Росси, но не тот | Архитектор Альдо Росси

4183
11 мая 2009 г.
Архитектура и строительство

Россия благодарна Карло Росси, украсившему Петербург великолепными дворцовыми ансамблями. Другой архитектор, однофамилец и соотечественник - Альдо Росси - творил красоту в родном Милане. Надо сказать, что в отличие от однофамильца Карло, творчество Альдо не барочное, а скорее мрачное. Притом, несмотря на аскетическую простоту форм его проектов, Росси был удостоен в 1990 году высшей архитектурной награды - Прицкеровской премии. Поэтические строки почти про него: он недолюбливал овал и обожал абрис квадратный…

Рационалиссимо - Россионалиссимо

Архитектура отличается от других пластических искусств почти исключительным прагматизмом и рационализмом - зодчий возводит дома, предназначенные для работы и комфортного проживания. Конечно, так же подверженная переменам времени и моды, архитектура то расцвечивалась цветочками и ангелочками, то устрожалась элементами под военную форму и дисциплину тоталитаризма, но сути своей не меняла - это искусство созидания обитаемой среды.

Кстати говоря, романская архитектура всегда выглядела весьма строгой и практичной - поэтому итальянец Альдо Росси следовал традиции далеких предков - строителей Римской империи. Его кварталы, музеи и отели будто сжались в напряженный кулак и ощетинились амбразурами окон - как фортификации античных римлян. Так что новое опять оказывается вовремя вспомненным "хорошо забытым старым", и мир чествует очередного новатора реставратора…

Реальные здания работы Росси удивительно напоминают художественный мир итальянского живописца философа Джорджио де Кирико. За это сходство творческую манеру Росси назвали «метафизической»

Альдо Росси прослыл неорационалистом в архитектуре. В своих текстах и изысканиях он подвергал критике характерное для архитектурно градостроительной практики 1960 х годов отношение к городской среде. Архитектор спорил с представлением о том, что город может проектироваться и создаваться как единовременно возникающий объект, существующий вне времени. Города, по мнению Росси, имеют тенденцию развиваться во времени и накапливать "коллективную память". Таким образом, "несущий каркас" города - это совокупность его памятников архитектуры.

Постное лицо постмодерна

Альдо Росси часто называют "поэтом, которому случилось стать архитектором". Хотя по его проектам было построено сравнительно немногое, его теоретизирование на тему дизайна с акцентом на технологичности и функциональности модернизма, стали важной частью профессиональных архитектурных дебатов. Росси часто использовал сложившиеся веками архетипические формы в попытке переустановить связи с коллективной памятью городской среды. В его практических проектах простые по форме объемы - куб, цилиндр, конус, призма, полиэдр, шар - становятся стихийным воплощением башен, крыш и колонн. Все подчинено законам жизненного развития и бытовым удобствам - квадратура жизненного цикла и кубатура жилого дома. Таково архитектурное лицо постмодерна, как постная кухня - простая и в то же время полезная…

Метафизика и диалектика города

Истоки вдохновения Росси можно обнаружить в работах представителей "метафизической живописи", и, прежде всего, Джорджо де Кирико. На его полотнах изображены залитые солнцем и пронизанные воздухом городские пейзажи - безлюдные, но по ощущениям живущие какой то внутренней жизнью. Де Кирико творил свои иллюзорные миры тоже не на пустом месте - на его картинах сплошные римские портики. Аркады. Колоннады. Башни и площади строгих геометрических очертаний. Примерно в таких формах разрабатывал свои проекты и Альдо Росси.

Современный город диалектичен и развивается по своим законам. Росси занимался дизайном, ставшим частью "индустрии города" - даже большей, чем простое вливание - освежением облика города. Каждый из его проектов, будь то жилой квартал, офисный центр, гостиница, кладбище, плавучий театр, кресло или кофейник, ловил и фиксировал суть предназначения. То есть все подчинено законам диалектики: время родиться, поработать, отдохнуть, выпить кофе, состариться и упокоиться с миром. Полный жизненный цикл любого горожанина…

Альдо Росси

Альдо Росси (1931 1997) итальянский архитектор, уроженец Милана. Неорационалист, постмодернист, теоретик современной городской архитектуры, дизайнер интерьера. В 1990 году получил Прицкеровскую премию.

Дом, миланский дом…

Хотя название "Gallaratese II" звучит почти как турецкий "Галатасарай", этот жилой квартал расположен в родном и милом сердцу архитектора Милане. Этот жилой комплекс, рассчитанный на 2400 обитателей, у нас бы привычно обозвали микрорайоном. "Gallaratese Quarter II" спроектирован как самодостаточная "деревенька" - со своей развитой социальной инфраструктурой, включающей школу, "Социальный Дворец" (вроде нашего ДК), магазины и прочее. Такой комплексный подход к проектированию отвечал философии архитектора, согласно которой архитектурная суть здания предопределяется прежде всего его предназначением (школы, больницы, тюрьмы) и выражается в использовании первичных форм, пространственных осей и повторяющихся элементов фасадов. Миланский квартал Росси расчерчен крест накрест двумя осями, идущими с севера на юг и с запада на восток, все пространство пронизано светом и воздухом. А здания перекликаются формами и умеренным фасадным декором. Такой подход изобретен задолго до Росси и очень привычен нам, что тоже неудивительно - архитектор неоднократно приезжал в Советский Союз и делился опытом с нашими градостроителями. Так что, будете в Милане - почувствуете себя, как дома.

Театр на плаву в лагуне

Практика возведения зданий для представлений на плавучих платформах в Венеции существовала еще в восемнадцатом веке - в городе с дефицитом островных территорий возводить или подгонять времянки на время иррациональных карнавалов надоумила сама рациональность. Альдо Росси реанимировал эту идею и развил ее: с помощью таких подвижных зданий можно преображать городские ландшафты очень быстро и так же скоро возвращать им прежний привычный облик. Сам автор охарактеризовал свой проект как "место, где заканчивается архитектура и начинается мир воображения". Здесь уместна цитата из Шекспира "весь мир - театр", которая прямо звучит в названии плавучего здания "Teatro del Mondo", то есть "Мировой театр". Здание было построено к венецианской бьеннале 1979 года и подогнано к главной венецианской площади Сан Марко. Здание, похожее на чайник с крышечкой было построено на поверх деревянной баржи и каталось вокруг всей Венеции, меняя ее привычные пейзажи и привнося дополнительной загадочности ее романтическому облику.

Проект Росси был восстановлен в 2004 году в Генуе, служившей в том году "культурной столицей Европы". Баржу с театром швартовали в старом порту, а точно такую же копию катали на колесной платформе внутри комплекса герцогского палаццо. Организаторы генуэзского форума 2004 года назвали восстановленный проект Росси "программным символом и совершенным образцом перемены констант".

Театр счастливого папы Карло

Еще раньше, задолго до реконструкции плавучего театра, Генуя была отмечена плодами творчества Росси. Правда, это тоже реконструкция - достройка старинного театра, пострадавшего в результате бомбежек 1943 года. Генуэзский "Teatrо Carlo Felice" был построен архитектором Карло Барбарана в 1826 28 годах. Он служит главным оперным домом города и назван в честь тогдашнего герцога Карло Феличе. Так что театр можно с полным правом назвать театром двух пап Карло, один из которых носил прозвище "счастливый" (felice). Альдо Росси посчастливилось прислониться к этому "Феличию": от прежнего здания остался лишь скелет из стен и портиков, лишившийся купола и интерьеров с богатым лепным и скульптурным декором эпохи рококо. Росси, приступивший к работе в 1977 году, не стал зажиматься рамками классики, а потому некоторые части исторического здания, включая интерьеры, были исполнены в весьма современном ключе. На руинах вырос характерный для Росси параллелепипед с рядами квадратных окон бойниц. Здание кентавр открыло два своих зала (большой на две тысячи мест и малый на двести) в июне 1991. Любители итальянской оперы были счастливы…

Teatro Carlo Felice в Генуе — главная оперная сцена вот уже два века Квартал «Quartier Schutzenstrasse» в Берлине

Колодец под берлинским небом

Берлинский квартал "Quartier Schutzenstrasse" выстроен в том же стиле, что и здания, расположенные блоками в этом районе немецкой столицы, поблизости от места раздела города на западную и восточную части. Приязнь немцев к квадрату как нельзя более гармонично соединилась с геометрическими пристрастиями Альдо Росси. Росси с немецкими соавторами решили отказаться от визуальной монолитности квартала и "разбили его на отдельные блоки с разной фактурой и расцветкой фасада. Разнородные блоки сливаются в единую, полую внутри, башню - с колодцами внутренних дворов. Такая традиция была характерна и для немецкой, и для итальянской урбанистики. Слово "квартал" в случае с берлинским Kaasse обрело первоначальный смысл: и композиция в плане квадратная, и внутри конгломерата зданий организованы четыре внутренних двора. Комплекс зданий на Schutzenstrasse напрямую цитирует устройство внутреннего патио римского Palazzo Farnese эпохи Возрождения - в этом проявились и специфический юмор, и связь с классикой, присущие постмодернизму.

Музей для "чайников"

Здание музея современного искусства Bonnefanten в голландском Маастрихте внешне очень походит на огромный чайник современного дизайна, скажем от Tefal. Это не удивительно. Ведь Альдо Росси известен не только как архитектор, но и как дизайнер чайно кофейной посуды, и очень часто эти его две ипостаси перекликаются. Кроме того, современное искусство по большей части и рассчитано на "чайников", внушить которым мысль, что квадраты и треугольники Малевича - это вершины изобразительного искусства, чрезвычайно легко. Тем не менее, в индустриальный пейзаж Маастрихта здание Росси вписалось очень гармонично, став одной из городских достопримечательностей. Отражающийся в водах Мааса музейный сосуд наполнен гармоничной ему экспозиционной начинкой.

Памятники ритуальной архитектуры

Высказывание Росси "Архитектура в большей степени ритуал, чем творчество" выразилось в его творчестве впрямую - в ритуальной архитектуре. Едва ли не самым выразительным и признанным произведением мастера считается муниципальное кладбище в Модене. Кладбище в старинном городе, конечно же, насчитывает многие века своей истории и десятки тысяч похороненных здесь граждан Модены. Росси предстояло модернизировать моденское кладбище, и эту задачу в строгих и скорбных формах он успешно выполнил.

Кладбище Альдо Росси - это путешествие сквозь лабиринтные галереи "дома усопших". Несколько комплексов зданий идут параллельно друг другу к центральной "оси". В центре должен быть достроен склеп, который, когда будут закончены все работы, составит ансамбль с конической башней символической общей могилы.

Это кладбище вертикального типа. Там все заставлено страшными бетонными доминами в подтеках, в гуще которых "сокрыт" красный куб с маленькими квадратными дырочками, упорядоченными, как матрица. В интерьере там присутствуют только металлические лестницы и розоватые ниши в стенах, предназначенные для урн с прахом - выходит, что это не просто кладбище, а колумбарий. Прослеживается перекличка со знаменитым "Квадратным Колизеем" римского района EUR - Росси, разумеется, хорошо знал архитектуру этого Дворца цивилизаций, построенного при Муссолини, и не мог не вступить с ней в диалог. Сейчас для всех участников это диалог посмертный - Альдо Росси погиб в 1997 в автокатастрофе в родном Милане. Жизненный цикл завершился, но плоды творчества остались служить живым…

Геннадий Рыбаченко
По материалам прессы

Альдо Росси (1931 1997) - итальянский архитектор, уроженец Милана. Неорационалист, постмодернист, теоретик современной городской архитектуры, дизайнер интерьера. В 1990 году получил Прицкеровскую премию.

Источник: Журнал «Сибирский дом»