Очарование эклектики | Архитектор Виталий Виинапуу
Автор проекта — архитектор Виталий Виинапуу
Идеальная ситуация, когда архитектура здания соответствует его внутреннему содержанию, к превеликому сожалению, большая редкость в реальном мире. Поселиться или просто иногда посещать Венецию - удовольствие не из самых доступных. Что же делать человеку, живущему в сибирском городе, но тяготеющему к вечной классике "Сиятельной"? На помощь приходит дизайнер, оформляющий интерьер по всем канонам искусства барокко, - так, архитектор Виталий Виинапуу создал настоящий кусочек адриатического города в обычном доме из монолитного железобетона.
Грамотно исполненный интерьер всегда выдержан в едином стиле, считает дизайнер. Впрочем, стиль не следует понимать как догму: вариации стилевых направлений вполне возможны, а эклектика неизбежна - важно добиться, чтобы она получилась гармоничной.
По убеждению Виталия Виинапуу, интерьер в первую очередь задаётся правильно подобранной мебелью и аксессуарами, а видоизменять саму геометрию пространства зачастую нет никакой необходимости. Поэтому перепланировка четырёхкомнатной квартиры общей площадью 150 кв. м была минимальной - убраны некоторые перегородки и перенесены дверные проёмы. В результате нефункциональные коридорные пространства влились в объём гостиной, которая приобрела большую просторность, не утратив при этом подобающих главному помещению квартиры теплоты и уюта.
Многоуровневые потолки и подиумы, сложные конструкции, сооружаемые из гипсокартона, - вчерашний день дизайна и архитектурное излишество. Как объём помещения должен быть понятных и строгих очертаний, так и потолки, особенно в типовых, имеющих стандартную высоту квартирах, - ровными и не отягощёнными прихотливой фактурой. В рассматриваемой квартире они просто окрашены светлой краской. Единственный декоративный элемент - фриз, скругляющий стык потолка со стеной, местами украшенный изящным классическим орнаментом. Его поддерживает того же цвета (в тон потолку) классический высокий плинтус.
Классическое начало
Как театр начинается с вешалки, так и классический интерьер открывается с прихожей, плавно переходящей в пространство гостиной. Одну из стен полностью занимает вид Венеции - фотоснимок, сделанный самим архитектором, масштабированный в натуральную величину, нанесён с помощью специальной технологии на обои, которыми оклеена поверхность.
Стоит отметить, что сегодня в интерьеры триумфально возвращаются обои. Декоративная штукатурка и окраска стен, по мнению Виталия Виинапуу, смотрится несколько простовато. Возможности же современных материалов и технологий, применяемых в изготовлении обоев, позволяют добиваться великолепных результатов. Объёмная виниловая и мягкая тканевая, или наоборот, гладкая и блестящая фактура, миллионы орнаментов и оттенков делают каталоги очень пухлыми, а возможности создания индивидуального интерьера безграничными. Кроме того, фирмы производители в дополнение к обоям предлагают соответствующих расцветок ткани для драпировки интерьеров и обивки мебели. Всё это открывает новые возможности для дизайна.
Но вернёмся в нашу прихожую. Низко расположенные окошки светильников, вмонтированных в стену, на фоне запечатлённых на фото огней ночного города - маленькая дизайнерская хитрость, делающая изображение необыкновенно живым, "настоящим". Итальянское овальное зеркало в богато декорированной золочёной раме и элегантный столик для ключей на кронштейнах, крепящихся к стене, завершают её образ, выдержанный в стиле апеннинской классики.
От гостиной прихожую отделяет перегородка ширма, не доходящая до потолка, имеющая форму ниши и обитая тканью с узором "арабеск" (в народе именуемым "индийскими огурцами"). В ней установлен стильный диванчик без подлокотников с высокой прямой спинкой, увенчанной узором, характерным для барокко, - такой же украшает второе зеркало, позволяющее увидеть себя в полный рост. А вот бра, подвешенные по обеим сторонам ниши, выглядят довольно современно благодаря своеобразной конструкции кронштейнов. Это первый шаг в плавном переходе к пространству гостиной, где барочные очертания и формы удачно сочетаются с элементами хай тек.
Линию, разграничивающую гостиную и прихожую, продолжает испанский комод ярко синего цвета. И хотя полупрозрачная кисея как бы оставляют его в коридоре, он принадлежит одновременно и гостиной, являясь цветовым акцентом этого помещения, выдержанного в сочетании двух основных оттенков - кофе с молоком и тёмного дерева.
В помещении нет никаких арок, безосновательно увязываемых с "итальянским стилем". Наоборот - этажерка, встроенная в одну из стен, выполнена в виде ромбически наклонённых "сот" квадратного сечения.
Мягким островком выглядит гостиная группа - просторный диван и кресло с обивкой из светлого флока. Но главную роль здесь играют не они, и даже не две стеклянные витрины, стилизованные под классику, с выставленными в них предметами декора. Центром комнаты, геометрическим и смысловым, выступает оригинальная конструкция - нечто среднее между пуфом и журнальным столиком - от IPE Cavalli на ажурных хромированных ножках.
Большое внимание в создании интерьера уделено светильникам. Люстра, под по хайтековски цилиндрическим прозрачным абажуром которой скрываются самые что ни на есть классические мотивы, сама по себе представляет смешение стилей и также служит одним из опорных элементов дизайна гостиной. Несмотря на впечатляющие габариты, она даёт очень мягкое, приглушённое освещение, даже если включить все её ярусы. В гостиной присутствуют и локальные источники света: в углу торшер, тоже с прозрачным, но конусовидным абажуром, на подставке для видеоаппаратуры - настольная лампа, повторяющая по форме абажура цилиндр люстры, но уже не стекла, а зеркально чёрного металла. На другом конце тумбы в унисон к ней подобрана такого же зеркального металла ваза. Ещё две настольные лампы, трапециевидных очертаний, размещены на комоде. Как и в холле, антураж гостиной дополняют репринты видов Венеции и репродукции картин, обрамлённые в классический багет. Вот как можно жить - если не в Венеции, то во вполне венецианском антураже - правда, без катания на гондолах по каналам, хотя в прихожей так и хочется шагнуть в одну из пришвартованных к берегу лодок?
Младшей - сказки, старшей - комиксы
Комната младшей дочери выполнена в диснеевском стиле - именно так должны выглядеть апартаменты принцессы. Интерьер решён в тёплых и мягких розовых и сливочных тонах. На стенах - сказочные замки и порхающие бабочки, балдахин над кроватью, рядом "царское" кресло с необычной спинкой и пушистыми подлокотниками, длинноворсовый круглый ковёр и целый зверинец плюшевых мишек. Что ещё нужно для безмятежного проживания маленькой принцессы? Ну, конечно, зеркало, гардероб, телевизор и стол - ведь скоро в школу! Ярким акцентом в этом розово молочном царстве детских грёз служат два светильника - ярко розовый и зелёный, имитирующие технику оригами.
Настроение в комнате для девочки тинейджера задают репринты из комиксов, нанесённые на одну из стен и даже на дверцы шкафа. Обстановка вполне отвечает подростковому возрасту: книжные полки и рабочий стол с компьютером, занимающий пространство вдоль окна, маленькая софа в уютном уголке, обозначенном декоративными шторками, люстра - ребристая сфера, низкое полукруглое кресло перед туалетным столиком, а над ним - оригинальное зеркало в форме цветка, лепестки которого отгибаются и поворачиваются под разными углами. Новый век - новые технологии, современным юным красоткам вовсе не обязательно крутиться перед зеркалом, упрашивая: "свет мой, зеркальце, скажи" - можно, настроив чудо систему, обозрить себя со всех сторон, не сходя с места. Цветовое решение комнаты также вполне отвечает возрасту: краски ярче, а акценты чуть резче. Маленькие принцессы, дорастая до переходного возраста, особенно стремятся к чему то новому, а затем, ещё повзрослев, возвращаются к извечной классике. Все мы это проходили?
Скромное очарование очага
Кухня, одновременно служащая столовой, решена очень лаконично - ничего лишнего и нефункционального. Современную бытовую технику, без которой в доме не обойтись, - такую, как плита, холодильник, микроволновка и посудомоечная машина, затруднительно декорировать под классику. Поэтому, по словам Виталия Виинапуу, все утилитарные элементы, связанные с приготовлением пищи и хозяйственными нуждами, должны минимально привлекать к себе внимание, особенно в тех случаях, когда кухня совмещена со столовой. Никаких акцентов на цвете, вызывающей фурнитуры и т.д. Оптимальный вариант - качественный, но внешне очень скромный гарнитур со встроенной техникой.
А вот обеденная группа - это то, на чем можно и нужно сделать акцент. Она состоит из прямоугольной формы стола со скруглёнными углами и гнутыми ножками, окрашенного тёмной матовой краской, и красных стульев, в тон которым подобрана составная многопредметная люстра с подвесками. Красна изба - и углами, и пирогами?
Важнейший атрибут современной столовой - диван, где так приятно расслабиться после сытного обеда, выпить чашечку кофе или просто побеседовать в узком кругу. И конечно же, по бокам необходимы торшеры с матерчатыми абажурами, создающие атмосферу особого уюта.
Италийский вид кухне столовой придают нанесённые на стену изображения куполов соборов - это репродукция картины, нанесённая на обои и покрытая стеклом, - и фотографии уличных пейзажей далёких Апеннин.
Белый покой
Из кухни дверь прозрачного стекла ведёт в застеклённую, но не отапливаемую лоджию, которая приспособлена для того, чтобы тёплым днём или вечером посидеть в спокойной и в то же время клубной обстановке. На потолке применён кожезаменитель белого цвета с перетяжками - температурный перепад делает применение гипсокартона рискованным. Использование кожаной фактуры создаёт особую атмосферу - белый покой, вместе с тем покрытие практично: его легко протирать и мыть.
Классическая по своему орнаменту розетка на потолке окрашена контрастно - в чёрный цвет, который перекликается с кованой люстрой и элементами мебели. Окна задрапированы тканью, что обеспечивает нерезкое освещение, в котором практически растворяется, кажется невесомой мебель: стол с прозрачной столешницей, стулья со светлыми сиденьями и ножками и спинками тончайшей ковки. Создаётся эффект размытого изображения, и пространство получается спокойным и располагающим к отдыху от повседневной суеты.
Сладкие сны
Спальня выполнена в классическом ключе. Шикарная люстра, выполненная из зелёного стекла и ткани, создаёт акцент, поддержанный цветом кресла, покрывала, низенького овального прикроватного столика и дополненный парой двухрожковых бра. Кровать довольно простых, но классических очертаний - на характерно изогнутых ножках.
В меблировке спальни дизайнером применено изделие собственного производства: дверцы шкафа обтянуты белым немецким кожезаменителем с тиснением "в ромб". Этот приём как нельзя более удачно сочетается по стилю с кроватью. В то же время, если фирменный итальянский гардероб, изготовленный по этой технологии, потянул бы на 3 5 тысяч евро, то воспроизведённый местными производителями, он обошёлся раза в два три дешевле. Довершает меблировку спальни изящный итальянский комод, над которым на стене закреплена плазменная панель с акустической системой.
Подобающий опочивальне уютный полусумрак обеспечивают тёмные обои на стенах и плотные шторы, контрастирующие с белой мебелью. Настроение создаёт и картина: классическое, но не очень известное, не избитое произведение перенесено факсимильно на ткань. Сегодня в Красноярске существуют фирмы, предлагающие очень качественную печать на холсте с последующей обработкой специальным гелем, придающей репродукции фактуру мазков масляной краски. Зачастую оригинал выглядит менее эффектным по сравнению с такой мастерски выполненной копией. Это живописное ню в изголовье напоминает о предназначении комнаты и настраивает на сладкие сны - во всех смыслах?
Царство гигиены
Выбор кафеля сегодня чрезвычайно велик и даёт большой простор для дизайнерской фантазии, особенно если работать с дизайнерскими коллекциями, а не через каталоги, где представлены изделия, поставленные на поток. В этом случае появляются дополнительные возможности - например, ручная роспись, индивидуальный подбор цвета и фактуры. Так стоит ли в очередной раз повторять наиболее часто используемый приём "тёмный низ - фриз, светлый верх - фриз"? По мнению Виталия Виинапуу, он давно себя исчерпал.
Виталий любит работать с плоскостями: стена или её часть выкладывается одной плиткой, а для остальных применяется другая расцветка и фактура, на фоне которых расставляются акценты, перекликающиеся с первой. Интересный приём - использование кафеля разных коллекций, но грамотно подобрать наиболее гармоничное сочетание - задача, решить которую под силу лишь профессионалу, так что экспериментировать самостоятельно не советуем.
В качестве доминанты можно выложить одну стену мозаикой - сейчас модно воспроизводить таким способом картины. Для фоновой плитки очень хорош натуральный камень - травертин, мрамор, песчаник - выбор таких материалов итальянского производства в Красноярске есть.
Детский санузел выдержан в том же, что и комната, стиле розовой сказки, ему отвечает массивная "дворцовая" люстра, выбрано соответствующее образу зеркало. А гостевой выдержан в строгих и лаконичных чертах.
Взгляд на материю
Конечно, у каждого дизайнера свои предпочтения в части материалов. Для Виталия Виинапуу их природное происхождение - почти императив. По крайней мере, всё должно выглядеть максимально натурально: если используется керамогранит, то его окраска и рисунок должны повторять природный, "дикий" камень. Архитектор является также принципиальным противником декоративных штукатурок и стандартных способов их применения, выглядящих в большинстве случаев бутафорно. Конечно, кропотливая ручная работа обходится дороже, но поверьте, она того стоит.
Пристрастие к натуральным материалам выражается и в использовании ткани в обивке стен, отделке мебели и светильников. В жилых интерьерах ткань и дерево создают особенный, тёплый комфорт, а применение хромированного металла, художественной ковки и стекла лишь подчёркивает эту теплоту. Такой контраст, как и высокая эклектика, играет на внешнюю эффектность интерьера, не умаляя, а умело преподнося его потребительские качества.
Грамотно разработанный и качественно выполненный интерьер ценен не только сам по себе, как произведение искусства, но и повышает ценность жилища в денежном выражении. Дело это, конечно, затратное, но с эстетической точки зрения, безусловно, более чем оправданное. А если отнестись к нему как к своего рода инвестициям, - то и с практической.
Геннадий Рыбаченко