте с муравьиным масштабом на фоне современных зданий, а скорее о росте человеческой мысли и технологических возможностей, позволяющих возводить такие гигантские муравейники. Во всяком случае на строительство грандиозного Всемирного финансового центра финансов не пожалели, и результат получился впечатляющий.

WFC был построен в трехлетний срок, с 1985 по 1988 год. Центр расположился на территории района Battery Park City, с видом на Гудзон и бетонные заросли джунглей Манхэттена. Комплекс включает четыре разновысотных башни, облицованных стеклом и полированным гранитом и увенчанных индивидуальными геометрическими кровлями — брендовыми коронами расположившихся в них всемогущих банков. Здания классифицируют как яркий пример архитектуры постмодерна, поскольку они сочетают технологически новые формы и материалы с традиционными.

Одна из башен насчитывает в высоту 40 этажей, или 176 метров. Здание включает в себя 150 тысяч квадратных метров офисных площадей и соединено с примыкающей улицей и остальными башнями пешеходными мостами. Это так называемая Южная башня, в которой располагается штаб-квартира компании Dow Jones & Company.

Вторая башня — по порядковому номеру и по высоте — насчитывает 44 этажа (197 метров) и порядка 250 тысяч квадратных метров доходной площади. Здесь разместились офисы сразу нескольких крупных транснациональных банков. Третья башня — самая высокая из всей четверки и своим 51 этажом достигает 225 метров по вертикали. Она почти целиком занята American Express и увенчана характерной для компании-собственника кровлей. Четвертая башня, напротив, самая низкая, всего 175 метров. Она почти полностью предоставлена банку Merrill Lynch.

Самые большие восторги вызывают зимние сады, располагающиеся в просторной галерее между второй и третьей башнями. Грандиозный атриум остеклен двумя тысячами крупных панелей, а пол площадью 6 тысяч квадратных метров выложен трехцветным итальянским мрамором. Своеобразную внутреннюю живую колоннаду образуют 16 рослых пальм рода с красноречивым названием Вашингтония, вымахавших на 13 метров в высоту. Просторная оранжерея размерами 61×37×38 метров западной фасадной стеной выходит на печальное место эпицентра событий 2001 года.

WFC служит не только образцом высокой (во всех смыслах) архитектуры, но и средоточием высокой культуры — финансы сопровождены романсами. В просторном зимнем саду регулярно проводятся вернисажи и даже театральные действа, становящиеся предметом обсуждения сливок всего культурного мирового сообщества.

Сентябрьские события 2001 года не обошли стороной детище Пелли, тем более что Всемирный финансовый центр близко соседствовал со Всемирным торговым центром. Пострадало фасадное остекление, особенно зимних садов. Вскоре все было восстановлено в прежнем виде, с той лишь разницей, что виды открываются не на башни-близнецы, а на зияющий пустырь Ground Zero. Финансовая цитадель, в отличие от торговой, выстояла…

Сезар Пелли Центр исполнительских видов искусства в Майами

Брутальный взгляд на небо

Жестокому «миру чистогана» как нельзя более отвечают жесткие силуэты офисных небоскребов, которыми густо и быстро порастают современные мегаполисы — как грибы после дождя. Оно и не мудрено: обильно проливающиеся финансовые потоки такому бурному росту изрядно способствуют. Что же касается новой урбанистики, то тут уже не до изящных финтифлюшек и прочих красивостей — успеть бы захватить место под солнцем. Законы джунглей во всей полноте — только бетонных.

Жесткий конкурентный характер нынешней мировой экономики и определяемой ею архитектуры диктует и формы. Облик главных экономико-финансовых центров современной цивилизации исключительно брутальный и маскулинный. Основные мегаполисы-метрополисы сплошь застраиваются небоскребами, силуэтами напряженными и будто эрегированными в направлении высот. Гонка по вертикали и стремление выглядеть выше и сильнее неостановима, а дистанция уже достигла почти километра высоты. Принял участие в этом забеге и Сезар Пелли, причем неоднократно и весьма успешно. Он, что называется, «попал в десятку», причем буквально: архитектор входит в десятку самых именитых зодчих современности, а спроектированный им манхэттенский комплекс WFC числится в перечне десяти лучших построек современности.

Наступление на небеса со стороны современных архитекторов неизбежно и оправданно, поскольку сверхурбанизация и сверхконцентрация городского населения в силу людской центростремительности стала не просто тенденцией, но самой судьбой человечества. Вот и растут компактные железобетонные здания-муравейники ввысь, не то преодолевая притяжение Земли, не то приближая своих обитателей к небожителям. В этом наступлении на небеса участвуют города всех без исключения континентов (кроме разве что Антарктиды). И чем больше амбиции, подкрепленные финансами, тем выше беспрестанно возводимые небоскребы.

Небоскребы в Малайзии ебоскребы

Малайзийский тандем

Если сравнить архитектуру с коньковой фигуристикой, то в парном катании чемпионы мира — башни нефтегазовой компании «Петронас» в малайзийской столице Куала-Лумпур. Пелли выиграл конкурс, предложив проект, не только впечатляющий размерами и формами, но и густо замешанный на исламской символике: в плане башни представлены восьмиконечными звездами, а их завершения смахивают на головные уборы южноазиатских правителей. Проект был утвержден в 1992 году, и вскоре началось грандиозное строительство, завершившееся фактически через пять лет, — в 1999 году состоялось официальное открытие. Уже в 1996-м тандем зданий был признан самым высоким офисным комплексом мира, и по прежний день они остаются самой рослой парой.

Строительству башен предшествовали масштабные работы по укреплению фундамента: в вырытые на глубину нескольких десятков метров шахты залили 13 тысяч кубометров бетона. На таком прочном фундаменте и построены 88-этажные башни-близнецы. Подобно сиамским близнецам (а Сиамский залив расположен совсем неподалеку), близнецы «Петронас», словно пуповиной, связаны воздушным мостом, перекинутым на высоте 41–42 этажей.

Легкий и изящный переход, соединяющий обе башни, и одновременно весьма тяжелый (общим весом 452,64 тонн), был изготовлен в Южной Корее и в разобранном на 493 части виде летом 1995 года переправлен в Малайзию. Доставленные части смонтировали сначала на земле. Центральная сек?ция моста составлена из 307 частей: главная его ферма (41×5×9 м) весит 325 тонн, а две опорные балки (по 42,6 метров) — 60 тонн. Специально для балок были сконструированы амортизаторы. Общий вес всех конструкций соста?вил 750 тонн, а сборка сооружения длилась трое суток. Перед началом работ по подъему моста были проведены всесторонние испытания конструкции на прочность. После 32-часового подъема она заняла свое место. Мост делает силуэт парной конструкции похожим на гигантскую букву «Н», будто обозначающую начальную букву словосочетания hi-tech. Кстати о высоте: в непрекращающемся соревновании строители «Петронас» прибегли к хитрости, нарастив величину венчающих кровли шпилей, отчего общиц рост зданий от поверхности земли до острия шпилей составил 451 метр.

Малайзийские башни-близнецы, вне всякого сомнения, являются наивысшим достижением Сезара Пелли и высшей точкой Куала-Лумпура. Сам архитектор так говорит о всех своих творениях: «Для меня нет ничего приятнее, чем посещать мои здания, когда они завершены и заселены. Это как живая часть чуда, обретшего свое место. Месяцы и даже годы забот и чаяний становятся реальностью».

Сезар пелли Сезар Пелли

Кесарю кесарево

Цезарь Пелли удостоен за свои проекты множества профессиональных наград, присужденных такими уважаемыми заведениями, как Американская Академия Искусств, Американский Институт Архитекторов, Национальная Академия Дизайна, Международная Академия Архитектуры. В 1995 году он награжден золотой медалью Американского Института Архитекторов, а также кучей наград американских сообществ и муниципалитетов. Североамериканскую географию его наград расширяют почетные звания доктора и профессора множества архитектурных вузов и академий всего мира, в том числе первоклассная лицензия японского государства. География привязки и реализации его проектов также всепланетно расширились: в ближайшие несколько лет увидят свет офисные, музейные, университетские и медицинские сооружения в Италии и Испании, Корее и Катаре, Чили и, конечно же, в нескольких городах Соединенных Штатов. Как тезоименитый Цезарь, он способен вести несколько объектов одновременно, несмотря на почтенный возраст — в октябре ему должно исполниться 85 лет. Правда, латиноамериканские уроженцы долгоживущи и плодотворны — бразильцу Оскару Нимейеру уже перевалило за сотню. Наш герой наверняка тоже не отстанет…

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №5 (88), май 2011