Городская среда | Дорожные мечты

На левобережье Красноярска в западном направлении в ближайшие годы ожидается настоящий строительный бум. В районе Плодово-Ягодной станции более сотни гектаров отведено под «малоэтажку». Для территории бывшего Мясокомбината уже прорабатывается перспектива застройки, здесь должны появиться высотки. Кроме того, масштабное превращение ждет и Николаевку, и район «Овинный — Таймыр». В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос, связанный с транспортной доступностью новых жилых кварталов. Как будущие новоселы будут добираться в центр города, на правый берег, в соседний район?

Фрагмент схемы транспортной структуры Красноярской агломерацииКакими бы радужными ни выглядели перспективы застройки будущих территорий — а здесь планируется создание не только комфортного жилья, но и объектов инфраструктуры: школ, детских садов, магазинов, поликлиник, парков и скверов, — без современных дорог популярностью эти жилые кварталы пользоваться вряд ли будут. Одно дело, например, на собственном авто за 15 минут доехать по асфальтированной трассе до центра города, другое дело — курсировать по разбитой гравийке или, как вариант, добираться на общественном транспорте с несколькими пересадками, а то и стоя при этом периодически в многокилометровой пробке где-нибудь на Копылова. Развитие транспортной инфраструктуры всегда было важным направлением при застройке новых районов, правда, чаще получалось так, что транспортные схемы «догоняли», а не опережали этот процесс. Сначала строились жилые дома, инфраструктура, потом, когда становилось ясно, что дальше медлить уже нельзя, ситуация грозит превратиться в транспортный коллапс, постепенно вокруг них начинали строиться и новые дороги, правда, не всегда в нужном объеме. Сейчас единственным, пожалуй, исключением служит застройка микрорайона Покровского, где одновременно с возведением жилых кварталов развивается и транспортная составляющая.

Проекты будущего

В этом году власти города объявляли о предстоящей застройке нескольких новых районов. Сначала новость касалась преображения Николаевки. Частный сектор должен будет смениться на высотную застройку нескоро — к 2026 году. Но возведение новостроек здесь идет полным ходом уже сейчас. В Николаевке же запланирован и мегапроект — строительство четвертого (Волочаевского) моста, подходы к переправе намерены начать строить уже через 2–3 года.

Новенькие высотки должны появиться и на месте промзоны бывшего Мясокомбината в районе Бугача. Проект застройки этой территории уже разработан, по предварительным расчетам тут станут жить 12 тысяч горожан. Активно станет застраиваться и территория СФУ, где будут учиться и жить около 40 тысяч человек. Земельные участки на ул. Азовской (площадки Плодово-Ягодной станции), а это 143 гектара федеральных земель, отданы под «малоэтажку», это прибавит еще от 4 до 6 тысяч жителей. Плюс к этому запланирована застройка микрорайона в районе улиц Вильского и Курчатова (территория ручья Серебряного), а также новый жилой район «Овинный — Таймыр». Таким образом, численность населения в западном планировочном районе — так его условно называют градостроители — получается немаленькая. Впрочем, как и сама площадь участков, например, один только жилой район «Овинный — Таймыр» и Плодово-Ягодная станция насчитывают 1250 гектаров.

Развитие дорожной сети данных территорий была включена в комплексную транспортную схему Красноярска. Ее делали специалисты Красноярскгражданпроекта, в качестве субподрядчиков они привлекали Научно-исследовательский проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга. Проект рассчитывался на 2005–2010 годы, но за это время сделать все то, что задумывалось, не получилось, причина банальна — в городском бюджете попросту не хватало денег. Поэтому «дорожные мечты», окончание реализации всего проекта, решено было перенести на 2015 год.

Дороги и перспективы

Транспортная схема подразумевает как выходы из западного планировочного района в город, так и связь с разными районами краевого центра и выход на Московский тракт — федеральные трассы М-53 «Байкал» и М-54, которая ведет в сторону Тувы.
С юга на север в этом планировочном районе автомагистраль будет проходить следующим образом: СФУ — Николаевка — район ручья Серебряный -сельскохозяйственный институт — Плодово-Ягодная станция — «Овинный — Таймыр» — жилой район Бугач.

Как рассказала начальник проектной мастерской № 1 «Красноярскгражданпроекта» Татьяна Лисиенко, частично трассы в западном планировочном районе уже имеются. Но некоторые их них — например, дорога от улицы Тотмина в направлении Плодово-Ягодной станции — потребуют усовершенствования:- расширения, укладки нового асфальтового покрытия. То же касается и дороги до Овинного, где сейчас расположены коттеджи, — в принципе как таковая трасса есть, но с нагрузкой, которая на нее ляжет после застройки этой территории, она уже справляться не будет, поэтому потребуется ее улучшать.
Особое значение придается и разгрузке улицы Копылова, созданию новой связи между Западным и Северным районами. Для этого предусмотрено строительство новой дороги от Плодово-Ягодной станции до улицы Калинина, протяженность трассы 4,8 километра, работы должны начаться уже в следующем году, для бюджета города это обойдется в 450 миллионов рублей.

Помимо этого будут построены: дорога от Плодово-Ягодной станции до поселка Емельяново (1,5 км), участок дороги от улицы Стасовой до Плодово-Ягодной станции — это 3 километра и еще порядка 2,5 километров дороги нужно для соединения Плодово-Ягодной станции и «Овинного — Таймыра».
«Важно, что при застройке новых районов учитывались, не „обрезались“ те створы, транспортные схемы, которые были запроектированы ранее, — говорит Татьяна Лисиенко, — поскольку эти дороги жизненно необходимы для нормального функционирования и перспективы развития новых жилых районов. Кроме того, проектом учитывалась существующая застройка. Так, сейчас в районе „Овинного — Таймыра“ имеются частные дома, сносить их при строительстве трасс не придется, поскольку дорога должна пройти по свободной от застройки территории. Людям не следует опасаться и того, что они, приобретя земли, например, в районе того же „Овинного — Таймыра“, построив на них коттедж, через несколько лет столкнутся с ситуацией, когда строение придется сносить в связи с муниципальной нуждой — строительством трассы. Те земли, что предназначались к продаже, были проданы, новые участки уже не предлагаются к продаже».

На все про все, на строительство этих новых трасс в общей сложности сейчас отводится пять лет. Впрочем, не исключено, что сроки вновь будут перенесены. На части территорий строительство может начаться и вестись быстрее, другие же будут медленнее. Например, сейчас быстрыми темпами идет развитие СФУ, оно «потянет» за собой и развитие транспортной составляющей, перспективна территория Бугача — она имеет определенную градостроительную ценность: находится на въезде в город, вбирает в себя транспортные потоки различных направлений и видов транспорта; находится на примыкании к существующим и формируемым жилым районам, участок в районе Плодово-Ягодной станции, предназначенный под «малоэтажку», тоже имеет неплохие шансы для освоения в числе первых. В настоящее время уже готовится проект застройки, когда инвесторы получат землю в собственность, здесь начнется строительство коттеджных поселков, инфраструктуры и дорог. Правда, здесь имеется определенная сложность с подключением к коммунальным сетям. Но это федеральные земли, переданные Красноярскому краю с помощью Фонда содействия жилищному строительству (РЖС), поэтому есть все основания полагать, что данная организация согласно своим полномочиям и обязательствам возьмет на себя частичное финансирование обустройства данных участков коммунальной инфраструктурой.

В аэропорт!

При разработке транспортных схем особое внимание уделялось не только магистралям, связывающим районы, но и трассам, которые обеспечивают дополнительные выходы из города. Так, наиболее важным вопросом для Красноярска сейчас является выезд на Емельяновский район — это экологически чистая территория, в этом направлении тоже растет и развивается город. Кроме того, Емельяновский район входит в состав Красноярской агломерации. При составлении комплексной транспортной схемы Красноярска в аэропорт проезд выглядит следующим образом: по улице Копылова, вдоль нового жилого района (это микрорайон Серебряный, микрорайон на улице Курчатова, микрорайон на улице Вильского, здесь потребуется построить 1,4 км новой дороги), через микрорайоны Ботанический и Таймыр.

Транспортные связи Емельяново — Красноярск предусматривались и в генплане Емельяновского района, а также проектом Красноярской агломерации. Разработчики проекта Красноярской агломерации — Российский институт градостроительства и инвестиционного развития (ГИПРОГОР). Как заявил Михаил Грудинин, генеральный директор ОАО ГИПРОГОР, «трассы магистральных улиц города, планируемые к реконструкции или строительству в схеме территориального планирования Красноярской агломерации, были рекомендованы с учетом уже сложившейся и перспективной застройки территории. Таким образом, планируемые автодороги не будут существенно затрагивать территории дачных поселков и коттеджной застройки». Впрочем, по словам Михаила Грудинина, «в обсуждаемом проекте схемы территориального планирования Красноярской Агломерации все рекомендуемые новые автомобильные трассы намечены ориентировочно, а более детально они должны быть определены на более поздних стадиях проектирования с учетом результатов инженерных изысканий и других особенностей территории».

Протяженность автомобильной дороги от планируемого нового (четвертого) моста через Енисей до районов Плодово-Ягодной станции и «Овинного — Таймыра» составляет порядка 13 километров, из них 10 километров — это новое строительство. Из планируемых к строительству 10 километров 4 километра будут обслуживать непосредственно районы Плодово-Ягодной станции и «Овинный — Таймыр», 6 километров — обеспечивать связи этих территорий с единой магистральной сетью Красноярской агломерации, в том числе эта новая автодорога будет связывать правый берег и аэропорт «Емельяново». Стоимость выполнения работ по строительству новых автомагистралей станет определяться администрацией города Красноярска на стадии разработки проектно-сметной документации после проведения инженерных изысканий. Сроки реализации проекта будут зависеть от темпов реализации муниципальной программы развития дорог и планирования муниципального бюджета администрацией города Красноярска.

В первых числах ноября стало известно, что реализация проекта Красноярской агломерации переносится на 2028 год. Впрочем, это не значит, что строительство автодорог в западном планировочном районе перенесется на этот же отдаленный срок. Это территория в перспективе станет активно застраиваться, а значит, новые трассы здесь — жизненная необходимость.

Ирина Шиколова

Источник: Журнал «Сибирский дом» №11 (83), ноябрь 2010 г.