Красноярску предложили перестроить систему общественного транспорта

Кардинально перестроить систему общественного транспорта, вводить платную парковку в центре, создавать лицензированную службу такси. Такова суть предложения депутата городского совета Красноярска Александра Коропачинского.

 

Красноярцы давно смирились с пробками на дорогах, привыкли думать, что решение транспортной проблемы требует многомиллиардных затрат, а значит, в ближайшей перспективе она не может быть решена. Надежды на улучшение ситуации у нас принято связывать с появлением современных транспортных развязок и строительством четвертого моста. Между тем менять ситуацию можно уже сейчас, нужно просто браться и делать.

Идея, высказанная депутатом на совместном заседании двух комиссий горсовета по градостроительству и транспорту, проста: для решения транспортной проблемы в первую очередь нужны не деньги, не многоуровневые развязки и не дорогостоящие проекты расширения дорог, а политическая воля властей. «Опыт всех без исключения городов мира, успешно решивших эту кажущуюся на первый взгляд неразрешимой задачу, показывает: только системный подход, твердая и последовательная позиция власти в проведении реформы транспортной системы могут изменить ситуацию».

Начать предлагается с создания эффективной системы общественного транспорта. Во первых, расходы на реформирование общественного транспорта в пересчете на одного человека существенно ниже затрат на расширение дорог и строительство многоуровневых развязок. Во вторых, опыт крупных городов показывает: единственное, к чему способно в перспективе привести расширение дорог, — к дальнейшему росту числа автомобилей. Поэтому в Америке, где в 60 х годах прошлого века активно строили многоуровневые развязки, отказалась от этого пути в 80 х годах.

Если создавать условия для развития общественного транспорта, у горожан появится стимул реже использовать автомобили, на улицах станет меньше личного автотранспорта, газоны и детские площадки во дворах освободятся от стоящих на них машин, у города наконец появится возможность создавать пространства для пешеходов и велосипедистов, в Красноярске существенно улучшится экологическая обстановка.

Сегодня такого стимула сокращать число поездок на личном автотранспорте у красноярцев нет. Зачем пересаживаться на общественный транспорт, если автобусы точно так же, как все, стоят в общей пробке?

По мнению Александра Коропачинского, кардинальным образом изменить систему общественного транспорта можно при трех условиях.

 

Шаг первый. Изменить отношения между участниками процесса

 

Во первых, нужно изменить принципы взаимоотношений трех участников процесса — пассажиров, муниципалитета и перевозчиков. Сегодня муниципалитет дает компании-перевозчику право работать на маршруте, подписывает с ней договор, после чего устраняется из этих взаимоотношений. Две стороны процесса — перевозчики и пассажиры — оказываются предоставленными сами себе. Конкуренция между компаниями приводит к несанкционированным изменениям маршрутов и гонкам автобусов на дорогах. Права пассажиров на качественное обслуживание в этой ситуации оказываются никак не защищены.

В новой системе муниципалитет непосредственно участвует в процессе, это у него, а не у перевозчиков покупают билеты пассажиры, это он проводит конкурс на обслуживание маршрутов с транспортными компаниями. При муниципалитете необходимо создать структуру, которая будет контролировать оплату проезда. По словам Александра Коропачинского, в Москве, где подобное подразделение создано давно, оно еще и следит за соблюдением правил парковки.

«В этой системе на аукцион выставляется не право работать на маршруте и собирать на нем деньги, а право обслуживать маршрут. Каждый перевозчик торгуется за право обслуживания одной маршрутной карточки. В таком случае обслуживанием одного маршрута смогут заниматься несколько перевозчиков, — объясняет Александр Коропачинский. — Задача перевозчика — проехать по маршруту в четком соответствии с маршрутной карточкой. Тогда ему не нужно обгонять транспорт конкурентов на дорогах или простаивать на остановках, ради того чтобы собрать побольше людей. В этой системе у муниципалитета появляются рычаги воздействия на перевозчиков. Разрабатывается система коэффициентов — понижающих, если на работу перевозчика поступила жалоба, или, наоборот, повышающих, если на маршрут вышел не ПАЗик, а, например, городской автобус вместимостью 110 человек. Возможно, тогда у перевозчиков появится стимул покупать большие автобусы. Такое изменение принципов взаимоотношений, на мой взгляд, должно привести к существенному росту качества обслуживания».

 

Шаг Второй. Ввести повременную оплату проезда

 

Во вторых, по примеру больших городов предлагается ввести повременную оплату проезда в общественном транспорте, при которой пассажир оплачивает не разовую поездку на автобусе, а проезд в течение определенного времени (например, 90 минут) на любом виде общественного транспорта. В течение этого времени он может пересаживаться неограниченное количество раз, цена поездки от этого не изменится.

 

Шаг третий. Создать двухуровневую систему маршрутов

В третьих, чтобы кардинально изменить систему общественного транспорта, нужно создать двухуровневую систему маршрутов. Сегодня система выстроена с таким расчетом, чтобы красноярцы из любой точки города имели возможность добраться до любой другой крайней точки города на общественном транспорте без пересадки. Поэтому по улицам Ленина, Маркса, Коммунальному мосту проходит по три десятка автобусных маршрутов. При двухуровневой системе необходимость в таком количестве передвигающегося по центру транспорта отпадет.

В двухуровневой системе происходит разделение маршрутов на магистральные (маршруты первого уровня), по которым движутся большие автобусы, и подъездные (маршруты второго уровня). В этой системе пассажиры садятся на один вид транспорта, добираются на нем до определенного пункта, где пересаживаются на транспорт магистральный, который идет с большой скоростью по выделенной линии. В Красноярске в качестве магистрального мог бы выступать автобусный маршрут от улицы Копылова до Зеленой Рощи при подъездном от Ветлужанки до Копылова.

В Москве функцию магистральных маршрутов выполняет метро, у нас в этой роли могут выступать автобусы или городская электричка, а на правом берегу еще и трамваи. Какой из этих видов транспорта в качестве магистрального будет наиболее эффективен — это вопрос, который необходимо рассматривать специалистам при проработке системы.

 

 

Если в городе начнет работать двухуровневая система маршрутов, тогда появляется возможность создавать выделенные полосы для движения общественного транспорта. Когда по центральным улицам будет двигаться не двадцать автобусных маршрутов, как сегодня, а семь, они не будут создавать друг для друга препятствий, станут умещаться на выделенной полосе, тогда автобусы наконец смогут поехать быстрее.

При условии что город переходит на повременную оплату проезда в общественном транспорте, введение двухуровневой системы маршрутов не вызывает никаких нареканий у горожан, потому что в этом случае оно не приводит к удорожанию стоимости проезда.

 

Ожидаемый эффект

В результате внедрения новой системы город должен получить снижение загруженности основных магистралей, ведь вместо сегодняшних двадцати маршрутов по улице Ленина поедут пять–девять, если никто не будет устраивать гонки на дорогах, повысится безопасность маршрутов, качество пассажирских перевозок в целом возрастет. В кондукторах в этой ситуации отпадает необходимость.

Не будет и ежегодного конфликта между пассажирами и перевозчиками при определении тарифов на проезд. «Каждый год у нас начинается спор о том, сколько должен стоить проезд в общественном транспорте. Если мы реконструируем систему, эта проблема у нас отпадает, — говорит Александр Коропачинский. — Муниципалитет устраивает раз в году торги по продаже права обслуживать маршруты. При этом, если мы хотим дотировать какие-то категории населения (бюджетников, пенсионеров), мы сможем выдавать им бесплатные билеты или за половину стоимости. Процесс становится полностью прозрачным. Возможно, и некоторые автомобилисты, после того как будут созданы комфортные условия в общественном транспорте, захотят поехать на автобусе. Изменение системы общественного транспорта позволит использовать те бюджетные средства, которые сегодня направляются на дотацию убыточных маршрутов. Ежегодно из бюджета города для покрытия перевозчикам убытков по нерентабельным маршрутам мы направляем более 600 миллионов рублей».

 

 

Снизятся затраты бюджета на обновление подвижного состава. «Очень скоро мы можем увидеть в бюджете строку «на приобретение автобусов», и это будут сотни миллионов, если не миллиарды рублей, — отмечает Александр Коропачинский. — Как только система становится прозрачной, как только можно будет посчитать эффективность перевозок, мне кажется, появится желание лизинговых компаний представить такую технику. Тогда даже небольшой субъект предпринимательства сможет, взяв в лизинг два или три автобуса, прийти на конкурс».

За изменением системы работы автобусов должно последовать развитие всей системы общественного транспорта: появление легкорельсового транспорта (скоростных трамваев), дальнейшее развитие кольцевой электрички, создание в городе платных парковок и лицензированного такси. «Невозможно реконструировать только систему автобусного движения и не менять всего остального, — объясняет Александр Коропачинский, — проблему не решить без таких важнейших составляющих, как система платных парковок. Должно последовать и ужесточение наказания за нарушение правил парковки и въезд на полосу общественного транспорта. Нельзя обойтись и без лицензированных такси. Сегодня многие компании, работающие на этом рынке, готовы с него уйти, потому что водители-частники не дают им цивилизованно работать».

Текст предложения по переустройству системы общественного транспорта депутат направил на имя главы Красноярска Эдхама Акбулатова. Заканчивается этот документ так: «Обращаемся к Вам с предложением сформировать действенную эффективную рабочую группу для разработки программы развития транспортной системы Красноярска с определением конкретных сроков и ответственных за выполнение каждого пункта этой программы. Особую актуальность скорейшее начало работы над программой приобретает в свете решения о проведении в Красноярске в 2019 году 29 й Всемирной зимней Универсиады. Потому что состояние транспортной сети — не только часть внешнего имиджа города, но и обязательная составляющая его инфраструктуры, необходимая для проведения массовых мероприятий международного значения».

 

Источник: Журнал"Сибирский дом"№6 (125) июнь 2014