Их Либескинд | Американский архитектор Даниэль Либескинд

4708
21 апреля 2009 г.
Архитектура и строительство

Ich liеbe hi tech - в переводе с немецкого, эта фраза означает "мне нравится хай тек". Она вполне могла бы стать девизом творчества архитектора с созвучной фамилией Либескинд - силуэты его зданий весьма впечатляющи и напоминают не то заостренные кристаллы, не то паруса огромных кораблей, не то орбитальные космические станции. Даниэль Либескинд давно стал архитектурным космополитом - с той поры, как в 1959 году переехал из родной Польши в США. Их Либескинд чуть было не стал нашим, но его проект питерского офиса "Газпрома" не победил в конкурсе. Зато его проект здания взамен протараненных манхэттенских башен близнецов одержал верх над остальными.

Макет проэкта Проект «зеленого небоскреба» на Манхэттене: из квартир можно будет выходить на увитые зеленью террасы

Вундеркинд по фамилии Либескинд

Даже в свои нынешние 62 архитектор сильно походит на умненького и нервного ботаника - в негламурном и строгом деловом костюме и квадратных роговых очках. Столь же по мальчишески дерзкими смотрятся его творения, врезающиеся в городские пространства по всему миру. Познание мира порождает печали, и это "горе от ума" отчетливо выразилось в жестких формах и холодно землистых тонах окраски фасадов зданий господина Либескинда.

Даниэль Либескинд родился в 1946 году в разрушенной войной Польше, и его детство с отрочеством отнюдь не было расцвеченным реалиями социалистической эпохи. Это не могло не сказаться на формировании эстетических воззрений молодого человека. Будучи подростком, он успешно занимался рисованием и в совершенстве освоил аккордеон, даже виртуозно исполнил несколько номеров по польскому телевидению. Еще не достигнув совершеннолетия, в 1959 по совместной образовательной программе он едет в Нью Йорк. Это была чуть ли не последняя возможность выехать из соцлагеря - почти сразу после этого железный занавес плотно оградил Польшу от запада. В 1965 Либескинд обретает американское гражданство, а по окончании архитектурного отделения высшей школы наук и искусств и аспирантуры, а затем работы в нескольких архитектурных бюро, в 1970 молодой Либескинд совместно с супругой организует свою собственную студию. Фирма Либескиндов в основном занималась расчетами конструкций и разработкой интерьеров. Попытки заняться комплексной разработкой зданий получилась в 1987 - это было здание для Западного Берлина, однако после падения известной стены генплан немецкой столицы был пересмотрен и от проекта отказались. Лишь в возрасте 52 х архитектор представил полный проект собственного здания - зато какого! Проект мемориального музея в Берлине воплощался в бетоне и стекле на протяжении десяти лет и стал апофеозом творческого видения истории и себя в ее зеркале. Последовали другие объекты мемориальной направленности в городах Италии, Германии. Англии, Дании и Израиля, но большая часть музейных и деловых объектов мистера Либескинда сосредоточена в городах США и Канады. Охвачен, правда, и Восток - Сеул с Гонконгом и Сингапуром. Среди объектов авторства Либескинда музейные здания, высотные кондоминиумы и штаб квартиры таких восточных гигантов как Sony и Hyundai. Это не считая множества театральных декораций и галерейных интерьеров, коих в послужном списке Либескинда немало. Архитектор в полном расцвете сил неустанно проектирует и ожидает воплощения своих замыслов по всему свету, читает лекции и пишет книги. За свои объекты и проекты архитектор удостоен множества наград и званий: от международных премий RIBA и венецинских бьеннале до "Человека года" по версии журнала "Time" и музейных форумов в Тель Авиве и Хиросиме.

архитектор-деконструктивист

Даниэль Либескинд — американский архитектор-деконструктивист польского происхождения. является лауреатом премии в области архитектуры американской академии искусств и литературы и Берлинской культурной премии (1996); обладателем Немецкой архитектурной премии (1999), медали Гете (2000), приза хиросимы в области искусства (2001). В 2004 году Либескинд был выбран первым послом по вопросам культуры и архитектуры в программе государственного департамента США «Культурная инициатива». автор и участник многочисленных амбициозных проектов.





Я поведу себя в музей…

Фамилия Либескинд отнюдь не польская или немецкая, и в память погибших в ходе холокоста родственников архитектор спроектировал Еврейский музей в Берлине. И не только там - музеи еврейской культуры по проектам Либескинда построены или строятся в Копенгагене и Сан Франциско.

Экспозиции Берлинского Judisches Museum охватывают два тысячелетия немецкой еврейской истории. Особенность этого грандиозного объекта в том, что здание располагается одновременно на территории прежних восточного и западного Берлина. Таким образом, музей призван примирить не только внутригерманские этносы, но и прежних противников по "холодной войне". Не только само здание и окружающее музей пространство "колет" глаз угловатыми заостренными формами и строгими фактурами. Внутри музея созданы мрачные и гнетущие интерьеры, в которых восприятие экспонатов усиливается с помощью звука и света. Центральная и ударная часть музея - это башня Холокоста. После того, как посетители входят, дверь за ними захлопывается, и они оказываются в бетонной камере, куда дневной свет проникает через единственное окно, находящееся высоко на стене. Вселенский ужас и впечатления концлагеря посетителям обеспечены. Берлинский музей, по мнению многих - сам по себе экспонат и практически не нуждается в наполнении. Поэтому при задумке аналогичного музея в московской Марьиной Роще первоначально для участия в проекте Либескинда пригласили, но затем отказались от этой идеи - в столь выразительном здании невозможно ничего выставлять…

Однако зодчий востребован в других местах, северной Европе, Великобритании, Северной Америке. Имперский военный музей в Манчестере - это первый британский проект Либескинда. По авторскому замыслу крытое алюминием здание символизирует своими формами единение стихий - воды, земли и воздуха. Огонь, по всей видимости, с лихвой представлен в музее огнестрельными экспонатами. В ближайшие годы здание может стать не только залом славы британского имперского оружия, но также главной достопримечательностью и символом Манчестера. Забавно, но тендер на строительство и оборудование будущего музея выигран сплошь иностранцами, но нордический характер англо саксонской и германской групп во многом схож, да и имперские амбиции британцев исторически подпитаны викингами, норманнами и прочими варварами. Здание Imperial War Museum - еще одно тому подтверждение.

Либескинд коснулся своими руками и Торонто - старейшего канадского Royal Ontario Museum, пристроив к нему галерею "Кристалл Ли Чин". Свое "кристаллическое" название здание получило за внешний вид и внутреннюю структуру. По замыслу автора оно представляет собой фигуру пересечения пяти различных по форме объемов, расположенных таким образом, что возникает впечатление огромного кристалла, вырастающего из земли и прорастающего сквозь историческое здание музея. Антитеза старого и нового, в неизбежной связке - характерная черта течения деконструктивизма в культуре постмодерна.

Все архитектурные мэтры принялись увлеченно проектировать музейные комплексы. Впрочем, Либескинд этим занимался всегда, а потому очередные его предложения покоряют не столько своей неожиданностью, сколько дерзкой новизной. Можно предположить, что зодчего тянет на географическую родину - ведь им представлены проекты комплексов для Варшавы, Познани и Вильнюса. Для литовской столицы архитектор спроектировал филиал музея современного искусства в обойме фонда Гуггенхайма. Правда, в свете последних экономических событий в мире этой прибалтийской затее, скорее всего, предназначено упокоиться с миром…

Ломанная конструкция фасада, залов и лестничных пролетов еврейского музея в Берлине Решение пространства торгового центра в Берне (Швейцария) в духе деконструктивизма

Архитектурный нерв

Архитектура Либескинда какая то нервная, а значит, неровная - острые углы зданий пронзают городские пространства, а холодные цвета и скользкий блеск стекла с металлом усиливают впечатление напряженного анти комфорта. Такое пристрастие к жестким формам и фактурам вполне отвечает скорби вечно гонимого народа, кровь которого течет в жилах зодчего. Эта архитектурная "жесть" выпирает из всего созданного Либескиндом. В принципе, вся иудейская архитектура и орнаментика с древности тяготеет к "поджатым" и угловатым формам: каббалистические символы и силуэты синагог настраивают на собранность и готовность к худшему. Надо заметить, что именно либескиндовы объекты лучше других вписываются в отмеченные трагическими эпизодами городские пространства, будь то практически полностью разбомбленный Берлин или Ground Zero на месте рухнувших 11 сентября башен WTC.

Рассказывают, что такие эстетические мотивы господина архитектора вполне соответствуют складу его характера и нервной, угловатой жестикуляции. Все, что внутри, прорывается наружу и запечатлевается в творчестве…

Несостоявшийся триумф

Крупнейшая российская монополия устремилась запечатлеть имперские амбиции в архитектурных визитках своих офисов. Вслед за московской штаб квартирой стоимостью несколько миллиардов "Газпром" решил визуально подмять и северную столицу, построив практически город в городе - "Газпром Сити". Да не где нибудь, а в самом центре Санкт Петербурга, напротив Смольного монастыря - да и ни много ни мало, а втрое выше допустимого высотного силуэта города. Культурная общественность возмутилась и вышла на демонстрации протеста, ЮНЕСКО пригрозила вычеркнуть город из списка всемирного культурного наследия, но пока это ни к чему не привело. "Газпром" всесилен, и даже питерец В. В. Путин молвил, что все решать г же губернатору. Конкурс на проект нового офиса газового гиганта был объявлен и привлек с десяток ведущих мировых архитекторов, включая Нувеля, Фостера и Либескинда. Проекты сильно разнились обликом: один напоминал три мачты парусника, другой - ростральную колонну, третий - спиральную лестницу в небо.

Либескинд предложил подобие огромной триумфальной арки. Это огромная арка как символ Санкт Петербурга, как "ворота в небо". По замыслу автора, здание не должно было выглядеть статичным, но "двигаться" с лучами света и их отражением в реке, гибкость и пластика должны быть в нем главными. Попытка триумфального вхождения Либескинда в питерские небеса не увенчалась успехом - победила гигантская разноцветная "кукурузина" от шотландского бюро RMJM. Впрочем, ситуация поменялась, и вполне возможно, что "Газпром" откажется от своей затеи протянуть свою трубу и в небо

Латание Манхэттенской бреши

Фундаменталистские стоматологи вырвали два передних зуба из архитектурной улыбки Манхэттена - 11 сентября 2001 года два высочайших здания мегаполитического острова обрушились в результате атаки "соколов Бен Ладена". Свято место пусто не бывает, и в 2003 конкурс проектов замены обрушенным башням Всемирного Торгового Центра выиграл Либескинд. Для него это место и память о небоскребах WTC значат много - именно поблизости он подростком поселился по прибытии в Нью Йорк.

Башня Либескинда претендует стать одним из самых высоких зданий в мире. На небоскребе будет установлен шпиль, а общая высота конструкции составит 532 метра, тогда как конкурировавшее здание "Всемирного культурного центра" предполагалось высотой 500 метров.

В башне Либескинда под офисы отводятся нижние 70 этажей, выше же будут "Сады мира", которые должны стать новой туристической достопримечательностью. Строительство нового символа и архитектурной доминанты Манхэттена планируется завершить в 2014 году.

Небоскреб The Ascent у моста Рёблинга, Ковингтон (Кентукки, США). Либескинд продолжает  внедрять идею экологичных зданий — такой небоскреб должен вскоре появиться на Мэдисон-авеню в Нью-йорке

Рецессия с Депрессией

Не единой башней зодчий почтил Нью Йорк. Спроектированные Либескиндом башни Мэдисон Авеню можно назвать постройками поры Великой Рецессии возле памятника времен Великой Депрессии. Эта перекличка времен и архитектурных стилей характеризует мистера Либескинда как нельзя лучше - он бережно и уважительно относится к исторической среде и творениям предшественников.

О планах Либескинда и девелопера Elad Properties возвести на Мэдисон Авеню очередной жилой дом стало известно еще в 2007, когда ничто не предвещало мировой финансовой бури. Подробности были представлены не на лентах новостей, а на страницах вышедшей книги Либескинда Counterpoint, где детально был представлен проект этого 300 метрового небоскреба. Он будет выстроен неподалеку от башни Рема Колхаса, но у этой постройки больше общего со зданием корпорации "Херст" Нормана Фостера. Британец возвел свою башню над зданием конца 1920 х в стиле Ар Деко, накрыв его словно музейным киотом. Либескиндова башня так же будет возведена над недостроенным небоскребом того же времени, одной из "жертв" Великой Депрессии. Стеклянная труба сооружения Либескинда займет только часть этой исторической постройки в стиле Ар Деко, как будто "наплывая" на нее с торца. Для того, чтобы сделать свое здание более уместным в историческом окружении (совсем рядом находится "МетЛайф Тауэр", бывший в 1909 1913 самым высоким в мире зданием), Либескинд предложил сделать в его фасадах широкие проемы, где будут располагаться зеленые террасы и балконы квартир. Вот что значит комплексный подход: тут тебе и история, и экология, и экономия - в рецессивно депрессивные времена это немаловажно…

Калифорнийский мираж

Комплекс MGM Mirage City Center - это совместное детище медийной компании компании MGM и восьми архитекторов с мировыми именами, в числе которых Даниэль Либескинд. Этот архитектурно киношный "Мираж" должен возникнуть в игорно иллюзорном Лас Вегасе.

В общей сложности площадь будущего комплекса составит более 46 тысяч кв. метров. В нем разместятся 2700 частных апартаментов, два бутик отеля на 400 номеров, а также 60 этажный отель казино на 4000 номеров. Общий бюджет проекта составляет более пяти миллиардов долларов, что делает его крупнейшим частным проектом на территории США.

Студией Либескинда разработан проект торгово развлекательного комплекса. Проект узнаваем: те же кристаллические формы с остроугольными сверкающими гранями фасадных завершений. Органично сведенные воедино металл и стекло "скрывают" под своими покровами традиционное американское пространство гипермаркетов, внутри которых атриум вестибюль, длинная торговая аллея и фонтаны. Окончание строительства грандиозного проекта Mirage City Center, к которому уже успел приложить свою руку лорд Фостер, планировалось к концу 2009 года, но как выйдет на деле, одному лишь Богу известно….

Жемчужина из коллекции Либескинда — центр «Ли чин» в торонто (Канада), получивший название «Кристалл»

Архитектурный контрапункт

Определение архитектуры как "застывшей в камне музыки" довольно затасканное, но верно подмеченное - в обеих музыках есть гармония, ритм, мелодия, аранжировка. Контрапунктом в музыке называют гармоническое сочетание в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких самостоятельных голосов, мотивов, мелодий, звучащих одновременно. Иногда под контрапунктом понимают мелодию, сопровождающую основную.

"Контрапунктом" (Counterpoint) назвал свою новую книгу профессор "музыки в камне" Либескинд. Книга вышла буквально на днях, в конце февраля 2009 и представляет наиболее полное изложение эстетических воззрений признанного архитектурного мэтра. Этот его сравнительный экскурс в историю архитектуры позволяет читателям рассмотреть ее портрет изнутри - глазами автора, ее творящего. Законы гармоничных сочетаний построек прошлого и настоящего иллюстрируются на примере тридцати выдающихся объектов мирового зодчества. Книга содержит немало рисунков, фотографий и рендеров завершенных и планируемых к строительству по всему миру объектов, а также (что совершенно естественно) собственных готовых и готовящихся проектов. Рассуждения архитектурного маэстро о законах гармонии несомненно будут очень любопытными для широкого круга знатоков, хотя его собственная "музыка" порой звучит довольно резко и атонично - это такой Стравинский в архитектуре. Какое время - такая и музыка…

Сергей Волочаев

Источник: Журнал «Сибирский дом»