Шолом, Ершалаим! Салям, Иерусалим!

1583
06 октября 2009 г.
Архитектура и строительство

В названии «Иерусалим» слышится и чудится множество смыслов, подтекстов и созвучий из разных языков и эпох. Звучат в славном имени греческий корень «Иеро», означающий «святость», приветственные «шолом» и «салям»; мерещится даже что-то родное русское. Словно прослоенный и обильно пропитанный историей пирог, «город золотой под небом голубым» манил и привлекал наших соотечественников издавна, а с прошлого года, с введением безвизового посещения Израиля россиянами, поток туристов и паломников умножился. Поддались этому течению и мы, подавшись на экскурсию по святейшим местам трех мировых религий.

Нагромождение храмов и храмин

Конечно, Holy Land — не Диснейленд, хотя оба топонима объединены словом «земля» и общими чертами многолюдного нашествия путешественников, подстрекаемого и поддерживаемого пиарно-рекламными и туристическими компаниями. Надо сказать, что нам очень повезло с проводником по святым местам. Гид, наш бывший соотечественник и доктор исторических наук местного университета — Валерий, начал экскурсию с обзорно-видовой площадки. Здесь же он показал устройство кувуклии — традиционного, вытесанного в скале склепа, в котором хоронили кости, и над которым продолжали вести быт местные жители. Это была грамотно поданная преамбула ко всей экскурсии с её кодой — посещением гробницы Иисуса. В этом мы убедились позднее, на Судной горе.

Как всякий город с четырехтысячелетней историей, Иерусалим не имел достаточного места для того, чтобы разнести жилища живых и пристанища мертвых. Так и жили, бок о бок с останками предков и молитвами, возносимыми к небесам. Иерусалим нарастал постепенно — слой за слоем, дом над домом, храм на храме. Храмы и храмины (могильники) здесь тесно соседствуют, переплетаясь с домами и образуя гигантский каменный муравейник или рукотворную скалу. Иерусалим и есть, по сути, монолитная скала, искусственный утес в горах — ведь город расположен на высоте почти километра над уровнем моря. Здесь прохладнее, чем на побережьях ближних морей, зато растут кипарисы и прочие хвойные растения.

Иерусалим с высоты птичьего полета Иерусалим, старая часть города

На все четыре стороны

Чтобы подчеркнуть сохранность средневекового облика иерусалимских улиц, камни мостовой подновили — но лишь наполовину, посередине, подчеркнув границу старой, стертой веками кладки и булыжного новодела. Разумеется, все живописуемое касается устройства Старого города. Его территория составляет четыре квадратных километра, ограниченная городскими стенами и вратами. Население исторической части не превышает двадцати тысяч человек, тогда как общая численность горожан насчитывает более семисот тысяч — все-таки это столица Израиля, хоть и непризнанная.

Старый город поделен на четыре части: иудейскую, мусульманскую, греческую и армянскую, но по большому счету архитектура мало чем разнится. Многочисленные перестройки и надстройки перемешали стройные минареты мечетей с приземистыми цитаделями синагог, византийские купола с готическими сводами, античные крепостные стены с римскими реликтами. Подобно Иисусу, наша группа, ведомая искушенным гидом, вошла в самое сердце града Израилева, через Львиные ворота.

Стена храма, которого нет

Вся еврейская история делится на периоды, связанные со строительством и разрушением главного иудейского храма. История еврейского народа делится на периоды Первого Храма, возведенного Соломоном и разрушенного вавилонянами; Второго Храма, разрушенного римлянами в 70-м году нашей эры; Третьего — так и недостроенного и стертого персами. Стена Плача (на иврите — Котель) — это все, что уцелело от периода Первого и Второго храмов. Считается, что история еврейского народа обретет полноту, когда будет воссоздан Храм — однако по каким эскизам и в какое мирное время, пока неведомо. Израильтяне беспрестанно конфликтуют с арабскими соседями, и сама Стена то и дело меняла протекцию. Одним лишь плачем и войнами успеха не добьешься.

Собственно сама Стена никогда не являлась частью Храма, но осталась единственным молчаливым свидетелем его существования. Она была возведена царем Иродом (37–4 годах до н.э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, за счет чего увеличивалась площадь Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтесанных камней разной величины со слегка выступающей прямоугольной филенкой лицевой стороны. Отсутствие раствора и наличие щелей позволяет сегодняшним паломникам обращаться с посланиями к Богу напрямую, минуя священников. Записочки Всевышнему всовывают не только евреи, но и все остальные.

Если говорить о самом Храме, то по свидетельствам древних историков, это сооружение было не только величественным, но и прекрасным. Есть о чем посожалеть и поплакать…

Стена плача В Иерусалиме Храмовая гора, старая часть Иерусалима

Стена, которая есть

Очень зримой выглядит граница раздела Ирусалима на палестинскую и израильскую части. Она четко очерчена кровлями зданий: черепичными крышами более комфортабельных и красивых зданий евреев и крашеными жестяными плоскостями арабских жилищ. Архитектура более успешного и богатого иудейского населения заметно контрастирует с братской арабской. Ещё более зрима и ощутима разделительная стена, призванная оградить израильтян от террористических вылазок со стороны вечно недовольных соседей. Она возведена совсем недавно и нависает наклонной, серой и бетонной громадой над автомобильной дорогой по линии градораздела. Если Берлинскую стену снесли, то Иерусалимскую возвели — в то же время перемен…

Главный гроб христианского мира

Храм Воскресения Христова больше известен как храм Гроба Господня, что, наверное, правильнее — ведь этот культовый комплекс охватывает большую часть последнего отрезка земного пути богочеловека, от суда и казни до погребения с миропомазанием и воскрешения.
Надстройка над последними остановками последнего маршрута Иисуса проводилась на протяжении полутора тысяч лет. Нынешний букет сакральных сооружений — «новодел» Нового Времени. От храмовых построек времен Константина и матери его Елены до наших дней практически ничего не дошло — лишь сами предметы поклонения.

Современный храм Гроба Господня представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия и Кафоликон — соборный Храм, являющийся кафедральным для Иерусалимской православной патриархии, а также подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и прочую наземно-подземную инфраструктуру.

Самым аутентичным фрагментом новозаветного периода является Кувуклия — домовая гробница традиционного образца, высвобожденная из окружающей скалы и обтесанная по периметру. Это собственно и называется Гробом Господним. Кувуклия довольно проста по отделке и убранству — пример христианской схимы и образец для подражания. Именно внутрь Кувуклии в пасхальную ночь нисходит благодатный огонь, развозимый затем священниками по всем христианским церквям.

В остальном, храм производит смешанное впечатление: здесь очень много суетного и нарочито мирского, хотя присутствие чего-то необъяснимого и мистического ощущается. Нельзя считатьэтот храмовый комплекс ансамблем, да и внешне он не выглядит достаточно ухоженным. Впрочем, этому есть очень простое объяснение…

Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня

У семи нянек…

Ситуация с содержанием храма Гроба Господня — как в пословице про семь нянек и одноглазое дитя: принадлежа одновременно шести конфессиям, здание на протяжении веков так и пребывает в сносном, но весьма удручающем состоянии. Существует предубеждение, что та церковь, которая произведет достойный ремонт здания, и станет главной в его распоряжении — вот и стоит величайшая святыня христианского мира с текущей кровлей и облупленными фасадами.

В былые времена мусульмане отхватили и переделали под мечеть добрую часть храмового сооружения, да и остатки также неоднократно переделывались. Так, например, главные ворота сужались трижды, чтобы арабы и турки не въезжали в него на лошадях — в итоге для того, чтобы попасть внутрь, надо не просто ступить вниз, но и согнуться, преклонив голову. В этом, впрочем, символически проявился призыв к смирению. Это святое для христиан место стало ареной политических игр их правителей. Несмотря на то, что сам Христос гнал торговцев из храма, коммерция процветает внутри и снаружи, да и само его функционирование поддерживалось значительными финансовыми вливаниями правительств мировых держав. Франция поддерживала католиков, царская Россия — православные конфессии, но в результате фасадно-раздельный статус-кво сохраняется во всей своей внешней неприглядности.

Новая жизнь древнего города

Древний город продолжает жить и развиваться. «Окаменело» в музейно-храмовом оцепенении его историческое сердце — Старый город, а тело продолжает разрастаться вширь архитектурой, современной сменяющимся эпохам. В городскую ткань деловых и жилых кварталов стал вклиниваться даже хай-тек — не такой нарочитый, как в Лондоне и Москве, но и не столь уж неприметный. Конечно, развитие Иерусалима направили в русло британцы, под протекторатом которых эти территории находились в начале прошлого века. В городе разрешено было строить в рамках сложившегося высотного силуэта и исключительно в песочно-золотистой гамме — это правило сохраняется и поныне. Не пренебрег им и Сантьяго Калатрава, спроектировавший железнодорожный виадук — гигантскую «арфу», взметнувшую свои струны-стропы на высоту 120 метров. Впечатленный золотым куполом мечети на Храмовой горе, архитектор ни в какую не захотел отказаться от золочения в своем проекте — несмотря ни на какие уговоры. Он же собирается построить музей современного искусства на территории Русского подворья.
Другой мэтр, Фрэнк Гери, строит Музей толерантности, напоминающий разваливающийся на части турбореактивный двигатель. Если добавить к этим проектам намечающуюся реконструкцию площади Давида архитектором Риккардо Легоррета, современного променада в районе Мамилла и появление дюжины ландшафтных объектов Марты Шварц вплотную к библейским сооружениям, можно прийти к выводу, что Иерусалим не переживал такого архитектурного расцвета со времен самого Ирода Великого. Об этом же свидетельствуют и многочисленные краны, взметнувшиеся над Святым городом.

Виадук Калатравы в Иерусалиме Новостройки в старинном городе

Нынешний Иерусалим отстраивался и отстраивается и менее пафосной архитектурой, нежели творчество архитектурных звезд. Основанный в 1926 году университет, в числе учредителей которого значились и такие светила науки как З. Фрейд и А. Эйнштейн, начинал строиться на горе Скопус, но впоследствии оказался в разбросанных по всему городу корпусах. С 1950-х годов университетские кампусы, а также медицинский центр Хадасса со своей инфраструктурой, сосредоточен в районе этой горы. Цитадельной угловатостью зданий современная архитектура Иерусалима восходит к канонам и традициям иудейского зодчества. Даже кварталы довольно простых решением жилых домов словно сгруппированы когортами воинов, образуя плотно застроенные островки и форпосты. Все потому, что в Иерусалиме тесно — город зажат между холмов, а ввысь ему строиться запрещено ЮНЕСКО и сейсмологией.

Все же Святой город продолжает жить и развиваться — ведь израильтяне считают Иерусалим своей столицей — равно как и палестинские арабы. Своим считают город и паломники всех аврамических религий, а потому этот град принадлежит всему миру. Так живи и здравствуй, древний город! Салям, Иерусалим! Шолом, Ершалаим!

Геннадий Рыбаченко
Фотографии Леонида Жбанова

Источник: Журнал «Сибирский дом» №8(70), сентябрь 2009 г.