Антонио Гауди | Gaudiamus – архитектурный гимн природе

2755
06 июля 2010 г.
Архитектура и строительство

Антонио Гауди-и-Корнет, прожившего и посвятившего всю жизнь родной Барселоне, именуют не иначе как genius loci — «гением места». Так называют персону, сформировавшую облик и дух города. Гений согласно мифологии — это и есть демон, дух, а где же ему обитать, как не в пещере, горе, море? Именно такими добрыми демонами населены горо- и мореобразные архитектурные здания Гауди — «папы» романтического или фантастического модерна. Кроме того, каталонский архитектор был изрядным новатором, ведь именно он ввел в практику свободную планировку, обтекаемые очертания и прочие элементы бионики.

Антонио ГаудиАнтонио Гауди (1852–1926), испанский архитектор. Его творчество ознаменовало высший расцвет испанского модерна. В 1887–1900 годах осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны — епископский дворец в Асторге, Каса Ботинес в Леоне и др. В 1903–1910 годах осуществил разбивку и архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента задуманного «города-сада» на окраине Барселоны, к этому же периоду относятся такие его знаменитые работы, как доходные дома Каса Батло и Каса Мила. Высшим плодом фантазии мастера явился огромный храм Святого Семейства, заложенный в 1882 году. Погиб в Барселоне 10 июня 1926 года, сбитый трамваем неподалеку от собора.

Гаудиамо

Игра слов Gaudeamus и GaudiAmus в заголовке вполне оправданная, поскольку студенческий гимн поют и студиозусы архитектурных факультетов, а сам прославленный зодчий стал настоящим учителем для многих поколений проектировщиков. Ко всему прочему, te amo с испанского переводится как «люблю тебя», соответственно, в звукосочетании заголовка сквозит искренне, по-юношески романтическое чувство к творчеству Гауди — как в текстовке студенческого гимна.
В свою очередь, все творчество Гауди — это гимн природе с ее морфологической изобретательностью и причудливостью форм. Еще оно безраздельно посвящено родной Барселоне: практически все проекты (около трех десятков) реализованы в каталонской столице — за исключением пары-другой зданий на Майорке и где-то еще на территории полуострова. Редкий случай гармоничного единения таланта, фантазии и патриотизма, усиленного личным бескорыстием и чрезвычайным трудолюбием. Притом все это без апломба и лишнего пафоса — разве что не без истового католического религиозного чувства. Слегка перефразировав «российскую триаду» в «соборность, католичество, народность», получим идеологию творчества Антонио Гауди.

Жилой дом Casa Mila Дом Винсенс в Барселоне

Гаудиенция у «папы фантастического модерна»

Фантастический модерн Антонио Гауди намного опередил свое время — это, впрочем, характерно для всех гениев, они все вне и над временем. Потому каталонский зодчий никогда не спешил и не суетился — сроки исполнения задуманного его волновали мало. На все вопросы о завершении заказов он обычно изрекал: «Мой заказчик наверху, и он меня не торопит». Неторопливость, вполне вероятно, его и сгубила — зодчий не увернулся от проезжающего трамвая. Главное его творение — собор Святого Семейства — так и не был им завершен и строится поныне — по приблизительным эскизам и с помощью богатой фантазии поздних продолжателей дела, начатого Гауди.

Многое великий барселонец успел завершить — земные заказчики привыкли торопиться жить и торопили архитектора в соответствии с ритмами земными и прагматичными. Так выросли особняки авторства Гауди в Барселоне, в том числе знаменитый дом Мила (Сasa Mila), более известный как La Pedrera — «каменоломня» или «пещера». Так его прозвали горожане: он и выполнен из камня, и его галереи напоминают штольни каменоломен или ходы каменных пещер.

Мир Гауди полон неожиданных предметов и фантастичен. Ар-нуво, или, как у нас принято называть, модерн, развивался как полифонический и синтетический жанр — в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, а не только в архитектуре. Архитектурные формы и фактуры фасадов плавно перетекали через оконные и дверные проемы в интерьеры, повторяясь изящными изгибами и извивами в мебели и декоре внутренних пространств. Гауди не только проектировал здания, но и разрабатывал интерьеры и предметы обстановки задуманных домов. Асимметрия, столь свойственная природным творениям, раковинам, цветам и деревьям, царит и в творчестве Гауди — от фасадной лепнины и чугунных решеток до кровель и балконов. Такова эстетика стиля модерн.

Практически все наиболее значительные объекты авторства Гауди сосредоточены в Барселоне и ее окрестностях, и добрая половина из них разработана и воплощена на деньги мецената по фамилии Гуэль, благоволившего зодчему и почитавшего его талант. Большинство современников с интересом, но и с опаской относилось к авторскому почерку мастера, слывшего едва ли не сумасшедшим. Гуэль построил по проектам Гауди свой барселонский дворец, имения в предместьях, винные погреба и, главное, парк по ландшафтно-архитектурным замыслам неисправимого фантазера.

Были другие смелые заказчики, для которых архитектор придумал дома. Они и сегодня наполняют эклектичную Барселону, как изюм булку, — вкрапленные в традиционную готическую и барочную городскую застройку. Это особняки семейств Висенс, Кальвет, Батльо, Мила.
Если бы не их интерес к творчеству смелого зодчего, история вряд ли могла сохранить их имена, которые нынче звучат в названиях барселонских архитектурных достопримечательностей. Некоторые из них пугающе сказочны, как дом Батльо, чья черепичная кровля напоминает чешуистое тело дракона, которого сразил покровитель Барселоны святой Георгий. В фасадах и оконных проемах здания явственны мотивы человеческих черепов, придающие зданию маскулинную воинственность и инфернальную таинственность. При всей присущей автору палитре изобразительных средств каждый из его домов неповторим, и всякий являет собой новеллу не только в декоративно-изобразительном, но и в конструктивно-строительном отношении.

Дом Бальо в Барселоне Пряниный домик - сторожка у входа в парк Гуэль В парке Гуэль

Дом, милый дом

Это последнее завершенное творение Гауди отмечено двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. Все поражаются нарочитой криволинейности форм Педреры: кажется, что в здании нет ни одной прямой линии и прямого угла. Дело Фидия с его архитектурным шедевром — Парфеноном, в котором, как говорят, нет ни одного прямого угла, — продолжил каталонский зодчий. У здания сложный криволинейный план, и первоначально Гауди намеревался придать гнутые очертания всем внутренним перегородкам, но потом отказался от этого, сделав ломаные формы, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.

В Каса Мила воплощены принципиально новые конструктивные решения: в здании отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы-лоджии выполняют конструктивную функцию, а кровля опирается на аркады. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, ставшее известным впоследствии как «свободный план». Сейчас этим никого не удивить, и многочисленные лоджии и эркеры «держат» не только плиты, но и общую картинку нынешних многоэтажек, но на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий это решение было революционным и современным (что и означает слово modern).

Кровля здания также диковинна. «Архитектурная прогулка» по крыше Ла Педреры входит в непременную программу туристов, жаждущих ощутить и прочувствовать Барселону Гауди — за это не жалко десятка евро за входной билет. На крыше дома установлена терраса, которая позволяет любоваться каменным паноптикумом, состоящим из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в балахонах с капюшонами. Вся эта фантастическая каменная фауна с флорой облицована майоликой с преобладанием цвета ультрамарина и песчаника. В декоративном решении дома отражена тема природных ландшафтов — морских, подземных, подводных, — характерная для архитектуры стиля модерн. Гауди замыслил и исполнил фасад как окаменевшую волну сказочного моря, а фантастические декоративные мотивы с его легкой руки обрели прописку на фасадах домов всех городов того времени. В Красноярске такое лепное благолепие сохранилось на зданиях авторства Соколовского, Чернышева и Дриженко.

Возможно, Педрера — это лучшее и наиболее полное архитектурное выражение верности природе, которую исповедовал Гауди. Это своего рода рукотворная волшебная гора с пещерами, открывающимися на фасаде, откуда исходит мощная жизненная сила.
Сам Гауди сказал про свое произведение так: «Исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон, и возникнет образ рая… Так мой дворец станет светлее света».

Casa Mila в 1984 году был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия. В доме помимо банка расположен музей, посвященный творчеству Гауди. Таким образом, всякий посетитель получает если не аудиенцию у самого «папы фантастического модерна», то возможность свидания с его духом, витающим, обитающим и ощущаемым в его доме-музее.

Голубая ящерица

Многосторонне развитый универсалист, Гауди строил не только здания — он проектировал и благоустраивал парки с павильонами и скамейками, оформленными с применением мозаики из битого бутылочного стекла и фаянса. Получается, что он был не только гениальный архитектор, но и талантливый ландшафтный дизайнер, а также родоначальник поп-арта. Примером многогранности его творчества может служить оформленный им парк Гуэль. Галереи с наклоненными витыми колоннами, создающими ощущение не то альгамбры в пещерно-сталактитном стиле, не то окаменевшей череды смерчевых завихрений атмосферы, а то и волшебного дремучего леса с кручеными коряжистыми стволами согнутых ветром и временем деревьев.

Меценат Гуэль приобрел этот довольно большой участок земли на окраине Барселоны, чтобы возвести здесь элитное поселение — сегодня его бы назвали коттеджным поселком или таунхаусом. Затея не оправдалась, поскольку желающих переселиться из столичного центра на городскую окраину почти не нашлось, а потому территория стала парком. Из всего задуманного строительства здесь появились лишь два здания у самого входа — небольшие, нечто вроде сторожек привратника. В одном из них поселился и продолжительное время обитал сам архитектор. Строения несут печать мастера и выглядят едва ли не наиболее сказочными — «пряничными домиками» с увенчанными грибочком и крестиком шпилями кровель. В этот сказочный лес, а вернее, парк добираться и сегодня надо потрудиться — от станции метро или остановки автобусов придется шагать пешком минут двадцать. Но все же это не сказочные тридевять земель, и удовольствия с впечатлениями столь малой жертвы стоят.

Здесь же, в парке Гуэль, установлена огромная скамейка в виде ящерицы или саламандры, тело которой инкрустировано, казалось бы, бытовым мусором — осколками битых тарелок и черепками прочей посуды, а также кусками стеклянной массы — смальты. Все это многообразие бывших в употреблении предметов складывается в великолепную мозаику, выступающую керамической чешуйчатой шкурой рептилии. Керамические и стеклянные кусочки преимущественно голубого и синего окраса — словно небесный промысел. Сама скамья, рассчитанная на множество седоков, выполняет коллективно-объединительную функцию — своего рода каталонский танец сардана, только сидячий, а не сплетенный в коллективном объятии хоровод. Опыт первородного поп-арта оказался настолько удачным, что циклопическая голубая ящерица стала одним из символов Барселоны. обрели прописку на фасадах домов всех городов того времени.

Знаменитая скамья в парке Гуэль Фасад храма Святого семейства Храм Святого Самейства

Самый сказочный долгострой

Самым впечатляющим детищем гения Гауди называют начатый им в 1882 году и так и не достроенный по сей день неоготический собор — Искупительный храм Святого Семейства (La Sagrada Familia). Строительные работы ведутся полным ходом и сейчас, но власти обещают завершить это неповторимое и ни с чем не сравнимое великолепие лишь к 2022 году. Если справятся с грандиозной задачей, то срок строительства ограничится всего сто сорока годами — это вдвое меньше сроков завершения большинства знаменитых соборов Европы.

Собор Гауди сложно назвать одной лишь архитектурой — по фактурному исполнению и изящной детальности проработки это скорее скульптура или ювелирное произведение, только не из драгоценных камней, а из местного известняка, мрамора и диабаза. Ни одной прямой линии, при этом вертикальная перспектива лишь усиливается возносящимися в небо стрелами дюжины башен (пока завершены лишь восемь). Поверхностью фасады собора именовать трудно — это рельефное переплетение скульптурных изображений ангелов и птиц, тритонов и жаб, всего сущего и живого, природного и нафантазированного. Издали недостроенный собор напоминает гигантский термитник или замок из песка — свое вдохновение художник черпал из детских впечатлений, наблюдений за морем и облаками. Если взяться за описание сооружения, получится диссертация, да и не одна. Лучше один раз увидеть…

Антонио Гауди родился в 1852 году, на закате наполеоновской империи, и ушел из жизни на семьдесят четвертом ее году, буквально с первыми трамваями. Существует версия, что он в крайней задумчивости был сбит трамваем либо был затерт между мчащимися навстречу составами. Привыкший скромно одеваться и не имевший при себе документов, маэстро был доставлен в больницу для простолюдинов, где и скончался без должной помощи спустя три дня. Исчерпывающей проектной документации Гауди не вел, а почти все наброски и чертежи с макетами сгорели во время пожара его мастерской. Поэтому грандиозное по замыслу и деталировке здание собора застраивается по наитию, причем многими архитекторами сразу.
Так фантастическое сооружение становится коллективным плодом фантазии зодчих со всего мира — не стать бы ему новой Вавилонской башней. Например, на одном из фасадных распятий Спаситель имеет характерный восточный разрез глаз — выполнено японским архитектором. Один из фасадов представлен в классическом готическом стиле, другой — в англиканском и так далее, отчего сооружение становится мультикультурным и эклектичным. Лично мне и многим другим кажется, что не надо домысливать и завершать Искупительный храм Святого Семейства: виденный проект подразумевает по центру огромную башню-купол, так от очаровательной прозрачности короны, составленной дюжиной кружевных башенок, не останется и следа.
Кроме того, в народе бытует поверье, что, пока собор строится, искупаются грехи человечества — а они все копятся, день за днем, век за веком, и этот процесс отвечает физическому закону нарастания энтропии. Может, именно поэтому наиболее знаменитые готические соборы так и не завершены: Шартрский, Ульмский, Реймсский, Нотр-Дам де Пари…

Вклад Гауди в архитектурный облик Барселоны огромен, а многие его творения значатся в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. За истовость и необычность дела всей жизни, неоготического собора, католическая церковь намеревается беатифицировать зодчего, то есть причислить к сонму блаженных. За сотворенные чудеса его вполне можно было бы и канонизировать — правда, как минимум одинсвятой Антоний уже имеется…

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №6 (78), июнь 2010 г.