История кухни: от костра до кухни-студии

17830
01 февраля 2011 г.
Ремонт своими руками

Привычка людей собираться вокруг очага повелась с глубокой древности. Весело потрескивающий огонь не только обогревал племя и отпугивал хищников, но и помогал приготовить пищу. Когда вместо того чтобы ютиться в пещерах люди стали сооружать себе дома, очаг по-прежнему остался местом притяжения всех домочадцев, вплоть до наших дней, изменившись до неузнаваемости. Теперь это стильная кухня-студия.

Из всех помещений дома кухня стала самым теплым, уютным и обжитым местом. Большая печь, расположенная в центре жилища, служила первым этапом в его строительстве — вокруг нее, как по бокам от некоего стержня, воздвигались стены. Как и в первобытные времена, очаг до XVIII–XIX века был многофункциональным элементом жилого пространства, до такой степени важным, что обитатели дома проводили рядом с ним больше всего времени. Печь по-прежнему грела дом, служила при этом спальным местом и сушилкой для одежды, у ее теплого бока на большой кухне семья трапезничала или коротала вечера за работой по хозяйству. Случалось, в этом помещении пережидал морозы мелкий скот, молодняк и домашняя птица, словом, кухня во многих хижинах и избах традиционно занимала все пространство дома без деления на комнаты либо преобладающую по площади территорию жилища.

Другой принцип планировки помещений бытовал в домах состоятельных людей, не мыслящих жизни без прислуги. Зона приготовления пищи была изолирована от господской половины особняка, чтобы кухонные запахи не приникали на территорию хозяев, куда блюда допускались уже готовыми. Для основных трапез предназначались вынесенные в отдельную комнату столовые. И в самом деле, не зря кухня большого дома находилась на «черной» половине, скрытой от барских глаз: здесь большую часть суток не прекращался дым от дровяной печи, чад многочисленных сковород и пар кастрюль, в одном ее углу в лоханях мыли посуду, в другом — чистили овощи, ощипывали птицу, месили тесто. С раннего утра до позднего вечера это зона утомительного труда, немудрено, что она была максимально удалена и спрятана от жилых помещений.

Несмотря на большую разницу во времени, мировоззрении и мотивах планировки домашнего пространства современная кухня-студия, она же одновременно гостиная, столовая, досуговая комната, кинозал и библиотека, сегодня по-прежнему занимает главное место в доме. Разумеется, немало этому поспособствовало усовершенствование технических и дизайнерских решений, но удобство полифункционального общественного пространства, где можно проводить много времени, собираться всей семьей и принимать гостей, сейчас вновь ставят во главу угла.

Интерьер кухни-студии В деревенской глубинке до сих пор сохранился традиционный кухонный уклад

Новая эра кухни

Расстановку сил в кухонном мире изменили новые общественные отношения. С середины XIX века идея оборудовать кухню как удобное рабочее место для готовки овладевает умами многих прогрессивно мыслящих американских домохозяек. Долой кухонное рабство, мечтают они, и вслед за американским прообразом маленькой компактной кухни, срисованным с корабельных камбузов, с начала 20 века на свет появляются один за другим несколько проектов практичной кухни с продуманной эргономикой. Главная цель инженерных расчетов и исследований — облегчить повседневный труд женщины, сэкономить ее усилия и сократить пройденный по кухне «километраж». Это расстояние определяют с помощью нитки, привязанной к ноге домохозяйки, фиксируют схемы перемещения по кухне и вычисляют оптимальную расстановку мебели. Не будем забывать о появлении в 1920-е годы электрической плиты, это изобретение произвело маленькую революцию в планировке помещений для приготовления пищи.

Все передовые проекты поначалу воплощались в основном на бумаге — немного нашлось смельчаков, готовых отказаться от вековых традиций обустройства жилья ради облегчения женской домашней работы. Как водится, прогрессу помог случай. С окончанием Первой мировой войны послевоенная Германия стала интенсивно наращивать производство, и в 20-е годы XX века государству пришлось задуматься о расселении рабочих семей с невысоким уровнем доходов в специально спроектированные съемные жилища. Австрийский архитектор Маргарете Шютте-Лихоцки подсчитала с секундомером, сколько времени у хозяйки обычно уходит на кухонные дела, и предложила оригинальное решение — ограничить функционал кухни лишь приготовлением пищи, для чего хватило помещения площадью 6,4 кв. м. Проект компактной кухни, оборудованной стандартными бытовыми приборами, получил название «франкфуртской кухни» и вошел в историю благодаря тому, что был растиражирован на 10 тысяч квартир Франкфурта.

Кстати, судя по эргономике пространства, 6-метровая кухня в нашей «хрущевке» тоже могла считаться оптимальным местом для готовки в небогатой советской семье. Вслед за изменяющимися требованиями к условиям жизни кухни перестроечного периода увеличиваются до 9 кв. м, но этой площади по-прежнему недостаточно для комфорта. Сейчас во многих новостройках, в том числе и панельных домах экономкласса, кухни увеличивают до 12–16 кв. м, но это не предел — монолитная технология и уверенный спрос на рынке позволяют включать в проекты домов повышенной комфортности кухни-студии большой площади, фактически просторные территории общественного назначения взамен морально устаревших кухни и гостиной. Пример тому — свободные планировки в домах компании «Монолитхолдинг», позволяющие жильцам выстроить свое жизненное пространство по собственному усмотрению, без оглядки на прежние стандарты отдельных кухонь.

В отличие от сегодняшнего положения дел, франкфуртская кухня 20-х годов прошлого века была предельно компактной: в одном торце был вход, напротив — окно, по длинной стороне располагалась электрическая плита, а на противоположной стене — ряд шкафов для кухонных принадлежностей. И мебель, и оборудование для готовки очень рационально продуманы с точки зрения организации работы и не только стояли максимально близко друг к другу — всем модулям назначили одинаковую высоту, кроме того, разделили традиционный буфет на две части: нижний шкаф с рабочей поверхностью, заменяющий стол, и верхний навесной шкаф. Именно так выглядел прародитель современных кухонных гарнитуров, и все, что предлагают сейчас мебельные салоны, по сути представляет собой более совершенные и модные вариации на ту же тему.

Каждая эпоха предъявляет свои требования к обустройству жилья, и нынешние кухни несравнимы с узкими тесными помещениями тех лет, своего рода клетками домашних обязанностей. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на проект планировки кухни-студии в жилом комплексе «23–20»: зона готовки устроена компактно, буквально не сходя с места можно достать продукты, помыть и порезать их, сварить или поджарить, сервировать ужин, благодаря отсутствию стен в это время между делом не прекращая смотреть телевизор, слушать музыку, общаться с близкими или друзьями. Не правда ли, портрет современной домохозяйки, свободной от утомительного труда, гостеприимной и общительной, далек от франкфуртского понимания роли женщины в семье так же, как расходится видение кухни в разные времена?

Прообраз и современный облик кухни-студии

Спустя примерно десятилетие новомодные кухонные модули завоевывают рынок, вытесняя стремительно стареющие отдельно стоящие шкафы и горки. Производители кухонной мебели не жалеют сил и фантазии в стремлении удивить покупателя выбором: гарнитуры от пола до потолка или обустроенные вокруг раковины, со множеством выдвижных ящичков и дверок, накрытые общей деревянной столешницей, иногда отделанной плиткой, стали хитом продаж и получили название «шведской кухни».

Еще раз переосмыслить место кухни в доме помогла усовершенствованная в 80-е годы ХХ века конструкция вытяжки. Новый прибор избавил фронт кулинарных работ от неотъемлемых спутников стряпни — чада и пара. Без них замкнутая площадь кухни потеряла смысл, и на новом витке кухонной истории мощная вытяжка позволила вновь отказаться от стен, отделяющих ее от прочих зон жилья. Хорошо забытая открытая кухня становится модным трендом — теперь ее объединяют с гостиной и столовой, а называют это триединство студией.

«Практически все наши клиенты просят включить в дизайн-проект квартиры кухню-студию, объединенную с гостиной, — делится опытом руководитель дизайн-студии „Да Винчи“ Юлия Быкова. — И если на половине объектов для этого приходится сносить межкомнатные перегородки, то в остальной части квартир, преимущественно в новостройках, мы работаем над дизайном кухни-студии в уже готовом для нее пространстве, не отвлекаясь на перепланировку, — за нас такую конфигурацию помещений предусматривает застройщик. Сегодня люди не отказывают себе в комфортных условиях жизни и с удовольствием повторяют в своих домах традиционные для Запада принципы организации интерьера».
По словам Юлии Быковой, на объединяющей кухню, гостиную и обеденную зоны территории возникает единая среда общения, когда взрослые могут готовить и отдыхать, уделять при этом внимание детям или гостям, тогда как в противовес ей в квартире существует закрытая личная зона — спальни, детская, кабинет. Собственно зоне приготовления пищи отводится лишь около трети общего пространства — меньше, чем занимала бы отдельная кухня, но лишенная перегородок общественная зона квартиры кажется гораздо просторнее и свободнее тех же по площади помещений, поделенных стеной. Зонирующая роль отводится теперь модным декоративным элементам, не «съедающим» метры квартиры, — полкам, стойкам для аудио-видеотехники, открытым этажеркам, нитяным шторам, даже зеркалам. Иногда границей кухни служит мебель — столешница, барная стойка или так называемый остров — элемент кухонного гарнитура поодаль от стены, в окружении свободного пространства.

В 20 веке на кухне поселилась бытовая техника Интерьер квартиры

Кухня-студия — лицо дома

Поскольку кухонная мебель и оборудование вышли в общество и больше не прячутся скромно в маленьком закутке, они попадают в поле зрения архитекторов и дизайнеров, с чьей помощью кухонный гарнитур приобретает роль важного декоративного элемента интерьера парадной части квартиры. К концу прошлого века сформировался продиктованный минимализмом стиль кухонной мебели, где лишние детали, идущие вразрез с эстетикой, гармонией и чистотой общего облика, маскируют дверцы и раздвижные панели. Тщательно спрятанная в недрах шкафов бытовая техника не выдает функциональности модульной группы, и достойная места в гостиной кухня утрачивает явную связь с процессом приготовления пищи, обретая вид абстрактного арт-объекта.

Как рассказали в красноярском салоне «Галерея мебели «Италия», сегодня на пике популярности модульные серии кухонной мебели, особенно удобные в формате кухни-студии, когда мебель служит границей зон помещения. Спросом пользуются кухни в стиле классика и модерн с округлыми формами фасадов и столешниц, стильными декоративными элементами. Производители не забывают о том, что качественная кухонная мебель должна быть не только эффектной, но и практичной, ее дверцы теперь открываются под углом 180 градусов, достаточно легкого нажатия — это обеспечивает механизм Push-pul. Выбор бытовой техники настолько велик, что для гарнитура любого размера и конфигурации легко найти подходящие устройства, будь то компактные и безопасные встроенные или же, наоборот, выставленные напоказ приборы ультрасовременного дизайна, блестящие хромированной сталью.

Новый планировочный стандарт

В ответ на современные общемировые тенденции обустройства жилья проектировщики и строители вносят свою лепту в новый стиль жилья в нашем городе. Понятие жилья повышенной комфортности предполагает внимательный, взвешенный подход собственников квартир к интерьеру, ведь привлекать к его разработке дизайнеров уже стало хорошей традицией, а это возможно лишь в случае, когда еще на этапе проектирования застройщик представляет себе потребности будущих жителей дома, их вкусы и запросы. К примеру, в своих строящихся объектах компания «Монолитхолдинг» не навязывает новоселам стандартного расположения кухни, не зажимает их в конструктивно заданных неизменяемых узких рамках, а предлагает жильцам полную свободу творчества. Для начала воспользоваться ею можно виртуально: с помощью веб-приложения на сайте жилого комплекса «23–20» любой пользователь превращается в архитектора и волен одним движением «мыши» сносить одни стены квартиры и строить новые. Программа тут же визуализирует изменения в интерьере. Свободная планировка — неоспоримое преимущество монолитных домов, и в компании готовы по максимуму использовать ее возможности ради удобства красноярцев.

Современные проекты учитывают желание людей расширить кухню, совместить приготовление пищи с ее употреблением и отдыхом, ведь привычка собираться всей семьей за трапезой, одновременно общаться и смотреть телевизор насчитывает не один десяток лет. Так, в жилом комплексе «23–20» четыре квартиры на этаже, три «двушки» и однокомнатная, предоставляют хозяевам большой простор для творческих поисков в обстановке объединенной кухни и гостиной. Зона готовки в них по проекту располагается вдоль одной из стен кухни-студии. Только в трехкомнатной и одной из двухкомнатных квартир на этаже кухни спроектированы в отдельных помещениях площадью 12,57 кв. м, да и то деление это условное: границу кухни и соседних помещений обозначают ненесущие межкомнатные перегородки. Согласно принципу свободной планировки собственники вольны организовывать пространство квартиры по своему усмотрению, и неудивительно, что многие признали выгоды совмещения зон кухни и столовой и отказались от стен в пользу зонирования просторного помещения мебелью.

В ходе истории отношение человечества к кухне менялось. От почетного места в центральной части дома ее свели к тесному подсобному помещению, но с улучшением жилищных условий людей кухня вновь отвоевала свои позиции — она снова олицетворяет домашний очаг, где готовят, трапезничают и принимают гостей. Это признают теперь архитекторы и дизайнеры, их стараниями, заботой и фантазией такое многофункциональное помещение воплотилось в современном образе парадной респектабельной кухни-студии, достойной гордости хозяев жилья и доброй зависти гостей.

Зоя Зимина

Источник: Журнал «Сибирский дом» №1, январь 2011