Генплан Красноярска | Перспективная территория

Промышленные предприятия должны выноситься за черту города, а на их месте появляться современные микрорайоны — этот распространенный на Западе подход в последнее время постепенно начинает приживаться и у нас. В Красноярске этот процесс начался с застройки территории бывшего судостроительного завода кварталами жилого района «Южный берег». С другой стороны от Коммунального моста на правобережье растет микрорайон «Утиный плес». Следующей на очереди может стать территория комбайнового завода. Для этой площадки в историческом центре города институтом «Красноярскгражданпроект» уже подготовлен проект планировки.

план

Красноярску становится тесно в своих границах. Для будущего роста и расширения городу необходимы свободные площадки, которых в городской черте практически не осталось. Между тем достаточно большие территории до сих пор заняты промышленными предприятиями. Причем находятся они не только в местах размещения промышленных зон, но и в плотно населенных районах. Один из ярких примеров — территория Красноярского завода комбайнов. На площадке в самом сердце города, рядом с железнодорожным вокзалом, в одном из красивейших мест с выходом к Енисею и видом на заповедник «Столбы» располагаются заводские корпуса.

Промышленное предприятие в центре города появилось в годы Великой Отечественной войны, когда эвакуируемые в Красноярск из других районов страны заводы размещались по берегам Енисея. Теперь, спустя почти семьдесят лет с момента образования, территория комбанового завода не соответствует современным градостроительным стандартам. Вместо предписанной нормами трехсотметровой санитарно-защитной зоны к заводу почти вплотную примыкают жилые кварталы. Надо ли говорить, что такое положение дел не способствует формиро-ванию в районе благоприятной экологической обстановки.

Новая жизнь района

Сегодня начинается естественный в таких условиях процесс, через который в свое время про-шли многие города в развитых странах. На смену перемещенной за городскую черту промышленной застройке должно прийти офисное и жилищное строительство. Именно такое назначение для территории комбайнового завода закреплено и в генеральном плане Красноярска, и в правилах землепользования и застройки. В соответствии с этими документами несколько лет назад институтом «Красноярскгражданпроект» по заказу московской компании «Ипроком-центр» был разработан проект планировки территории комбайнового завода, в настоящее время ставший составной частью разработанного и утвержденного проекта планировки исторического центра города.

Андрей Лапицкий

Андрей Лапицкий, директор ТГИ «Красноярскгражданпроект»

«В основу проекта планировки территории комбайнового завода легла концепция, предложенная народным архитектором России Арэгом Демирхановым и выполненная при участии мастерских „Первая линия“ Артура Пилипенко и „Просто“ Алексея Иванова, — поясняет директор ТГИ „Красноярскгражданпроект“ Андрей Лапицкий. — Она предполагает деление территории на верхнюю и нижнюю террасы с организацией эспланады от вокзала на берег Енисея».

Согласно проекту, на территории в 65 га, сегодня занятой корпусами комбайнового завода, предполагается построить 970 тысяч кв. м площадей, из которых 327,5 тысяч кв. м составит жилье. Если проект будет реализован в его нынешнем виде, в новый микрорайон переедут 13 тысяч человек.

Главным элементом структуры района, по сторонам которого будет формироваться застройка, должна стать эспланада — широкий пешеходный бульвар с чередой аллей, берущий начало у привокзальной площади и спускающийся к самой реке.

На верхней террасе по замыслу проектировщиков предлагается разместить общественно-деловую застройку. Кроме бизнес-центра здесь могут появиться гостиница, рестораны и кафе, культурно-развлекательные центры и спортивные объекты.

«На сегодняшний день исторический центр Красноярска перенасыщен различными функциями. На сравнительно небольшой территории здесь сконцентрированы офисные здания и то-говые центры, банки и магазины, — говорит Андрей Лапицкий. — Если мы будем создавать новые центры притяжения на прилегающих территориях, рассредоточим развлекательные, рекреационные и трудовые функции, то нам удастся немного разгрузить историческую часть города. В первую очередь это позволило бы решить транспортную проблему».

Авторы проекта отмечают, что предложенное ими решение — это только общий план будущего развития района, отдельные детали которого будут уточняться. Корректировка потребуется почти наверняка, ведь с момента разработки прошло уже пять лет.

«Проект планировки — это тактический документ, который через 5–7 лет, как правило, устаревает и нуждается в доработке, — делится директор „Красноярскгражданпроекта“ Андрей Лапицкий. — Идет время, появляются потребности в новых объектах, меняются технологии строительства, и все эти изменения должны найти отражение в проекте. Так, в 2007 году, когда разрабатывался проект планировки территории комбайнового завода, город нуждался в строительстве офисных зданий нового образца. Сегодня ощущается необходимость в объектах другого назначения. Возможно, сейчас актуально было бы строить на этой территории объекты спортивного назначения: спортивные залы, фитнес-центры, тренировочные комплексы, в которых сегодня в городе ощущается необходимость».

На набережной предполагается стрить жилье переменной этажности

Жилье на берегу

Самое дорогое и престижное жилье строится по берегам реки — такова мировая практика. В Красноярске до недавнего времени все происходило с точностью до наоборот. Размещенные во время Великой Отечественной войны промышленные объекты десятилетиями заслоняли горожанам вид на Енисей. Эту ошибку постарались устранить авторы проекта планировки территории комбайнового завода. Согласно предложенному ими решению, нижнюю террасу на берегу Енисея предлагается отдать под строительство жилья.

Причем, если в первоначальной концепции предполагалось возводить на набережной достаточно высокие по меркам Красноярска жилые объекты высотностью до сорока этажей, то в проекте планировки эта идеи была изменена. Особенность грунтов сложной прибрежной площадки не позволяет возводить на ней высотные здания, поэтому проектом предполагается строить дома с переменной этажностью от 10 до 23 этажей.

Помимо возведения жилых кварталов для нужд микрорайона проектом предусмотрено строительство современной школы и двух детских садов.

В новом районе авторы проекта постарались решить и одну из главных проблем центра города — дефицит парковочных мест. Специально для этого на площадке, расположенной севернее здания комбайнового завода, предполагается построить три многоуровневых паркинга на 500 машиномест каждый. Но главное, особенность ландшафта площадки с перепадом высот дает возможность разместить под зданиями подземные многоуровневые парковки. Вместе эти ме-ры позволят создать более чем стопроцентную обеспеченность местами для хранения автомобилей как жителей района, так и приезжающих горожан.

Когда планы начнут воплощаться в жизнь и на месте комбайнового завода примутся расти кварталы нового микрорайона, сегодня никто сказать не берется. Станет ли освоение площадки в центре города делом ближайших лет, или нынешнее положение вещей будет сохраняться еще какое-то время, пока целиком и полностью определяется тем, когда найдется инвестор, готовый вкладывать средства в развитие территории. Подготовленный «Красноярскграждан-проектом» проект планировки территории только определил будущее этой площадки, наметил основные направления его развития, а когда оно начнется, зависит от ситуации в экономике и финансовых возможностей инвесторов.

Татьяна Крупко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №6 (89), июнь 2011